г. Севастополь |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А83-13908/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Приваловой А.В.,
судей Кравченко В.Е., Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного разбирательства;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года по делу N А83-13908/2020, рассмотренному
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонного)
к Управлению по вопросам жилищно-коммунального и жилищного хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства Администрации города Джанкоя Республики Крым,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Лапухиной Ольги Кирилловны, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанскойском районе Республики Крым (межрайонное) (далее - пенсионный фонд,) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению по вопросам жилищно-коммунального и жилищного хозяйства, благоустройства, экологии, транспорта, капитального строительства Администрации города Джанкоя Республики Крым (далее - Управление, страхователь) о взыскании суммы излишне выплаченной пенсии Лапухиной Ольге Кирилловне в размере 22 281,66 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечена Лапухина Ольга Кирилловна.
Суд первой инстанции определением от 17.09.2020 назначил дело к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Придя к выводу о том, что необходимо выяснить дополнительные обстоятельства и заслушать позиции представителей участников процесса, суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определением от 16.11.2020 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.12.2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование апелляционной жалобы пенсионный фонд указывает, что судом неверно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что сведения по форме СЗВ-М за январь, март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года были представлены страхователем несвоевременно, с нарушением срока установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", что привело к излишнему начислению и выплате пенсии Лапухиной О.К.
Отзыв на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не представлен.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети "Интернет" по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 АПК РФ.
Участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
01.10.2021 произведена реорганизация Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым путем присоединения к нему подведомственных территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное). Сведения о реорганизации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01.10.2021.
В соответствии со статьями 57, 58 ГК РФ права и обязанности Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) с 01.10.2021 перешли к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, в связи с чем апелляционный суд протокольным определением произвел замену заявителя на государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке статей 266, 268 АПК РФ. При этом оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 270 названного Кодекса, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01.01.2019 Лапухина О.К. является получателем страховой пенсии по старости. Пенсия была ей назначена как работающему пенсионеру.
В установленный законом срок Управление представило в пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за апрель, май, июнь, июль, декабрь 2019 года, январь, февраль, март и апрель 2020 года, в которых были указаны сведения о Лопухиной О.К.
В то же время сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М "исходная" за январь, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019, в которых отражены сведения о работнике Лопухиной О.К., Управление представало несвоевременно - 11 марта 2020 года, за февраль 2019 года - 19.04.2019, за март 2019 года - 27.03.2020,
В связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года, пенсионным фондом в период с 01.04.2019 по 30.04.2020 произведена индексация пенсии Лапухиной О.К., как не работающему пенсионеру., и выплачено 22 281,66 руб.
Протоколом от 12.05.2020 N 101 пенсионным фондом выявлен факт излишней выплаты сумм страховой пенсии по старости Лапухиной О.К. за период с 01.04.2019 по 30.04.2020 по причине неправомерного перерасчета пенсии, вследствие несвоевременного представления работодателем в установленный законом срок сведений по форме СЗВ-М за январь, март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года - 11.03.2020.
Уведомлением пенсионного фонда от 18.05.2020 Управлению было предложено в добровольном порядке возместить излишне выплаченную сумму страховой пенсии в размере 22 281,66 руб.
Поскольку в добровольном порядке Управлением не были возмещены убытки в размере 22 286,66 руб., пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании излишне выплаченной сумы страховой пенсии.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с положениями части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно части 6 статьи 26.1 Федерального закона N 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
В силу пункта 1 и пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N-27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) индивидуальные сведения.
Данные сведения представляются в виде отчета по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Таким образом, право на индексацию имеют только неработающие пенсионеры. Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы осуществляется пенсионный фондом ежемесячно, на основании расчетов СЗВ-М.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ, физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 3 статьи 28 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено возмещение работодателем причиненного ущерба в порядке, установленном законодательством Российской Федерации пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации суммы пенсии, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Из содержания приведенных норм следует, что действующее законодательство не допускает возложения на гражданина обязанности по возмещению возникшего в результате необоснованного назначения трудовой пенсии перерасхода средств на выплату трудовых пенсий Пенсионному фонду Российской Федерации при отсутствии недобросовестности со стороны получателя пенсии и счетной ошибки. В настоящем случае наличие указанных оснований, в том числе недобросовестность Лапухиной О.К., судом не установлена.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Как следует из материалов дела, ответчик не оспаривал, что сведения о работающих застрахованных лицах по форме СЗВ-М за январь, март, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года не были представлены в установленные законом сроки.
Вместе с тем, в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины, Управление указало, что в последующем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении указанного лица за иные отчетные периоды (с апреля по июль 2019 года и с декабря 2019 по апрель 2020 года) представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у пенсионного фонда отсутствовали основания для излишнего начисления и выплаты пенсии.
Судом обоснованно учтено, что Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885н).
Согласно пункту 88 Правил N 885н в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона о страховых пенсиях и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона о страховых пенсиях сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях.
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 названных правил, без удержания за прошлое время.
Из приведенных положений закона следует, что решение о выплате проиндексированной пенсии принимается пенсионным фондом на основании сведений о том, что получатель пенсии прекратил работу и (или) иную деятельность.
Однако в данном случае такие сведения в отношении Лапухиной О.К. пенсионному фонду не предоставлялись, поэтому у фонда не имелось оснований полагать, что Лапухина О.К. прекратила работу. Кроме того, с апреля 2019 по июль 2019 года и с декабря 2019 по апрель 2020 года страхователем своевременно предоставлялись ежемесячные сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М о застрахованных лицах, включающие в том числе и информацию об Лапухиной О.К., как о работающем пенсионере, что с учетом такой информации давало возможность фонду совершить действия, исключающие необоснованную выплату указанному лицу проиндексированных сумм пенсии. Тем не менее, располагая указанными сведениями, фонд осуществил выплаты сумм пенсии Лапухиной О.К. в повышенном размере с 01.04.2019 по 30.04.2020.
Аналогичная позиция содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2020 N 310-ЭС20-4497.
Истцом не были приняты во внимание и не учтены сведения, поданные Управлением 19.04.2019 за февраль 2019 года, а также поданные в установленные сроки за апрель 2019 года и последующие ежемесячные периоды, несмотря на то, что выплата осуществлялась пенсионным фондом с апреля 2019 года, что привело к необоснованному начислению сумм.
Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым не представило суду обоснованных объяснений относительно излишене начисленной индексации третьему лицу Лапухиной О.К. при имеющихся сведениях о том, что она является работающим пенсионером. Несвоевременное предоставление сведений за отдельные месяцы спорного периода, при наличии имеющихся у пенсионного фонда сведений за февраль 2019, апрель - июль, декабрь 2019 года, январь - апрель 2020 года, не давало оснований для проведения индексации пенсии работающему пенсионеру.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года по делу N А83-13908/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.В. Привалова |
Судьи |
В.Е. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-13908/2020
Истец: ГУ ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЖАНКОЙСКОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО И ЖИЛИЩНОГО ХОЗЯЙСТВА, БЛАГОУСТРОЙСТВА,ЭКОЛОГИИ,ТРАНСПОРТА, КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Лапухина Ольга Кирилловна