г. Санкт-Петербург |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А56-62757/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 02.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-40886/2021) общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2021 по делу N А56- 62757/2021 (судья Нетосов С.В.), принятое по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Адмиралтейского района" об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района" (далее - ответчик, ООО "ЖКС N 2 Адмиралтейского района", Общество) об обязании в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить ремонт фасадов объекта культурного наследия регионального значения "Дом Е.М. Орлова", расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр., дом 18, литера А, с восстановлением лепного декора, являющегося предметом охраны.
Комитет также просил установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Общества в случае неисполнения решения в установленный в нем срок - 50 000 руб., в случае дальнейшего неисполнения - 100 000 руб. в месяц по каждому из требований до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением от 12.10.2021 иск удовлетворен частично. Суд обязал Общество в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке выполнить ремонт фасадов объекта культурного наследия регионального значения "Дом Е.М. Орлова" расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр., дом 18, литера А, с восстановлением лепного декора, являющегося предметом охраны; установил размер денежных средств, подлежащих взысканию с Общества в пользу КГИОП, как 15 000 руб. за неисполнение решения суда в установленный решением суда срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 25 000 руб. в месяц до момента фактического исполнения решения суда. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой об его отмене. По мнению подателя жалобы, Общество не обязано осуществлять мероприятия по сохранению объекта культурного наследия в силу отсутствия соответствующих полномочий. Кроме того, податель жалобы указывает на чрезмерность судебной неустойки.
В судебном заседании представитель ответчика доводы жалобы поддержал, представитель Комитета возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, распоряжением КГИОП от 18.03.2011 N 10-82 утвержден перечень предметов охраны объекта культурного наследия регионального значения "Дом Е.М. Орлова" (далее - Объект), расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Вознесенский пр., дом 18, литера А, согласно распоряжению охраняется архитектурно-художественное решение лицевого фасада, в том числе лепной декор, исторический рисунок и цвет заполнений оконных проемов.
Организацией, осуществляющей управление и содержание общего имущества объекта, является ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района".
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) и на основании задания КГИОП от 16.02.2021 N 01-59-269/21 11.06.2021 произведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия.
В ходе мероприятия по контролю проведен осмотр лицевого фасада, в рамках которого установлен факт ненадлежащего технического состояния, а именно: трещины, локальные разрушения штукатурного слоя, неудовлетворительное состояние штукатурного покрытия кирпичной кладки в верхней части завершения трехгранного эркера, отсутствие лепной подоконной части по 11-й оси пятого этажа, вертикальная трещина в уровне 6-го этажа, завершающаяся сильным раскрытием к низу (отколотой конструкцией фасада), разрушение штукатурного слоя в верхней части эркера, отсутствие подоконного оформления пятого этажа по второй световой оси от эркера а также факт выполнения работ по отбитию лепного декора, а именно: лепной декор растительного и геометрического характера в оформлении оконных проемов 6-го этажа, горельефные женские полуфигуры, на лицевом фасаде Объекта со стороны Вознесенского проспекта в отсутствие задания КГИОП, согласованной проектной документации и письменного разрешения КГИОП.
В результате указанных работ поврежден лепной декор, являющийся предметом охраны Объекта.
Учитывая изложенные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия в целях указанного Федерального закона понимаются направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
На основании пункта 3 статьи 48 Закона N 73-ФЗ собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
ООО "Жилкомсервис N 2 Адмиралтейского района", являясь пользователем объекта культурного наследия, в соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 52 Закона N 73-ФЗ должно использовать здание с учетом особенностей Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Как правильно указал суд в решении, приняв на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в доме, включенном в перечень объектов культурного наследия, Общество приняло на себя обязанности по сохранению объекта культурного наследия.
Довод Общества о неустановлении судом конкретного перечня работ, подлежащих выполнению, отклонен с учетом ст. 45 Закона N 73-ФЗ. Также являются несостоятельными ссылки Общества на невозможность финансирования ремонта за счет собственников (пп. 1, 7 п. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ).
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2021 по делу N А56-62757/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-62757/2021
Истец: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры
Ответчик: ООО "ЖИЛКОМСЕРВИС N 2 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА"