г. Москва |
|
19 февраля 2024 г. |
Дело N А40-212663/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Королевой М.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г. Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-212663/23, по заявлению ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве о признании незаконным решения от 23.06.2023 N КУВД-001/2023-10321932/4,
третьи лица: 1. ФГБПОУ "Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша)"; 2. ДГИ г. Москвы; 3. ФГУП "ВГТРК";
при участии:
от заявителя: |
Мустафина А.Н., по доверенности от 30.08.2023; |
от заинтересованных лиц: |
Полькин Н.М., по доверенности от 15.01.2024; |
от третьих лиц: |
1.Быстров Н.В., по доверенности от 23.12.2023; 2. не явился, извещен; 3.Кавун В.А., по доверенности от 05.06.2023 |
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление) о признании незаконным решения от 23 июня 2023 г. N КУВД-001/2023-10321932/4.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.11.2023 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Росреестра в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители заявителя, ФГБПОУ "Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша)" поддержали решение суда первой инстанции.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление) г. обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении здания с кадастровым номером 77:09:0004020:1013, площадью 120,3 кв.м, расположенного по адресу: г, Москва, ул. Ямского Поля 5-я, д. 24, стр. 2.
К заявлению были приложены документы, в том числе разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 16.02.2009 г. N RU 77108000-001759 в отношении реконструированного комплекса зданий Федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Далее - ФГУП "ВГТРК") и выписка из ЕГРН о праве собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером: 77:09:0004020:166, общей площадью 5748 кв.м, с адресным ориентиром: г. Москва, 5-я ул. Ямского Поля, вл. 24 (запись в ЕГРН N 77-77-14/025/2011-283).
Уведомлением от 23.06.2023 г. N КУВД-001/2023 -10321932/4 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении здания с кадастровым номером 77:09:0004020:1013, площадью 120,3 кв. м. расположенного по адресу: г, Москва, ул. Ямского Поля 5-я, д. 24, стр. 2.
Отказывая в регистрации права федеральной собственности, Управление Росреестра по Москве ссылается на то, что документы - основания для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации в отношении Здания в пакете документов, приложенных к заявлению, не представлены.
Заявитель посчитал оспариваемый отказ нарушающим права и законные интересы Общества, в связи с чем, обратился в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из следующего.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
В силу п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлены основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе (пункты 2, 8, 9 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с частью 5 статьи 18 закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч.1 ст.29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (п.3).
Как следует из материалов дела Министерством культуры СССР в 1974 г. было начато строительство здания, предназначенного для Федерального государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша)" (Далее - ФГБПОУ ГУЦЭИ им. М.Н. Румянцева (Карандаша)), расположенного на земельном участке с адресным ориентиром: г. Москва, ул. 5-я Ямского поля, вл. 22-24. Однако строительство не было завершено.
В 2006 г. неоконченное строительством здание было передано на основании распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 27.12.2002 г. N 4482-р для завершения строительства Федеральному государственному унитарному предприятию "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (Далее -ФГУП "ВГТРК"), что подтверждается Разрешением на строительство от 19.06.2006 г. N Р-1584/17, выданным Москомархитектуры.
Также ФГУП "ВГТРК" вместе с вышеуказанным зданием был передан земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, ул. 5-я Ямского поля, вл. 22-24, на котором осталось здание центрального теплового пункта (бойлерной) ФГБПОУ ГУЦЭИ им. М.Н. Румянцева (Карандаша).
При этом передача земельного участка и недостроенного здания была обусловлена обязанностью со стороны ФГУП "ВГТРК" построить новый центральный тепловой пункт (бойлерную) на земельном участке с кадастровым номером: 77:09:0004020:166, общей площадью 5748 кв. м, с адресным ориентиром: г. Москва. 5-я ул. Ямского Поля, вл. 24, закрепленном на праве постоянного (бессрочного) пользования (запись в ЕГРН N 77-77-14/020/2013-202) за ФГБПОУ ГУЦЭИ им. М.Н. Румянцева (Карандаша).
По завершении строительства оконченный строительством комплекс зданий, в том числе построенное здание центрального теплового пункта (бойлерной) (Далее - Здание ЦТП), были введены в эксплуатацию на основании соответствующего Разрешения от 16.02.2009 г. N RU 77108000-001759.
В соответствии с приказом первого заместителя Генерального директора ФГУП "ВГТРК" от 07.11.2007 г. N 916 Здание ЦТП, площадью 120,3 кв. м., было передано ФГБПОУ ГУЦЭИ им. М.Н. Румянцева (Карандаша) по Акту о приеме-передаче от 02.12.2009 г.N 1.
24 июля 2008 г. ФГУП "ВГТРК" зарегистрировало в Северном ТБТИ адрес Здания: г. Москва. 5-я ул. Ямского Поля, 24, стр. 2, что подтверждается Справкой о регистрации объекта строительства (реконструкции) от 29 июля 2008 г. N 90-00048, выданной Северным ТБТИ Московского городского БТИ.
Распоряжением префекта Северного административного округа г. Москвы от 18 августа 2008 г. N 6999 вышеуказанный адрес был утвержден.
В 2012 г. Здание ЦТП было поставлено на кадастровый учет с присвоением номера: 77:09:0004020:1013.
Кроме того, Здание включено в Реестр федерального имущества (Далее - РФИ) за реестровым N П12770110186, что подтверждается Выпиской из РФИ от 21.07.2023 N 2093/1.
Управление Росреестра по Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из вышеуказанных положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах, их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
В соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации, а также п. 15 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" управление и распоряжение объектами федеральной собственности осуществляет Правительство Российской Федерации.
В силу постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве" (далее - Положение), утв. Приказом Росимущества от 23.06.2023 N 131.
Согласно п. 4.1.1 Положения, Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.11.2023 по делу N А40-212663/23, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
Л.Г. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-212663/2023
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ, ФГУП "ВСЕРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ ЦИРКОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА ИМ. М.Н. РУМЯНЦЕВА (КАРАНДАША)"