г. Хабаровск |
|
11 марта 2022 г. |
А04-8096/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И.В.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании: в отсутствие представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белогорскремстройсервис"
на решение от 08.12.2021
по делу N А04-8096/2021
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Белогорскремстройсервис" (ОГРН 1122804000505, ИНН 2804015378, адрес: 675002, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Первомайская, д. 1, оф. 214)
к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Светиловки им. Петра Евстафьевича Горы (ОГРН 1022800709711, ИНН 2811004169, адрес: 676835, Амурская область, Белогорский р-н, с. Светиловка, ул. Школьная, д. 4 Б)
о признании недействительным решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Белогорскремстройсервис" (далее - ООО "Белогорскремстройсервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к муниципальному общеобразовательному автономному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Светиловки им. Петра Евстафьевича Горы (далее - МОАУ СОШ с. Светиловки, школа, ответчик) о признании недействительным решения от 30.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта выполнение работ по объекту: "Капитальный ремонт кровли МОАУ СОШ с. Светиловки" от 07.06.2021 N 0123600001521000018-202l.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 08.12.2021 в исковых требованиях отказано.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Полагает, что не только наличие выпадение осадков, а именно не согласованное устройство конструкции кровельного покрытия привело к невозможности своевременно произвести закупку материалов, а следовательно демонтаж покрытия площадью 1 387 м2 без своевременно начатых работ по монтажу привело бы к порче объекта строительства в период выпадения осадков.
Ссылается на график работ со сроком выполнения до 28.08.2021 и до 10.09.2021, согласованным с заказчиком. Считает, что действия чрезвычайной ситуации в виде подтопления, являются уважительными причинами просрочки исполнения обязательств по контракту.
Также, ответчик после принятия решения об одностороннем отказе фактически принял выполненную работу, что подтверждается актами от 07.09.2021: приема-передачи, законченного строительства объекта.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, дело к судебному разбирательству назначено на 03.03.2022 в 09 часов 00 минут, информация об этом размещена публично на сайте арбитражного суда в сети Интернет.
МОАУ СОШ с. Светиловки в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно позиции школы, просрочка исполнения обязательства по контракту привела к выполнению работ с задержкой, работы выполнялись во время выпадения большого количества осадков, что привело к причинению существенного вреда заказчику, а именно затоплению помещений актового зал здания школы.
Несвоевременное начало выполнения работ на объекте и просрочка исполнения обязательств по контракту привело к срыву образовательного процесса в здании школы, в отношении истца составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.2 КоАП РФ.
Стороны, извещенные о рассмотрении дела надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не обеспечили, что не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании проведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 19.05.2021 между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) 07.06.2021 заключен муниципальный контракт N 0123600001521000018-202l по выполнению работ по объекту: "Капитальный ремонт кровли МОАУ СОШ с. Светиловки".
Согласно пунктам 1.1-1.2 контракта, подрядчик принимает на себя обязательство выполнить работы по капитальному ремонту кровли школы в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), сметной документацией (приложение N 2), имеющей заключение ГКУ АО "Строитель" в части проведения проверки достоверности определения сметкой стоимости, графиком выполнения работ (приложение N 3) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется осуществить приемку выполненных работ и оплатить их в соответствии с условиями настоящего контракта. Виды (содержание) и объем работ, составляющих предмет настоящего контракта, наименование и характеристики материалов, используемых при выполнении работ (далее - материалы, изделия, оборудование), определяются в сметной документации (приложение N 2), являющейся неотъемлемой частью контракта.
Место выполнения работ - Амурская область, Белогорский район, с. Светиловка, ул. Школьная, д. 4б (пункт 1.3 контракта).
Подрядчик полностью принимает и осознает характер и объемы работ и полностью удовлетворен условиями, при которых будет происходить выполнение работ, в том числе: расположением объекта, климатическими условиями, средствами доступа, условиями доставки рабочей силы, материалов, изделий, конструкций и оборудования, строительной техники, мерами безопасности, правилам пожарной безопасности и охраны труда, требованиями техники безопасности и охраны окружающей среды, требованиям миграционного контроля и таможенного оформления, а также другими обстоятельствами, которые каким-либо образом влияют (либо мот повлиять) на выполнение работ (пункт 1.5 контракта).
Подрядчик тщательно изучил сметную документацию, полностью ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением работ по контракту и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работы. Подрядчик не претендует ни на какие дополнительные платежи, а также не освобождается ни от каких обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности. Подрядчик принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ. Никакая иная работа подрядчика не является приоритетной в ущерб работам по настоящему контракту (пункт 1.6 контракта).
Цена контракта составляет 11 091 987 руб., без учета НДС (пункт 2.1 контракта). Источник финансирования: средства автономных учреждений (пункт 2.5 контракта).
В соответствии с разделом 3 контракта работы выполняются подрядчиком в соответствии с техническим заданием (приложение N 1), сметной документацией (приложение N 2), графиком выполнения работ (приложение N 3) - начало работ: с момента заключения контракта - окончание работ в течение 45 календарных дней (пункт 3.1 контракта).
Этапы выполнения работ не устанавливается (пункт 3.2 контракта).
Дата начала и окончания выполнения работ, а также промежуточные сроки выполнения работ, определенные графиком выполнения работ (приложение N 3), являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ (пункт 3.3 контракта).
Датой передачи результата работ заказчику считается дата подписания акта законченного строительством объекта (приложение N 4) (пункт 3.4 контракта).
Подрядчик вправе с письменного согласия заказчика досрочно выполнить работы, предусмотренные контрактом, при этом подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта (пункт 3.5 контракта).
В соответствии с пунктами 4.1.2, 4.1.3, 4.1.5 контракта подрядчик обязан выполнить работы, предусмотренные настоящим контрактом, в соответствии с техническим заданием (приложение N l), сметной документацией (приложение N 2), графиком выполнения работ (приложение N 3), и в срок, предусмотренный настоящим контрактом, сдать результат работ заказчику. Все изменения по сметной документации, в том числе замена материалов, оборудования, предусмотренных сметной документацией, возможна только по согласованию с заказчиком, но в пределах общей стоимости контракта. При этом замена материала, конструктивных решений допускается по согласованию с организацией, осуществляющей строительный контроль и заказчиком; обеспечить соответствие результатов работ требованиям качества, энергоэффективности, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, требованиям ГОСТ, СНиП, техническим условиям, стандартам, санитарным нормам и другим нормативным документам, установленным действующим законодательством Российской Федерации. Замена оборудования, материалов, изделий и конструкций допустима только с письменного согласования с заказчиком, при условии, что предлагаемые подрядчиком для замены оборудование, материалы, изделия и конструкции имеют улучшенные технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в сметной документации. При этом, согласование такой замены не влияет на сроки выполнения работ по контракту, не влечет увеличение стоимости контракта.
Согласно пункту 4.3.9 контракта заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в ходе выполнения им работ по вопросам, непосредственно связанным с предметом контракта, решение которых возможно только при участии заказчика.
Порядок приемки работ согласован в разделе 5 контракта. По завершении выполнения работ подрядчик представляет заказчику подписанный со своей стороны в двух экземплярах акт о приемке выполненных работ (КС-2) с приложением к нему справки о стоимости выполненных работ (КС-3), акты освидетельствования скрытых работ (при их составлении), счет (счет-фактуру), а также обеспечение гарантийных обязательств в порядке, предусмотренном разделом 9 настоящего контракта.
После получения от подрядчика документов, указанных в п.5.1 контракта, заказчик в течение l0 рабочих дней осматривает и принимает результаты работ на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем контракте, техническому заданию, локальным сметам и оформляет результаты приемки.
Для проверки соответствия выполненных работ условиям контракта, заказчик проводит экспертизу в порядке, предусмотренном статьи 94 Федерального закона о контрактной системе.
По итогам приемки работ, в течение 3 рабочих дней со дня окончания приемки, представленный подрядчиком акт о приемке выполненных работ (КС-2) подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и в тот же день утверждается заказчиком) и один экземпляр подписанного заказчиком акта направляется подрядчику либо в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта с указанием срока устранения дефектов (недоработки), или иных несоответствий в выполненных работах условиям настоящего Контракта. В случае отказа заказчика от принятия работы в связи с необходимостью устранения выявленных недостатков (дефектов), подрядчик обязуется в срок, указанный заказчиком, устранить указанные недостатки (дефекты) за свой счет (пункты 5.1-5.4 контракта).
В порядке пунктов 5.6-5.8 контракта после устранения подрядчиком замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки выполненных работ, заказчик осуществляет приемку работ и подписывает акт о приемке выполненных работ (КС-2) в порядке и сроки, предусмотренном настоящим разделом. Подрядчик за l0 рабочих дней до планируемого полного завершения работ на объекте, предусмотренных графиком выполнения работ (приложение N 3), в письменной форме уведомляет заказчика о полной готовности к сдаче выполненных работ и представляет заказчику акт приемки выполненных работ в четырех экземплярах, всю исполнительную документацию, документы, имеющиеся у подрядчика, а также обеспечение гарантийных обязательств в порядке, предусмотренном разделом 9 настоящего контракта, и итоговый фотографический материал и видеоматериал, предусмотренный пунктом 4.1.28 настоящего контракта с письменным подтверждением соответствия переданной документации, фактически выполненным работам.
Приемка и оформление результатов приемки законченных работ осуществляются заказчиком в порядке и сроки, предусмотренные пунктами 5.2 - 5.5 настоящего контракта на основании документов, указанных в п. 5.6 настоящего контракта. Приемка скрытых работ осуществляется заказчиком до выполнения подрядчиком последующих работ.
Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после приемки (освидетельствования) скрытых работ и составления актов. Если скрытые работы выполнены без подтверждения заказчиком или он не был информирован об этом, то подрядчик за свой счет обязуется открыть доступ к любой части скрытых работ, не прошедших приемку Заказчиком, согласно его указанию.
Согласно пункту 6.3.1 контракта в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (в том числе гарантийного обязательства, обязательства, предусмотренного пунктом 9.10. настоящего контракта), а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (пункт 6.6 контракта).
Уплата подрядчиком неустойки (штрафа, пени), возмещение убытков не освобождает его от исполнения обязательств по настоящему контракту (пункт 6.10 контракта).
Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему контракту, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы. Свидетельство, выданное соответствующим компетентной организацией или государственным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия непреодолимой силы. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Сторона, для которой исполнение обязательства оказалось невозможным по указанным выше причинам, обязана немедленно известить другую сторону о наступлении, предполагаемом сроке действия и прекращения вышеуказанных обстоятельств (пункты 7.1-7.3 контракта).
Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего контракта между сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке. Претензия оформляется в письменной форме и направляется той стороне по контракту, которой допущены нарушения его условий. В претензии перечисляются допущенные при исполнении контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены стороной для устранения нарушений. Срок рассмотрения писем, уведомлений или претензий не может превышать 10 дней с момента их получения. Переписка сторон может осуществляться в виде письма или телеграммы, а в случаях направления телекса, факса, иного электронного сообщения с последующим предоставлением оригинала документа (пункты 8.1-8.3 контракта).
Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по настоящему контрактy. Окончание срока действия настоящего контракта не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе (пункты 11.1-11.3 контракта).
В соответствии с пунктом 11.4 контракта, его расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в рамках настоящего контракта стороны признают, что существенным нарушением при исполнении контракта является нарушение, предусмотренное статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а также: - нарушение подрядчиком сроков выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, более чем на 5 календарных дней; установление факта проведения ликвидации подрядчика или наличия решения арбитражного суда о признании подрядчика банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства; установление факта приостановления деятельности подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях; наличие у подрядчика задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов подрядчика по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период, при условии, что подрядчик не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации; неоднократное (не менее 2-х раз) неисполнение требований заказчика, выданных подрядчику в целях надлежащего выполнения условий контракта; однократное выявление в ходе исполнения настоящего контракта факта предоставления ненадлежащего обеспечения исполнения контракта, однократное неисполнение подрядчиком пункт 9.2 контракта.
Приложением N 1 к контракту определено техническое задание выполнения работ. Приложением к контракту согласован график выполнения работ с 07.06.2021 по 22.07.2021.
По подписанному сторонами 09.06.2021 акту приема-передачи заказчик передал подрядчику объект - здание школы, состояние объекта отвечает условиям контракта, подрядчик претензий по передаче объекта не имеет.
Письмом 08.06.2021 N 15/21 истец просил разъяснить, какой кирпич использовать для кладки кирпичной стены.
Письмом от 09.06.2021 заказчик указал ГУП АО "Строитель", что в соответствии с пунктом 4.1.2 контракта замена материала допускается по согласованию с организацией, осуществляющей строительный контроль, но в пределах общей стоимости контракта. В настоящее время договор на осуществление строительного контроля находится на стадии согласования. Направил письмо подрядчика для согласования замены материалов.
Письмом от 09.06.2021 заказчик указал, что в соответствии с пунктом 4.1.2 контракта замена материала находится на стадии согласования с организацией, осуществляющей строительный контроль, согласно пункту 4.1.5 контракта согласование замены не влияет на сроки выполнения работ по контракту, не влечет увеличение стоимости контракта.
Письмом от 10.06.2021 N 18/21 заказчик просил рассмотреть замену материала (утеплитель и мембрана) без ухудшения качества и с коротким сроком поставки.
Письмом от 10.06.2021 заказчик указал ГУП АО "Строитель", что в соответствии с пунктом 4.1.2 контракта замена материала допускается по согласованию с организацией, осуществляющей строительный контроль, но в пределах общей стоимости контракта. В настоящее время договор на осуществление строительного контроля находится на стадии согласования. Направил письмо подрядчика для согласования замены материалов.
Письмом от 15.06.2021 N 21/21 подрядчик указал, что заказчик не выполнил обязанность по привлечению лица для осуществления функций строительного контроля. Поскольку ответ по согласованию замены материала и определения марки кирпича для использования кладки стен не направлено, сообщил о приостановлении работ.
Письмом от 16.06.2021 заказчик повторно указал, что замена материалов находится на стадии согласования в ГКУ АО "Строитель". Просил направить адрес сайта (прямую ссылку на Интернет ресурс) для просмотра фото/видео объекта согласно пункту 4.1.23 контракта.
Письмом от 17.06.2021 N 24/21 подрядчик указал, что оборудование видеонаблюдения выполнено, однако условиями контракта не предусмотрено обеспечение объекта сетью Интернет со скоростью для видеотрансляции. Поскольку не передана проектная документация в оригинале, заверенная ответчиком, не согласован используемый кирпич (15/21 от 08.06.2021), не согласован кровельный материал (18/21 от 10.06.2021) выполнение работ приостановлено.
Письмом от 21.06.2021 N 26/21 подрядчик просил согласовать последовательность устройства конструктивных слоев кровли школы без изменения архитектурно-планировочных решений. Подписью директора на письме согласовано последовательность устройства.
Письмом от 22.06.2021 заказчик сообщил, что лицо, осуществляющее строительный контроль является ГКУ АО "Строитель", указал контактные данные лица.
Письмом от 01.07.2021 заказчик в ответ на письмо N 33/21 сообщил, что в сметной документации не указана толщина слоя керамзита, на данном этапе работ невозможно определить, какая будет фактическая толщина керамзита, окончание срока выполнения работ 22.07.2021.
Письмом от 06.07.2021 заказчик согласовал использование силикатного полуторного кирпича, без увеличения сметной стоимости работ по контракту.
Письмом от 08.07.2021 N 21 подрядчик просил предоставить конструктивное решение по обеспечению защиты кровли в период выпадения осадков с приложенным локально-сметным расчетом и гарантийным обязательством компенсировать подрядчику расходы по установке защитных конструкций, создать комиссию с целью фиксации наличия подтеков и иных повреждений в здании школы, вызванных протеканием крыши, которая требует капитального ремонта.
22.07.2021 заказчиком и ГКУ АО "Строитель" составлено заключение об объемах выполненных работ по контракту по состоянию на 22.07.2021 - 34%.
Претензией от 02.07.2021 подрядчику предложено в связи с неоднократным не предоставлением еженедельной информации о ходе и состоянии выполняемых работ (15.06.2021, 22.06.2021, 29.06.2021) уплатить неустойку, а также представить отчеты выполнения работ.
Письмом от 06.07.2021 подрядчику предложено устранить выявленные дефекты потолков и стен здания школы, образовавшиеся в результате попадания осадков в помещения здания.
08.07.2021 подрядчик направил письмо N 21 о предоставлении конструктивного решения по обеспечению защиты кровли в период выпадения осадков с приложенным локально-сметным расчетом и гарантией компенсации расходов по установке защитных конструкций.
09.07.2021 составлен акт освидетельствования скрытых работ N 5.
12.07.2021 сторонами подписан акт N 1 промежуточной приемки ответственных конструкций - устройство кирпичных стен. Дата начала работ 03.07.2021, окончание работ 12.07.2021.
Письмом от 14.07.2021 N 4321 подрядчик указал, что в период с 07.06.2021 по 30.06.2021 имелось действие непреодолимой силы в виде выпадения осадков на протяжении 13 дней. Документацией не предусмотрены меры на защиту людей, а также меры, направленные на предупреждение и уменьшение последствий опасных природных процессов и явлений. Просил продлить срок выполнения работ по контракту. Представил информацию Росгидромета.
Письмом от 15.07.2021 N 21 подрядчик просил согласовать конструктив окон, выполненных по фактическим замерам.
Письмом от 23.07.2021 заказчик указал, что неблагоприятные погодные условия, характерные для с. Светиловка, не могут быть отнесены к природным явлениям стихийного характера, так как являются прогнозируемым событием, а, следовательно, не могут рассматриваться в качестве непреодолимой силы, поскольку не обладают признаками исключительности и объективной непредотвратимости. Просил сообщить о планируемых сроках окончания выполнения работ на объекте.
Письмом от 15.07.2021 N 21 заказчик согласовал конструктив окон, выполненных по фактическим замерам.
Претензией от 27.07.2021 подрядчику указано на невыполнение работ в установленные сроки, предложено не позднее 29.07.2021 направить график выполнения работ с внесенными изменениями.
Письмом от 17.08.2021 N 76/21 подрядчик указал на возможные отступления от согласованного графика выполнения работ в связи с подтоплением с 07.08.2021 с.Светиловка и ограничения проезда выполнение работ по графику до 28.08.2021. обязался продолжить работы после прекращения действия чрезвычайной ситуации. Представил протоколы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности Белогорского муниципального округа.
Письмом от 18.08.2021 заказчик указал, что окончание срока выполнения работ согласно графику выполнения работ 22.07.2021, Неисполнение обязательств по контракту до 01.09.2021 влечет срыв образовательного процесса. Просил сообщить о планируемых сроках окончания выполнения работ.
Письмом от 19.08.2021 заказчик указал, что окончание срока выполнения работ согласно графику выполнения работ - 22.07.2021, корректировки по срокам выполнения работ в контракт не вносились. Истец ссылается в письме на обстоятельства непреодолимой силы, наступившие 07:08.2021 года, то есть на шестнадцатый календарный день просрочки исполнения обязательств по контракту.
Уведомлениями от 18.08.2021 и от 20.08.2021 заказчик известил подрядчика о проведении 23.08.2021 выезда на объект приемочной комиссии (получено 18.08.2021).
Заключением экспертизы результатов исполнения контракта от 23.08.2021 N 1 комиссией было принято решение, что по состоянию на 23.08.2021 работы выполнены не в полном объеме (выполнение 70%) и не подлежат приемке: погрузочные работы при перевозке мусора строительного не выполнены; работы по демонтажу и установке оконных блоков (выполнение 50%); демонтажные работы по разборке покрытия, демонтажу выравнивающих стяжек, демонтажу разуклонки из керамзита, монтажные работы по устройству пароизоляции, утеплению покрытий плитами, устройству уклонообразующего слоя из керамзита, устройству стяжки, устройство плоских однослойных кровельных из ПВХ мембран в объеме 274,704 кв.метров (выполнение 0 %); монтажные работы по устройству пароизоляции, утеплению покрытий плитами, устройству уклонообразующего слоя из керамзита, устройству стяжки, устройство плоских однослойных кровель из ПВХ мембран в объеме 254,705 кв.метров (выполнение 60%); монтажные работы по устройству покрытий парапета, свесов из листовой оцинкованной стали в объеме 614,42 кв.метров (выполнение 0%); монтажные работы по устройству желобов, устройству колпаков над шахтами, работы по штукатурке вентиляционных шахт в объеме 544,752 кв.метров (выполнение 0%).
Претензией от 23.08.2021 подрядчику указано на нарушение правил производства работ по ремонту школы и возникновение аварийности спортзала. Предложено устранить выявленные недостатки.
Заказчиком 23.08.2021 направлена претензия истцу о нарушении истцом правил производства работ по ремонту кровли, приведшее к аварийности спортивного зала здания школы, на основании проведенного проектной организацией технического обследования спортивного зала. Согласно п. 4.1.11 контракта истец обязан обеспечить безвозмездное устранение недостатков и дефектов, выявленных при выполнении работ, сдаче-приемке и в течение гарантийного срока. При наличии замечаний ответчика, возникающих в процессе выполнения работ, устранить их в течение 5 рабочих дней. Исправить недостатки, дефекты, вызванные некачественным выполнением части (вида работ) за свой счет, без увеличения срока выполнения работ.
Требованием от 23.08.2021 подрядчику предложено уплатить неустойку. Претензией от 30.08.2021 подрядчику предложено устранить дефекты потолков и стен актового зала, образованных в результате попадания осадков помещение.
30.08.2021 ответчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 07.06.2021 N 0123600001521000018-2021.
01.09.2021 решение размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
01.09.2021 в адрес истца посредством электронной почты направлено решение, уведомление о получении не получено, посредством курьерской доставки ЕМС направлено решение, адресат отказался от получения.
02.09.2021 в адрес истца посредством заказного письма с уведомлением направлено решение, информация о получении или об отсутствии адресату по месту, нахождения отсутствует.
03.09.2021 составлен акт на дополнительные работы N 3 - неучтенный материал пароизоляции 139,28 м2.
Письмом от 03.09.2021 N 86/21 подрядчик направил акты о приемке выполненных работ, счет для оплаты.
Письмом от 06.09.2021 подрядчик выразил несогласие с выявленными недостатками по возникновению горизонтальных трещин по длине балок и наклонных трещин в опорных частях балок покрытия, настаивал на повторном комиссионном осмотре объекта (спортивного зала).
13.08.2021 и 06.09.2021 в адрес ответчика были направлены акты выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Письмом от 10.09.2021 N 93/21 подрядчик указал на причины просрочки выполнения работ по контракту, работы выполнены 03.09.2021. Счел требования заказчика об уплате неустойки необоснованными, поскольку срок выполнения работ пропущен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы, наличием несвоевременных согласований материалов заказчиком, действием чрезвычайной ситуации в виде подтопления, которые являются уважительными.
Претензией от 10.09.2021 подрядчику указано на устранение выявленных дефектов помещения актового зала.
10.09.2021 подрядчику направлено требование об уплате неустоек за период с 24.08.2021 по 06.09.2021. Неустойка не оплачена.
Письмом от 27.09.2021 заказчик указал на мотивированный отказ от подписания актов в связи с неверными объемами выполненных работ или работами, включенными в акты выполненных работ, но по факту не выполненными.
Письмом от 28.09.2021 N 105/21 подрядчик не согласился с мотивированным отказом от подписания актов выполненных работ. Указал, что направленные 27.09.2021 акты выполненных работ и справка о стоимости выполненных работ являются исправленными, с устраненными недостатками и согласованы с ГКУ АО "Строитель".
Письмом от 05.10.2021 N 109 подрядчик указал на выполнение работ в полном объеме и передачу документов для оплаты. Просил отменить решение об одностороннем расторжении контракта.
Претензией от 07.10.2021 подрядчику указано на устранение дефектов потолков и стен здания (помещение актового зала).
Фактически приемка выполненных работ и подписание актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 были осуществлены ответчиком 22.10.2021 и направлены 22.10.2021 истцу заказным почтовым отправлением с уведомлением.
Не согласившись с решением от 30.08.2021 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, истец обратился в арбитражный суд.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, отзыве на нее, и изучив материалы дела, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Сложившиеся правоотношения сторон регламентируются главой 37 ГК РФ, положениями Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), общими нормами об исполнении обязательств.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Положениями пункта 1 статьи 702 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Существенным условием договора подряда являются сроки выполнения работ (статья 708 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Подрядчик несет ответственность за нарушение как начального, так и конечного и промежуточных сроков выполнения работ, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или предусмотрено договором.
Право заказчика отказаться от договора в одностороннем порядке предусмотрено пунктом 2 статьи 715 ГК РФ (если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным), а также статьей 717 настоящего Кодекса (в любое время до сдачи ему результата работы без указания оснований).
В силу статьи 450.1 ГК РФ предоставленное данным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором (пункт 1).
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2).
Из приведенных правовых норм следует, что в договоре может быть предусмотрено право одной из его сторон на отказ от исполнения этого договора, а также установлен момент прекращения договорных обязательств сторон в случае реализации указанного права.
По правилам, предусмотренным частью 14 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 Закона.
Как предусмотрено частью 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.4 и 11.5 контракта предусмотрено расторжение контракта по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право заказчика работ отказаться от договора подряда предусмотрено нормами главы 37 ГК РФ (статьи 715, 717 ГК РФ).
Таким образом, регулирующие возникшие правоотношения сторон нормы права и условия контракта предусматривали право заказчика отказаться от исполнения контракта.
Поскольку односторонний отказ от договора прекращает обязательство во внесудебном порядке, его оспаривание допустимо по правилам параграфа 2 главы 9 ГК РФ, судом дается оценка обоснованности такого отказа и соответствие его закону.
Как установлено, работы по капитальному ремонту кровли школы подлежали выполнению в срок 45 календарных дней, в соответствии с техническим заданием, сметной документацией, графиком выполнения работ.
По состоянию на 22.07.2021 (срок окончания выполнения работ) работы в полном объеме не выполнены.
Истцом выполнены следующие работы:
1) Демонтажные работы:
- разборка покрытий кровель из рулонных материалов: 647,478 м2 - 47 015,00 руб.;
- устройство выравнивающих стяжек цементно-песчаных толщиной 15 мм МДС 81-36.2004 п.3.3.1а: 647,478 м2 - 90 441 руб.;
- устройство выравнивающих стяжек на каждый 1 мм изменения толщины добавлять или исключать к расценке 12-01-017-01 МДС 81-36.2004 п. 3.3.1а: 647,478 м2 - 76 169 руб.;
- разборка кирпичных стен: 3,85м3 - 22 476 руб.;
- разборка деревянных заполнений проемов оконных с подоконными досками: 32,28м2 - 33 163 руб.;
- погрузка при автомобильных перевозках мусора строительного с погрузкой экскаваторами емкостью ковша до 0,5 м3: 58,8 т- 2 567 руб.
2) Монтажные работы в осях 1-8А-Ж на отметке 0.000:
- устройство пароизоляции прокладочной в один слой: 150,568 м2-20 708 руб.;
- пароизоляция БИПОЛЬ ЭПП "Технониколь" (прим. Линокром ЭПП "Технониколь"): 150,658 м2-20 003 руб.;
- утепление покрытий плитами на каждый последующий слой добавлять к расценке 12-01-013-01: 12-01-013-02: 150,658м2 - 858 89 руб. + 144 279 руб.;
- утеплитель Экструдированный пенополистирол Технониколь CARBON PROF 1180x580x50мм L-кромка (прим. ПЕНОПЛЕКС ГЕО): 451,704м2-111 720 руб.;
- утепление покрытий керамзитом: 27,64 мЗ - 811 64 руб.;
- армирование подстилающих слоев и набетонок: 0,157 т - 10 318 руб.;
- устройство выравнивающих стяжек цементно-песчаных толщиной 15 мм: 150,568 м2 - 42 328 руб.;
- устройство выравнивающих стяжек на каждый 1 мм изменения толщины добавлять или исключать к расценке 12-01-017-01:150,568 м2-62 305 руб.;
3) Монтажные работы в осях 3-6/Б Е на отметке 2.360:_
- устройство пароизоляции прокладочной в один слой: 496,91 м2-68 341 руб.;
- пароизоляция БИПОЛЬ ЭПП "Технониколь" (прим. Линокром ЭПП "Технониколь"): 496,91 м2 - 65 975 руб.;
- утепление покрытий плитами из пенопласта полистирольного на битумной мастике в один слой: 496,91 м2 - 283 284 руб.;
- утепление покрытий плитами на каждый последующий слой добавлять к расценке 12-01-013-01: 496,91 м2 - 475 876 руб.;
- утеплитель Экструдированный пенополистирол Технониколь CARBON PROF 1180x580x50 мм L-кромка (прим. ПЕНОПЛЕКС ГЕО): 1490,73 м2-368 702 руб.;
- утепление покрытий керамзитом: 86,6762 мЗ-568 112 руб.;
- армирование подстилающих слоев и набетонок: 0,516786 т - 33 967 руб.;
- устройство выравнивающих стяжек цементно-песчаных толщиной 15 мм-496,91 м2 - 139 694 руб.;
- устройство выравнивающих стяжек на каждый 1 мм изменения толщины добавлять или исключать к расценке 12-01-017-01: 496,91 м2- 205 622 руб.
4) Устройство кирпичной стены:
- кладка стен кирпичных наружных простых при высоте этажа до 4. м: 3,85 мЗ- 34 105 руб.;
- армирование кладки стен и других конструкций: 0,06 т - 5 734 руб.,
- очистка помещений от строительного мусора: 194,24 т - 171 270 руб.;
- затаривание строительного мусора в мешки: 97,.12 т - 54 719 руб.
Общая стоимость работ по состоянию на 22.07.2021 года по муниципальному контракту от 07.06.2021 N 0123600001521000018-2021 составила 3 205 207 руб.
По состоянию на 23.08.2021 (дата проведения экспертизы) работы в полном объеме также не выполнены.
Заключением экспертизы результатов исполнения контракта от 23.08.2021 N 1 комиссией было принято решение, что по состоянию на 23.08.2021 работы выполнены не в полном объеме (выполнение 70%) и не подлежат приемке:
- погрузочные работы при перевозке мусора строительного не выполнены; работы по демонтажу и установке оконных блоков (выполнение 50%);
- демонтажные работы по разборке покрытия, демонтажу выравнивающих стяжек, демонтажу разуклонки из керамзита, монтажные работы по устройству пароизоляции, утеплению покрытий плитами, устройству уклонообразующего слоя из керамзита, устройству стяжки, устройство плоских однослойных кровельных из ПВХ мембран в объеме 274,704 м2 (выполнение 0 %);
- монтажные работы по устройству пароизоляции, утеплению покрытий плитами, устройству уклонообразующего слоя из керамзита, устройству стяжки, устройство плоских однослойных кровель из ПВХ мембран в объеме 254,705 м2 (выполнение 60%);
- монтажные работы по устройству покрытий парапета, свесов из листовой оцинкованной стали в объеме 614,42 м2 (выполнение 0%);
- монтажные работы по устройству желобов, устройству колпаков над шахтами, работы по штукатурке вентиляционных шахт в объеме 544,752 м2 (выполнение 0%).
По состоянию на 30.08.2021 (дата принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) просрочка составляла 39 дней.
Указанные нарушения подтверждаются подписанными сторонами актами осмотра от 19.07.2021, от 26.07.2021, от 02.08.2021, от 16.08.2021, от 23.08.2021, заключением экспертизы результатов исполнение контракта от 23.08.2021 N 1.
Доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение контракта в предусмотренный договором срок истцом в материалы дела не представлены.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
По обстоятельствам дела установлено, что 30.08.2021 школа приняла решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта
от 07.06.2021 N 0123600001521000018-2021, в связи с неисполнением ОООО "Белогорскремстройсервис" обязательств по контракту, выполнение которых установлено контрактом в определенный срок.
В соответствии с информацией, отраженной на официальном сайте Единой информационной системы www.zakupki.gov.ru решение от 30.08.2021 о расторжении контракта от 07.06.2021 N 0123600001521000018-2021 размещено школой 01.09.2021, т.е. в пределах установленного в статье 95 Закона о контрактной системе трехдневного срока.
01.09.2021 в адрес подрядчика посредством электронной почты направлено решение, уведомление о получении не получено, посредством курьерской доставки ЕМС направлено решение - адресат отказался от получения.
02.09.2021 года в адрес подрядчика посредством заказного письма с уведомлением направлено решение, информация о получении или об отсутствии адресату по месту нахождения отсутствует.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления считается день по истечении 30 дней с момента размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС, то есть 02.10.2021.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу через 10 дней с момента надлежащего уведомления подрядчика, то есть 13.10.2021.
13.08.2021 и 06.09.2021 в адрес ответчика истцом направлены акты выполненных работ по форме KС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
27.09.2021 ответчик направил истцу мотивированный отказ от подписания актов в связи с неверными объемами выполненных работ или работами, включенными в акты выполненных работ, но по факту не выполненными.
27.09.2021 и 06.10.2021 истцом направлены откорректированные акты выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3. В порядке пункта 5.5 контракта, после устранения истцом замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки выполненных работ, ответчик осуществляет приемку работ и подписывает акт о приемке выполненных работ (КС-2) в порядке и сроки, предусмотренном настоящим разделом.
Согласно пункту 5.2 контракта после получения от истца документов, указанных в пункте 5.1 контракта, ответчик в течение 10 рабочих дней осматривает и принимает результаты работ на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем контракте, техническому заданию, локальным сметам и оформляет результаты приемки.
В соответствии с пунктом 5.3 контракта по итогам приемки работ, в течение 3 рабочих дней со дня окончания приемки, представленный истцом акт о приемке выполненных работ (КС-2) подписывается ответчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и в тот же день утверждается ответчиком) и один экземпляр подписанного ответчиком акта направляется истцу либо в те же сроки ответчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания акта с указанием срока устранения дефектов (недоработки), или иных несоответствий в выполненных работах условиям настоящего контракта.
Фактически приемка выполненных работ и подписание актов выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ по форме КС-3 были осуществлены ответчиком 22.10.2021 и в тот же день направлены истцу заказным почтовым отправлением с уведомлением.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Довод заявителя жалобы о нарушении процедуры ответчиком одностороннего отказа от исполнения контракта отклоняется апелляционным судом ввиду вышесказанного.
Также отклоняется апелляционным судом довод заявителя жалобы о необходимости отмены оспариваемого решения в связи с тем, что ответчиком полностью оплачены работы уже после вынесения указанного решения, в связи со следующим.
Согласно статье 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора, полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
В силу части 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с позицией в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.03.2015 по смыслу приведенных норм, отсутствие предварительной оплаты понесенных расходов не является препятствием для реализации права заказчика на такой отказ. Односторонний отказ заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг не прекращает обязательства заказчика оплатить исполнителю необходимые расходы, которые он понес в счет услуг, как оказанных, так еще и не оказанных, до момента одностороннего отказа заказчика от исполнения договора.
Положения ГК РФ и Закона о контрактной системе не содержат условий о том, что переписка после вступления в силу одностороннего отказа от контракта и подписание актов выполненных работ является основанием для признания контракта действующим или отмене такого решения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.3 контракта "Дата начала и окончания выполнения работ, а также промежуточные сроки выполнения работ, определенные графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), являются исходными для определения имущественных Санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ". Окончание срока выполнения работ согласно графику выполнения работ - 22.07.2021 года, корректировки по срокам выполнения работ в контракт не вносились, изменение календарного графика выполнения работ, являющегося составной частью проекта производства работ, не освобождает от ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по контракту.
Истцом неоднократно представлялись откорректированные календарные графики выполнения работ с указанием окончания срока выполнения работ - до 28.08.2021, до 10.09.2021, но согласно пункту 3.3 контракта дата начала и окончания выполнения работ, а также промежуточные сроки выполнения работ, определенные графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту), являются исходными для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков выполнения работ.
Выполнение демонтажных работ согласно графику выполнения работ - 07.06.2021 по 30.06.2021, выполнение работ по устройству кирпичной кладки - с 07.06.2021 по 22.07.2021, что подтверждается графиком выполнения работ, являющимся неотъемлемой частью муниципального контракта.
Объективных причин, мешающих истцу приступить к выполнению демонтажных работ согласно графику выполнения работ (приложение N 3 к контракту), у истца не имелось.
В силу вышесказанного, довод заявителя жалобы об изменении сроков графика выполнения работ по графику выполнения работ с указанием окончания срока выполнения работ до 28.08.2021 и до 10.09.2021 апелляционным судом признается необоснованным.
Следует отметить, что при учете периодов приостановления работ или согласованием замены материалов, нарушение сроков выполнения работ ответчиком фактически допущено.
Условия об обязанности ответчика по предоставлению конструктивных решений по обеспечению защиты кровли в период выпадения осадков с выплатой дополнительных платежей в виде компенсации расходов по установке защитных конструкций, контракт не содержит.
В контракте отсутствует условие об обязанности ответчика по предоставлению проектной документации, заверенной ответчиком. Согласование замены материала для устройства кирпичной стены (физический объем работ 18,303 м2) не влияло на выполнение демонтажных работ (физический объем работ 1426 м2), который истец обязан был выполнить согласно графика выполнения работ (приложение N 3 к контракту) в период с 07.06.2021 по 30.06.2021.
Согласно разделу 3 "Сведения о выполнении работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, объекта капитального строительства" журнала производства работ N 1, представленного истцом, дата начала выполнения работ - 21.06.2021 (истец приступил к выполнению работ по контракту на 14 дней позже срока начала выполнения работ, указанному в п.3.1 контракта).
В нарушение пункту 7.3. контракта в июне 2021 истец не известил ответчика о том, что выпадение осадков препятствует выполнению работ на объекте. Истцом не представлено подтверждение подтопления территории объекта, не представлено подтверждение повышения грунтовых вод, влияющее на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания.
Таким образом, доводы о невозможности выполнения работ по причине выпадения осадков, судом отклонены, поскольку указанные обстоятельства не прерывают течение договорных обязательств.
Доказательств невозможности выполнения отдельных работ по демонтажу с момента получения объекта для ремонта в материалы дела не представлено.
Довод о действии чрезвычайной ситуации в виде потопления являются уважительными причинами просрочки исполнения обязательств по контракту, отклоняется апелляционным судом.
Согласно пункту 3 стать 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Так, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, что было сообщено истцу посредством письма от 23.07.2021.
Согласно представленным справкам Амурского ЦГМС - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Дальневосточное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", от 13.08.2021 N . 797-ОММ, от 21.09.2021 N 932-ОММ, за период просрочки исполнения обязательств по контракту подрядчиком в течение 46 календарных дней за период с 22.07.2021 по 06.09.2021 осадки наблюдались в течение 21 календарного дня в количестве от 0,5 мм до.55 мм
В то же время согласно справке от 01.07.2021 года N 564-ОММ, представленной подрядчиком 14.07.2021 за период с 21.06.2021 подрядчик фактически приступил к работе 21.06.2021, согласно журналу производства работ N 1, осадки наблюдались в течение 5 календарных дней в количестве 23.06.2021 - 0,8 мм, 24.06.2021 - 0,6 мм, 26.06.2021 - 0,3 мм, 27.06.2021 - 8 мм, 29.06.2021 - 0,3-мм.
Таким образом, просрочка исполнения обязательств по муниципальному контракту привела к выполнению работ с задержкой, работы выполнялись во время выпадения большого количества осадков, что привело к причинению существенного вреда заказчику, а именно, затоплению помещений актового зала здания школы.
Ссылка заявителя жалобы о проведении экспертизы в отсутствие представителя апелляционным судом признана несостоятельной, поскольку извещение о проведении обследования получено 18.08.2020.
Кроме того установлено, что 23.08.2021 силами ответчика с участием ГКУ АО "Строитель" проведена экспертиза выполненных работ по состоянию на 23.08.2021, на объекте которого присутствовал представитель ООО "Белогорскремстройсервис" - начальник ПТО Смагин Е.Г.
Ссылка на невозможность выполнения работ по согласованию замены материалов с учетом пункта 1.6 договора отклонена, поскольку пир заключении контракта подрядчик признавал, что изучил сметную документацию, ознакомлен со всеми условиями, связанными с выполнением работ по контракту и получил полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работы. Гарантировал, что не претендует ни на какие дополнительные платежи, а также не освобождается ни от каких обязательств и/или ответственности, по причине его недостаточной информированности. Подрядчик принимает на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе удовлетворении заявленных требований.
Доводы и аргументы заявителя жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта, обоснованы иной оценкой доказательств.
Решение судом первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, что исключает удовлетворение апелляционной жалобы.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 08.12.2021 по делу N А04-8096/2021 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8096/2021
Истец: ООО "Белогорскремстройсервис"
Ответчик: Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Светиловки
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N1 по Амурской области