г. Владимир |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А79-6780/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.03.2022.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Чебоксары Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.11.2021 по делу N А79-6780/2021, принятое по заявлению публичного акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636) о признании недействительным решения администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 07.07.2021 N 10078.
В судебном заседании принял участие представитель администрации города Чебоксары Чувашской Республики - Шернюков Д.Н. по доверенности от 30.12.2021 N 29/01-10956 сроком действия до 31.12.2022 (представлен диплом о высшем юридическом образовании).
Публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее по тексту - Общество) 09.06.2021 обратилось в администрацию города Чебоксары Чувашской Республики (далее по тексту - Администрация) с заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка, в кадастровом квартале N 21:01:040212, площадью 25 кв.м, расположенного по адресу: Чувашская Республика, пгт Сосновка, условный номер 21:01:040212:ЗУ1, для размещения объекта связи без предоставления земельного участка и установления сервитутов на использование земельного участка.
Администрация письмом от 07.07.2021 N 10078 отказала Обществу в выдаче разрешения на использование земельного участка в поселке Сосновка Чебоксарского городского округа, для размещения объекта связи без предоставления земельного участка и установления, указав, на отсутствие материалов исследовательских работ, мотивированного подтверждения необходимости выдачи разрешения на использование части земельного участка в целях размещения сооружения связи (опоры), необходимости проведения общественных обсуждений, а также, что генеральным планом и правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа размещение на испрашиваемом земельном участке сооружений связи не предусмотрено.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 19.11.2021 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение или нарушение норм материального и процессуального права, указала, что к обоснованию размещения оборудования не были приложены материалы исследовательских работ. Заявление не содержит мотивированного подтверждения необходимости выдачи разрешения на использование части земельного участка в целях размещения сооружения связи (опоры). Проект планировки территории, предусматривающий размещение на части вышеуказанного земельного участка объекта связи, не утверждался, генеральным планом и правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, землеустроительной документацией размещение на части земельного сооружений связи не предусмотрено. Считает, что оспариваемое решение об отказе администраций города Чебоксары принято в соответствии с требованиями действующего законодательства. По мнению Администрации, во избежание нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 125-ФЗ "О защите конкуренции", в случае размещения антенно-мачтовых сооружений или опор двойного назначения в целях ведения хозяйственной деятельности, представляется необходимым проведение конкурентных процедур.
Представитель Администрации в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно введенному Федеральным законом от 03.08.2018 N 341-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов" пункту 1.1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставляются в собственность или в аренду собственникам и иным правообладателям сооружений, которые могут размещаться на таких земельных участках на основании сервитута, публичного сервитута или в соответствии со статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации.
К таковым отнесены и линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 11 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300).
Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с указанной нормой постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.07.2015 N 261 утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Чувашской Республики (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.1 Порядка использование земель или земельных участков, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании разрешения на использование земель или земельных участков, выданного исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка заявление о выдаче разрешения по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и условиям подается юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом либо представителем заявителя в уполномоченный орган лично либо посредством почтового отправления.
Пунктом 2.3 Порядка предусмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению, в числе которых: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (в случае, если заявление подается представителем заявителя); б) схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости) (далее - схема границ); в) обоснование необходимости размещения объектов; г) копия утвержденной проектной документации по строительству и (или) реконструкции заявленных объектов (при наличии); е) график производства работ по размещению элементов благоустройства (при отсутствии проектной документации по строительству и (или) реконструкции заявленных объектов).
Согласно пункту 2.9. Порядка и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Чувашской Республики, утвержденных постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16.07.2015 N 261, решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: а) заявление подано с нарушением требований, предусмотренных пунктом 2.2 настоящих Порядка и условий; б) не представлены или представлены не в полном объеме документы, указанные в пункте 2.3 настоящих Порядка и условий; в) в заявлении указаны цели использования земель или земельного участка для размещения объекта, не предусмотренного перечнем; г) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, обременен публичным сервитутом или правами третьих лиц; д) размещение объектов приведет к невозможности использования земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости; е) схема границ земель или части земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует утвержденным документам территориального планирования, правилам землепользования и застройки, проекту планировки территории, землеустроительной документации; ж) размещение объектов, указанных в пункте 18 перечня, влечет за собой ограничение доступа на территорию общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Пунктом 2.10 Порядка предусмотрено, что в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 2.9 настоящих Порядка и условий.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Постановлением Администрации от 18.12.2017 N 29271 утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, либо государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
Согласно статье 2.8 указанного административного регламента, в соответствии с требованиями части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при предоставлении муниципальной услуги структурное подразделение не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.
Как следует из информационной выписки Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общество является деятельность по предоставлению услуг подвижной связи для целей передачи голоса.
В силу пункта 12 статьи 2 Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) Общество является оператором связи.
Согласно сведениям из Федеральной Службы Государственной Регистрации Кадастра и Картографии РФ, размещенным на Публичной Кадастровой Карте Российской Федерации, земельный участок с условным номером 21:01:040212:ЗУ1 относится к землям населенных пунктов.
Администрация, отказывая Обществу в выдаче разрешения на использование земельного участка в поселке Сосновка Чебоксарского городского округа, для размещения объекта связи без предоставления земельного участка и установления, указала на отсутствие проекта планировки территории, предусматривающий размещение на части вышеуказанного земельного участка объекта связи, при этом генеральным планом и правилами землепользования и застройки Чебоксарского городского округа, землеустроительной документацией размещение на земельном участке с условным номером 21:01:040212:ЗУ1 сооружений связи не предусмотрено.
Исходя из положений пункта 27 статьи 2 Закона о связи под сооружениями связи понимаются объекты инженерной инфраструктуры (в том числе линейно-кабельные сооружения связи), созданные или приспособленные для размещения средств связи, кабелей связи.
В силу пунктов 2, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства, а также в иных случаях, если в соответствии с названным Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 283-ФЗ "О внесении изменения в статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" часть 17 статьи 51 Кодекса дополнена пунктом 4.5, которым прямо установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи.
Как верно указано судом, спорный объект исключен из числа особо опасных и технически сложных объектов, для возведения которых требуется разрешение на строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
В части 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 данной статьи.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Изложенное свидетельствует о том, что размещение на спорном земельном участке антенно-мачтового сооружения связи, не являющегося объектом капитального строительства, не требующего разрешения на строительство, соответствует одному из основных видов разрешенного использования, установленных для данного земельного участка, расположение железобетонной опоры для размещения оборудования сотовой связи не является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка и тем более для разработки проекта планировки данной территории или внесения изменений в существующую планировку.
Более того, антенно-мачтовое сооружение связи не относится к линейным объектам, и, соответственно, не является элементом планировочной структуры (пункта 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В силу прямого указания части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется лишь в целях выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Довод Администрации относительно непредставления Обществом мотивированного обоснования размещения оборудования сотовой связи именно на этом участке, судом правомерно отклонен как не основанный на каких-либо нормативно установленных требованиях к данному обоснованию.
Как верно указано судом первой инстанции, представленное обоснование содержит указание на цель размещения сооружения, адрес размещения, а также обоснование необходимости размещения сооружения именно в этом месте, указание на качественные характеристики используемого оборудования и их соответствие обязательным требованиям.
В связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что представленное обоснование является ясным и достаточным, при этом уполномоченным органом убедительных и конкретных требований к содержанию такого обоснования не установлено, суду не раскрыто.
Проанализировав в совокупности с имеющимися материалами дела приведенные доводы заинтересованного лица, суд считает, что они в достаточной степени не подтверждают законности отказа в выдаче разрешения.
Довод Администрации о том, что к заявлению была приложена доверенность на представителя Никонорову В.В., выданная за подписью начальника технического отдела Мошарина Д.Л., действующего на основании доверенности N УР-21-535, однако копия документа, подтверждающая его полномочия, не была приложена, судом правомерно отклонен, поскольку в оспариваемом отказе отсутствует указание на данное обстоятельство. Данный довод заявлен лишь в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. При этом Общество своими действиями по обращению в суд фактически подтвердило наличие у вышеуказанного лица соответствующих полномочий. Кроме того, как верно указано судом первой инстанции подобное обстоятельство само по себе не может служить основанием для признания законным оспариваемого отказа в выдаче разрешения.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отказ Администрации от 07.07.2021 N 10078 об отказе в выдаче разрешения на использование части земельного участка не соответствует требованиям законодательства и нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи..
Таким образом, Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 19.11.2021 по делу N А79-6780/2021 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Администрации города Чебоксары Чувашской Республики оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-6780/2021
Истец: ПАО "ВымпелКом"
Ответчик: Администрация города Чебоксары Чувашской Республики