г. Тула |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А68-12007/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мазницей Е.С., при участии в судебном заседании от заявителя - Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (г. Тула, ОГРН 1047101134475, ИНН 7107084990) - Арсеньевой О.В. (доверенность от 18.02.2022 N 29/10), от заинтересованного лица - акционерного общества "Тулачермет" (г. Тула, ОГРН 1027100507125, ИНН 7105008031) - Ефимова П.А. (доверенность от 18.10.2019 N 1037), Макеевой Т.В. (доверенность от 18.10.2019 N 1040), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Тульской области от 14.01.2022 по делу N А68-12007/2021 (судья Елисеева Л.В.),
УСТАНОВИЛ:
Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением к акционерному обществу "Тулачермет" (далее - АО "Тулачермет", общество) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Тульской области от 14.01.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, управление обжаловало его в апелляционном порядке.
АО "Тулачермет" возражало против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2021 по 14.10.2021 на основании решения руководителя Приокского межрегионального управления Росприроднадзора от 20.09.2021 N 90-РШ в отношении АО "Тулачермет" проведена плановая выездная проверка.
В ходе проверки было установлено, что АО "Тулачермет" эксплуатирует объект негативного воздействия на окружающую среду 70-0171-001112-П (I категория, высокая категория риска), расположенный по адресу: 300016, г. Тула, ул. Пржевальского, д. 2.
В соответствии с технологической инструкцией доменного производства ТИ-127-Д-40-2018 (далее - ТИ-127-Д-40-2018) АО "Тулачермет" осуществляет выплавку чугуна. Плавка чугуна происходит на доменной печи N 3. При работе доменной печи N 3 грязный доменный газ поступает в газовый цех АО "Тулачермет" для его дальнейшей очистки.
Система очистки доменного газа состоит из: скруббера высокого давления, трубы "Вентури", шламоуловителя дроссельной группы, каплеуловителя, газопровода и водовода.
От доменной печи N 3 грязный доменный газ поступает на вышеуказанную мокрую систему очистки газового цеха.
Согласно инструкции обслуживания и эксплуатации установки обезвоживания шламов газоочисток доменных печей ТИ-127-ГЭ-17-01-2017 (далее - ТИ-127-ГЭ-17-01-2017) готовой продукцией данного технологического процесса является шлам аглодоменный (ТУ 14-127-330-2012). Сырьем для его производства являются сточные воды от газоочисток доменных печей. При очистке доменного газа в скрубберах, трубах "Вентури", дроссельной группе вода насыщается механическими примесями и химическими соединениями.
В результате работы установки обезвоживания шлама сточные воды, поступившие с газоочистки доменного газа, (шламовая пульпа) сгущаются, после чего сгущенная пульпа поступает на обезвоживание. После обезвоживания образуется шлам аглодоменный, который транспортируется в агломерационный цех для производства офлюсованного агломерата.
Исходя из технологических процессов, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), управление пришло к выводу о том, что шлам аглодоменный является осадком мокрой очистки доменного газа, так как данное вещество, ранее растворенное в воде мокрой очистки, состоит из твердых примесей.
ФККО включает в себя, в том числе, Блок 3 "Отходы обрабатывающих производств", в который входит подтип "Отходы металлургических производств" (код ФККО 3 50 000 00 00 0), который включает в себя отходы III-V класса опасности, и данные виды отходов подлежат регулированию Законом N 89-ФЗ. Так, ФККО включает в себя отход "Осадок мокрой очистки доменного газа" (код ФККО 3 51 121 03 33 4).
С учетом изложенного, административный орган пришел к выводу о том, что осадок мокрой очистки доменного газа, являясь, в том числе, сырьем для производства шлама аглодоменного, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный классификационный каталог отходов.
Следовательно, по мнению заявителя, обращение с вышеуказанной шламовой пульпой, которая является осадком мокрой очистки доменного газа, регулируется Законом N 89-ФЗ.
В соответствии с определениями, данными в статье 1 Закона N 89-ФЗ, использование шламовой пульпы (осадка мокрой очистки доменного газа) для производства готовой продукции (шлама аглодоменного) попадает под понятие "утилизация отходов".
Согласно технологической инструкции производства офлюсованного агломерата ТИ-127-ОА-18-2015 (далее - ТИ-127-ОА-18-2015) агломерат в агломерационном цехе производится из железорудного сырья, в состав которого входит вышеуказанный шлам аглодоменный. После технологического процесса образуется готовый агломерат, который отгружается в доменный цех. Агломерат используется в доменном цеху для производства чугуна.
Чугун является одной из основных выпускаемых продукций АО "Тулачермет", которая продается потребителю. Производство чугуна АО "Тулачермет" является предпринимательской деятельностью в связи с получением прибыли от производства и продажи чугуна.
АО "Тулачермет" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности от 25.10.2018 N (71)-6547-СТОУР, выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области.
Поскольку данной лицензией не предусмотрено осуществление деятельности по утилизации отхода "Осадок мокрой очистки доменного газа" (код ФККО 3 51 121 03 33 4), административный орган пришел к выводу, что АО "Тулачермет" осуществляет предпринимательскую деятельности по утилизации данного отхода без соответствующей лицензии.
Усмотрев в действиях общества признаки состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, должностное лицо управления 12.11.2021 в отношении АО "Тулачермет" составило протокол N 71-05-627/2021 об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку в силу статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, относится к компетенции суда, управлением в арбитражный суд было направлено заявление о привлечении общества к административной ответственности.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности в отсутствие специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, урегулированы Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пункта 30 статьи 12 Закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062, устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
АО "Тулачермет" имеет лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности от 25.10.2018 N (71)-6547-СТОУР (с перечнем вида, кода отходов, класса опасности), выданную Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тульской области.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 данного Закона (энергетическая утилизация).
Согласно статье 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс -практически неопасные отходы.
Виды отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме входят в состав Федерального классификационного каталога отходов (ФККО), утвержденного приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов".
Согласно пункту 9 названного Порядка конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций опасности; 4 - IV класс опасности; 5 - V класс опасности.
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО).
В ФККО включен такой вид отхода как "Осадок мокрой очистки доменного газа" (код ФККО 3 51 121 03 33 4), относящийся к IV классу опасности.
По мнению управления, образующаяся в процессе очистки доменного газа шламовая пульпа является отходом производства и потребления "Осадок мокрой очистки доменного газа" (код ФККО 3 51 121 03 33 4), а ее использование для производства готовой продукции (шлама аглодоменного) подпадает под понятие "утилизация отходов".
Согласно пункту 5 приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности" ведения государственного кадастра отходов" установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792.
В силу пункта 6 названного Порядка, ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (пункт 7 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792).
Согласно пункту 3 Порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденному приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027, отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах, полное соответствие классификационных признаков не установлено.
Происхождение отходов производства определяется по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу, происхождение отходов потребления определяется по принадлежности к продукции, в результате утраты потребительских свойств которой они произошли.
Класс опасности отходов, не включенных в ФККО, определяется на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 N 536 (далее - Критерии).
В соответствии с пунктом 4 названного Порядка класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.
Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.
В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Вместе с тем отбор проб и образцов в ходе проведения проверки надзорным органом не осуществлялся. Установление соответствия шлака доменного отходу "Шлак доменный основной негранулированный" путем сопоставления и установления идентичности происхождения, состава, агрегатного состояния и физической формы в ходе проведения проверки не производилось.
Как верно указал суд первой инстанции, фактически выводы административного органа основаны только на том, что в ФККО включен такой отход как "Осадок мокрой очистки доменного газа" (код ФККО 3 51 121 03 33 4).
При этом наличие класса опасности у продукции или включение ее в Федеральный классификационный каталог отходов само по себе не является критерием отнесения ее к отходам.
Таким образом, управлением в материалы дела не представлены надлежащие доказательства того, что образующаяся в процессе производственной деятельности шламовая пульпа является отходом "Осадок мокрой очистки доменного газа" (код ФККО 3 51 121 03 33 4).
Суд также по праву принял во внимание доводы общества о том, что шламовая пульпа не является отходом производства и потребления, поскольку не проходит все этапы технологического цикла отходов и относится к побочным продуктам технологического процессе получения шлама на установке обезвоживания шламов.
Так, в силу подпунктов 5.21 и 5.22 "ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", раздела 5 "ГОСТ Р 53692-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов" технологический цикл отхода представляет собой последовательность процессов обращения с конкретными отходами в период времени от его появления и до окончания его существования: на стадиях жизненного цикла продукции и далее паспортизации, сбора, сортировки, транспортирования, хранения (складирования), включая утилизацию, захоронение и/или уничтожение отходов, и состоит из следующих этапов: появление отхода, сбор и накопление, идентификация, сортировка, паспортизация, упаковка и маркировка, транспортирование и складирование (размещение), хранение, избавление путем утилизации и/или удаления отходов.
Таким образом, отходами производства и потребления признаются те вещества и предметы, которые проходят все этапы технологического цикла отходов.
В силу пункта 3.16 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" дополнительная продукция, образующаяся при производстве основной продукции и не являющаяся целью данного производства, но пригодная как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции, является побочным продуктом.
Побочный продукт не является отходом.
Вместе с тем, шламовая пульпа, образовавшаяся в процессе очистки доменного газа, не проходит этапы сбора и накопления, идентификации, сортировки, складирования и утилизации.
Согласно Технологической инструкции ТИ-127-ГЭ-17-01-2017 "Обслуживание и эксплуатация установки обезвоживания шламов газоочисток доменных печей" шламовая пульпа является сырьем для технологического процесса получения шлама на установке обезвоживания шламов без требований к химическому и гранулометрическому составу.
Технологический процесс получения шлама на установке обезвоживания шламов состоит из следующих этапов: из оборотного цикла доменных газоочисток шламовая пульпа отводится потоками в распределительную камеру сгустителей. Насосные агрегаты, установленные под сгустителями, подают сгущенный продукт в пульподелитель, из которого пульпа поступает для обезвоживания на дисковые вакуум-фильтры. Обезвоженный шлам вакуум-фильтров поступает на ленточный конвейер, а из него в бункер для отгрузки обезвоженного шлама. По мере наполнения бункера шлам автотранспортном вывозится в аглоцех.
Таким образом, образующаяся шламовая пульпа не является отходом, прошедшим весь технологический цикл отхода, ее физико-химические свойства на промежуточной стадии технологического процесса очистки сточных вод не сформированы, она является побочным продуктом, который из производства не удаляется, а используется АО "Тулачермет" в существующей технологической цепочке получения шлама.
В свою очередь, шлам аглодоменный согласно пункту 6.3 Технологической инструкции ТИ-127-Д-40-2018 "Доменное производство" относится к производственным отходам (осадок механического осветления оборотной воды систем мокрой газоочистки производства чугуна и стали с преимущественным содержанием железа IV класса опасности), который размещается на шламонакопителе аглодоменного производства и подлежит учету, и на деятельность по обработке, утилизации и размещению которого у общества имеется соответствующая лицензия.
Согласно экспертному заключению ООО "ЦЭПС" от 12.01.2022 (т. 3 л.д. 68-70) с учетом технологического процесса непосредственно на системах газоочистки шлам, соответствующий отходу код ФККО 3 51 121 03 33 4 "Осадок мокрой очистки доменного газа" не образуется, так как согласно технологическому процессу, оборотной водой системы газоочистки из системы газоочистки удаляются механические примеси и химические соединения, абсорбированные в оборотной воде.
Шлам аглодоменный (ТУ-14-127-330-2012), образующийся в процессе механической очистки (осветления) оборотной воды системы мокрой газоочистки производства чугуна (ТИ-127-ГЭ-17-01-2017), согласно компонентному составу (протокол N 273/2-Т) и установлению идентичности классификационный признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах соответствует отходу - 3 51 711 21 39 4 "Осадок механического осветления оборотной воды систем мокрой газоочистки производства чугуна и стали с преимущественным содержанием оксидом железа".
Таким образом, единственным видом отхода, который образуется в процессе эксплуатации установки обезвоживания шламов газоочисток доменных печей, является шлам аглодоменный, который соответствует отходу "Осадок механического осветления оборотной воды систем мокрой газоочистки производства чугуна и стали с преимущественным содержанием оксидом железа" (код ФККО 3 51 711 21 39 4), деятельность по обработке, утилизации и размещению которого осуществляется в соответствии с лицензией от 12.03.2021 (71)-716547-ТОУР/П.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По справедливому суждению суда, управлением не доказано, что образующаяся в процессе очистки доменного газа шламовая пульпа является отходом производства и потребления "Осадок мокрой очистки доменного газа" (код ФККО 3 51 121 03 33 4), и ее использование для производства готовой продукции (шлама аглодоменного) подпадает под понятие "утилизация отходов".
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не доказано событие вменяемого обществу правонарушения, а также вина общества в его совершении.
В этой связи судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для привлечения АО "Тулачермет" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и не могут повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 14.01.2022 по делу N А68-12007/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.В. Большаков |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12007/2021
Истец: Приокское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Ответчик: АО "Тулачермет"