г. Томск |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А27-18091/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Зайцевой О.О.,
судей: Дубовика В.С.
Фроловой Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Любимовой А.Н., без использования средств аудиозаписи,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (N 07АП-1113/2022) на решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-18091/2021 (судья Власова В.В.), по заявлению Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) к Чайковской Татьяне Геннадьевне, Кемеровская область, д. Журавлёво (ОГРНИП 312425013300032, ИНН 420302316780) о взыскании штрафа в размере 41 000 рублей,
при участии в судебном заседании:
- без участия (извещены),
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - заявитель, Пенсионный фонд, ОПФР) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Чайковской Татьяны Геннадьевны (далее по тексту - должник, страхователь, ИП Чайковская Т.Г.) штрафа за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по формам СЗВ-СТАЖ за 2020 год в сумме 41 000 рублей.
Решением от 29.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, требования удовлетворены частично, взыскано с индивидуального предпринимателя Чайковской Татьяны Геннадьевны, Кемеровская область, д. Журавлёво (ОГРНИП 312425013300032, ИНН 420302316780) в пользу Государственного учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, город Кемерово (ОГРН 1024200702360, ИНН 4207010740) 40 500 (сорок тысяч пятьсот) рублей штрафа по требованию от 09.06.2021 N 052S01210008090, а также 1 975 (одну тысячу девятьсот семьдесят пять) рублей 60 копеек государственной пошлины в доход федерального бюджета. В остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что в данном случае представление сведений на одно застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в исходной форме СЗВ-М не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений применительно к положениям статей 8.1, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N766н), поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены впервые и с нарушением срока.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из поступившего в суд заявления, требования Пенсионного фонда мотивированы несвоевременным представлением страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, а также предоставлением недостоверных сведений по форме СВЗ-СТАЖ за 2020 год.
Пенсионным фондом были составлены акты проверки, в последующем в отношении должника приняты решения от 13.05.2021 N 052S19210006927, от 09.06.2021 N 052S19210008838 в соответствии с которыми страхователь привлечен к ответственности по ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в общем размере 41 000 рублей.
Должнику были выставлены и направлены требования об уплате назначенного штрафа от 09.06.2021 N 052S01210008090 (штраф в размере 500 руб.), N052S01210008090 (штраф в размере 40 500 руб.).
Поскольку в добровольном порядке требования об уплате штрафа страхователем не исполнены, орган ПФР обратился с соответствующим заявлением в судебном порядке
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания штрафа в размере 500 рублей за непредставление в установленный срок сведений за 2020 год, суд первой инстанции исходил из того, что страхователь, уведомленный Пенсионным фондом об ошибке в отчетной документации по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год, устранил ее путем предоставления дополняющей формы в установленный законом 5 - ти дневный срок.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, предприниматель является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу пункта 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с настоящим Федеральным законом представляются в органы Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Пенсионным фондом Российской Федерации.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
Сведения о страховом стаже застрахованных лиц подаются по форме, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 06.12.2018 N 507п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в Пенсионный фонд России для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений" и о признании утратившим силу постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 N 3п".
Согласно Приложению 1 "Тип сведений" по форме СЗВ-СТАЖ указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая".
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2, 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные), но предусмотрен срок устранения ошибки, выявленной внебюджетным фондом, составляющий 5 рабочих дней с момента получения страхователем соответствующего уведомления.
Как следует из материалов дела, в результате сверки представленных страхователем сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год и сведений представленных в 2020 году по формам СЗВ-М за январь, февраль, март 2020 года пенсионным фондом выявлено, что в отношении одного застрахованного лица (Гаврилова Ирина Анатольевна - содержатся сведения в форме СЗВ-М январь, февраль, март 2020 года) отсутствуют данные в форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год.
05.04.2021 Пенсионный фонд в связи с выявлением несоответствий в адрес страхователя по ТКС отправлено Уведомление об устранении несоответствий. Данное уведомление прочитано страхователем 08.04.2021.
15.04.2021 (то есть в пределах 5 рабочих дней) ИП Чайковской Т.А. по ТКС представлены сведения по форме СЗВСТАЖ (дополняющая) за отчетный период 2020 год на одно застрахованное лицо (Гаврилова Ирина Анатольевна).
Данное обстоятельство Пенсионным фондом по существу не оспорено и документально не опровергнуто.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что индивидуальный предприниматель реализовал свое право на уточнение (дополнение) представленных сведений за спорный период 2020 год, откорректировав их путем представления в Пенсионный фонд дополняющих и отменяющих сведений за этот период в установленный срок, что допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.
Соответственно, оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с индивидуального предпринимателя финансовых санкций в сумме 500 рублей за отчетный период - 2020 год у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что индивидуальным предпринимателем нарушен установленный Федеральным законом N 27-ФЗ срок для представления сведений за отчетный период 2020 год; от ответственности страхователь может быть освобожден в случае предоставления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных сведений в отношении конкретного лица; представление сведений на застрахованных лиц, сведения о которых не были указаны в отчетах СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ тип "исходная" не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Индивидуальный предприниматель внес исправления в представленные сведения о застрахованных лицах своевременно, ввиду чего основания для взыскания санкций в размере 500 рублей отсутствуют.
Согласно пункту 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018 формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда России, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Кроме того, Арбитражный суд Кемеровской области признал доказанным наличие оснований для взыскания штрафа в размере 40 500 руб. за не представление в установленный срок сведений по исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год. В данной части апелляционная жалоба доводов не содержит.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе безусловных (часть 4 указанной статьи), принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18091/2021 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно - Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
О.О. Зайцева |
Судьи |
В.С. Дубовик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18091/2021
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области межрайонное
Ответчик: Чайковская Татьяна Геннадьевна
Третье лицо: Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области