город Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А40-119301/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бондарева А.В., судей Александровой Г.С., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Воронкиным Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ГБУ г.Москвы Психоневрологический интернат N 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2021 года по делу N А40-119301/21, по иску ГБУ г.Москвы Психоневрологический интернат N 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы,
Управление Росреестра по Москве
о признании права собственности
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Черненилова Ю.С. по доверенности от 28.04.2021 г.,
диплом N ВСА 0966880 от 07.07.2009,
Чупанов А.А. по доверенности от 23.11.2021 г.,
диплом N 137724 3365134 от 29.09.2017 г.;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: Департамент городского имущества города Москвы: Горчакова Е.А. по доверенности от 29.12.2021 г., диплом N ВСБ 0215644 от 30.06.2004 г.;
Управление Росреестра по Москве: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ГБУ г.Москвы Психоневрологический интернат N 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ответчик) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001, расположенный по адресу: г.Москва, ул. Лосиноостровская, д.27, за Департаментом городского имущества и признании за истцом права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Управление Росреестра по Москве.
Решением суда от 30.11.2021 г. в удовлетворении иска было отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права, на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционного суда представители истца доводы апелляционной жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным.
Представитель ответчика, третье лица в судебное заседание не явились, извещены. Дело рассмотрено в порядке ст.ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствии указанных лиц.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом по правилам, предусмотренным главой 34 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При этом суд исходит из следующего.
Обращаясь с данным иском, истец указывает, что ГБУ г.Москвы Психоневрологический интернат N 22 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы расположено на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0002001:1001, расположенный по адресу: г.Москва. ул. Лосиноостровская, д.27.
Указанный земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 был предоставлен под строительство НПИ N 22 на основании решения Исполнительного комитета Московского городского совета депутатов трудящихся N 28/11 от 22.07.1996 г., об отводе УКС Мосгорисполкома земельного участка по Лосиноостровской улице 21-25 под строительство учреждения, разрешительного письма Главного архитектурно-планировочного управления г. Москвы от 17.07.1967 г., об отводе земельного участка до 2,5 га по Лосиноостровской улице под строительство учреждения, акта Управления регулирования застройки и отвода земель 275/11-к от 15.08.1968 г. о предоставлении земельного участка 21-25 по Лосиноостровской улице был выделен под строительство Учреждения.
Как указывает истец, в октябре 2010 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве проведена внеплановая проверка соблюдения земельного законодательства РФ, в ходе которой было выявлено нарушение, выразившееся в использовании ГБУ ПНИ N 22 земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 без оформления в установленном порядке документов, устанавливающих право на данный земельный участок, предусмотренных статьями 25, 26 ЗК РФ, о чем составлен акт N б/н от 22.10.2010 г.
ГБУ ПНИ N 22 выдано предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 22.10.2010 г. и необходимости оформления земельно-правовых отношений на земельных участок в срок до 22.04.2011 г.
Истец неоднократно обращался в органы исполнительной власти города Москвы и Российской Федерации, а также в ФГБУ Национальный парк "Лосиный остров" с просьбой об оказании содействия в оформлении прав на земельный участок, располагающийся под зданиями, принадлежащими истцу на праве оперативного управления.
По результатам рассмотрения обращений истца, Управление Росреестра по Москве письмом от 22.12. 2014 г. N 16-7115/2014 сообщало, что оформление земельно-правовых отношений на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 возможно после проведения ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" кадастровых работ по уточнению границ, а также постановки на государственный учет с последующим оформлением права на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:6, в границах которого находится земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001.
Письмом от 10.02.2015 г. N ПП-10/4849 Росимущество проинформировало о том, что во избежание нарушения положений статьи 95 ЗК РФ, предоставление земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 на праве постоянного (бессрочного) пользования ГБУ ПНИ N 22 возможно после исключения данного участка из границ ФГБУ Национального парка "Лосиный остров".
По мнению истца, земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001 входит в состав земельного участка с кадастровым номером 77:03:0002001:6.
Отказывая в удовлетворении искового требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 6 статьи 95 ЗК РФ, земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
В силу положений статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу положений пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Соответственно, исходя из норм действовавшего в момент заключения спорных договоров аренды земельных участков законодательства, земельные участки, расположенные в границах национальных парков, в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, за исключением отдельных случаев, когда в границах национальных парков располагаются земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, границы национального парка "Лосиный остров" и его охранной зоны установлены совместным решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы)".
В дальнейшем на основании решения Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130-1344 "Об утверждении Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", проекта его детальной планировки (I и II этапы) и улучшении содержания этого парка", постановления Совета Министров СССР от 31.08.1989 N 703 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров", постановления Совета Министров РСФСР от 05.10.1989 N 295 "О сохранении и дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" (далее - Постановление N 295) и постановления Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235- 113 "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров" (далее - Постановление N 235-113) границы природного национального парка были расширены.
Постановлением Главы Администрации Балашихинского района Московской области от 16.02.1995 N 163, во исполнение Постановления N 295, Постановления N 235-113, утверждены границы Государственного природного национального парка "Лосиный остров" (далее - ГПНП "Лосиный остров").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2015 г. по делу N А40-166020/14 суд обязал Управление Росреестра по Москве произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 77:03:002001:6, площадью 30 906 000 кв.м., имеющий адресные ориентиры: Восточный и Северо-Восточный административный округ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.12.2015 г. по делу N А40- 50335/15-16-321 суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ "Национальный парк "Лосиный остров" на земельный участок с кадастровым номером 77:03:002001:6, площадью 30 906 000 кв.м, имеющий адресные ориентиры: Восточный и Северо-Восточный административный округ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 280 "О национальном парке "Лосиный остров" национальный природный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой природной территории федерального значения и переименован в Национальный парк "Лосиный остров".
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 232 "Об утверждении положения о Федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" утверждено описание границ охранной зоны национального парка "Лосиный остров", а также состав и описание границ функциональных зон и карта-схема функционального зонирования.
Таким образом, границы национального парка "Лосиный остров" определены при его создании и установлены вышеуказанными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 3 статьи 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Абзацем первым пункта 3 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Статьей 27 ЗК РФ установлены ограничения оборотоспособности земельных участков, находящихся в государственной собственности и в собственности муниципальных образований. Оборотоспособность таких земельных участков ограничивается либо в связи с отнесением их к изъятым из оборота, либо в связи с отнесением их к ограниченным в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Из положений подпункта 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ следует, что расположенные в национальных парках земельные участки являются изъятыми из оборота.
Пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ установлено, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
При этом судебной коллегией учитывается, что положения статьи 17 Федерального закона N 33-ФЗ, являющиеся специальными по отношению к общим правилам статьи 27 ЗК РФ, предусматривают, что земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Судом достоверно установлено, Департамент не претендует на земельный участок с кадастровым номером 77:03:0002001:1001, в настоящее время и какие-либо разногласия о принадлежности спорного имущества между ТУ Росимущества в городе Москве и Департаментом отсутствуют.
При этом ГБУ ПНИ N 22 не наделено полномочиями на предъявление иска о признании права собственности на спорный земельный участок.
Положениями ст.12 ГК РФ предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом.
Согласно ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
Принимая во внимание требования вышеназванных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что заявитель не доказал обоснованность доводов апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменению судебного акта, поскольку не могли повлиять на правильное по существу решение.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законный и обоснованный судебный акт. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции допущено не было.
Анализируя вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции.
По правилам ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 ноября 2021 года по делу N А40-119301/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Бондарев А.В. |
Судьи |
Александрова Г.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119301/2021
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ N 22 ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ