г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А56-39692/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Денисюк М.И., Протас Н.И.,
при ведении протокола судебного заседания Хариной И.С.,
при участии:
от заявителя: Слипченко А.В. по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-334/2022) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2021 по делу N А56-39692/2021, принятое
по заявлению Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЛПЦ СПИВМиР"
об оспаривании решения в части и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга" (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, УФАС, Управление) о признании недействительным пункта 2 решения от 08.02.2021 по делу N 44-616/21, которым в действиях заказчика признаны нарушения пункта 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) и предписания от 08.02.2021 по делу N 44-616/21.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЛПЦ СПИВМиР" (далее - ООО "ЛПЦ СПИВМиР").
Решением суда от 03.12.2021 в удовлетворении заявления Учреждению отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, СПб ГКУ "Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в описании объекта закупки отсутствует обязательное психиатрическое освидетельствование, при этом установлен предмет закупки: психиатрия, психиатрия-наркология, и, по мнению подателя жалобы, указанные понятия не схожи между собой. Учреждение утверждает, что не объединяло в одной закупке услуги по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических) и услуги по обязательному психиатрическому освидетельствованию, в связи с чем в его действиях отсутствуют нарушения пункта 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Закона N 44-ФЗ.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы жалобы поддержал.
Управление и третье лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Учреждением (заказчиком) 19.01.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0372200047121000003 о проведении электронного аукциона на оказание медицинских услуг по проведению медицинских осмотров в 2021 году работников Учреждения.
Начальная (максимальная) цена контракта 102 716 руб. 39 коп.
Закупка осуществлялась в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.02.2021 N 0372200047121000003-3 заявка участника ООО "ЛПЦ СПИВМиР" признана не соответствующей требованиям документации о закупке с формулировкой об отсутствии в лицензии вида лицензируемой деятельности: "клиническая лабораторная диагностика".
ООО "ЛПЦ СПИВМиР" обратилось в УФАС с жалобой (вх. 3515-ЭП/21 от 02.02.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика по необоснованному признанию заявки Общества не соответствующей требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Решением Управления от 08.02.2021 по делу N 44-616/21 жалоба Общества признана необоснованной (пункт 1); в действиях Заказчика признаны нарушения пункта 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Закона N 44-ФЗ (пункт 2); Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки решено выдать предписание об устранении выявленного нарушения (пункт 3); материалы дела решено передать уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном
Предписанием от 08.02.2021 по делу N 44-616/21 Заказчику и его аукционной комиссии предписано в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушение пункта 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Закона N 44-ФЗ и с этой целью в 7-дневный срок отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200047121000003; внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания; продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200047121000003 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе; завершить процедуру закупки с номером извещения 0372200047121000003 в соответствии с законодательством о контрактной системе. Представить документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 30.07.2021.
Учреждение, не согласившись с пунктом 2 решения Управления, а также с выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенных решения и предписания УФАС, в связи с чем отказал Учреждению в удовлетворении требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения в силу следующего.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании пункта 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссией УФАС установлено, что несмотря на то, что в описании объекта закупки Заказчиком не установлен предмет закупки "обязательное психиатрическое освидетельствование", которое проводится в соответствии с Законом о психиатрической помощи N 3185-1-ФЗ и Постановлением Правительства РФ N 695, при этом в документации об аукционе Заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки и ко вторым частям заявок, а именно:
" - документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии этих документов;
- копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности: при проведении медицинских осмотров: медицинские осмотры (предварительные, периодические), экспертиза профессиональной пригодности, клинической лабораторной диагностике, психиатрии, психиатрии-наркологии".
Пунктом 4.2.2.1 Документации также установлено, что Исполнитель оказывает услуги на основании действующей лицензии на медицинскую деятельность с разрешенным перечнем услуг: медицинские осмотры (предварительные, периодические), экспертиза профессиональной пригодности, клинической лабораторной диагностике, психиатрии, психиатрии-наркологии.
Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее - Приказ N 302н).
В соответствии с пунктом 4 Приказа N 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Статьей 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5.1).
Медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.
Одним из видов медицинского освидетельствования является "психиатрическое освидетельствование", а в настоящем случае, исходя из Документации: "психиатрия, психиатрия-наркология".
Психиатрическое освидетельствование проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании (статья 65 Закона N 323-ФЗ).
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" определено, что гражданин может быть временно признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные вилы деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил определено, что освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой органом управления здравоохранения.
Вопросы создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации регулируются приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации" (далее - Порядок).
На основании пунктов 5 и 7 Порядка врачебная комиссия создается на основании приказа руководителя медицинской организации. При этом положение о врачебной комиссии, регламентирующие цели, задачи и функции врачебной комиссии, порядок работы, учета и представления отчетности по итогам деятельности, и состав врачебной комиссии утверждается руководителем медицинской организации.
Таким образом, проанализировав вышеприведенные правовые нормы, Комиссия УФАС и суд первой инстанции пришли к правильным выводам о том, что вопрос о наличии (отсутствии) оснований для признания гражданина непригодным к выполнению отдельных видов деятельности, в том числе деятельности, связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), в том числе вопрос психиатрического освидетельствования, решается в особом порядке врачебной комиссией медицинской организации, уполномоченной на то федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 27.12.2013 N 1070 "О Комитете по здравоохранению" (пункты 3.1-10) и от 19.12.2017 N 1098 "Об администрациях районов Санкт-Петербурга" (пункт 3.1.2) установлен Перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Санкт-Петербурга, имеющих врачебные комиссии по проведению обязательный психиатрических освидетельствований.
Таким образом, законодатель по-разному регулирует вопросы создания медицинских комиссий для прохождения периодических медицинских осмотров и создания комиссий для психиатрического освидетельствования.
Следовательно, объединив в одной закупке услуги по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических) и обязательного психиатрического освидетельствования работников (психиатрии, психиатрии-наркологии), Заказчик тем самым допустил нарушение пункта 6 статьи 31 (части 6 статьи 66) Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае иное применение Учреждением Закона основано на неверном толковании норм права.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Учреждения подтвердил, что по результатам закупки требовалось оказание услуг, как по медицинскому освидетельствованию, так и заключение психиатра и нарколога.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Учреждению, признав пункт 2 Решения и Предписание Управления законными и обоснованными.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03 декабря 2021 года по делу N А56-39692/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Городская аварийно-восстановительная служба жилищного фонда Санкт-Петербурга" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39692/2021
Истец: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГОРОДСКАЯ АВАРИЙНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ЛПЦ СПИВМиР"