г. Санкт-Петербург |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А26-1581/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Нестерова С.А.
при ведении протокола судебного заседания: Евстегнеевой Е.В.
при участии: согласно протоколу судебного заседания от 02.03.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39991/2021) Ольшевского Антона Владимировича на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.10.2021 по делу N А26- 1581/2019 (судья Дементьева А.В.), принятое по иску 1) администрации Прионежского муниципального района, 2) администрации Заозерского сельского поселения к 1) Левашову Сергею Александровичу, 2) Ольшевскому Антону Владимировичу о признании, об обязании, и по встречному иску Левашова Сергея Александровича и Ольшевского Антона Владимировича к администрации Прионежского муниципального района о признании права общей долевой собственности, 3-и лица: 1) Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу; 2) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Карелия; 3) Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия
УСТАНОВИЛ:
Администрация Прионежского муниципального района (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Левашову Сергею Александровичу (далее - ответчик 1), Ольшевскому Антону Владимировичу (далее - ответчик 2) о признании самовольными постройками всех расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами 10:20:0022401:856 и 10:20:0022401:855 построек и обязании ответчиков произвести за их счет снос самовольных построек в срок, не превышающий трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования обоснованы статьями 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Определением от 11.04.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу и Администрация Заозерского сельского поселения.
Определением от 06.06.2019 к совместному рассмотрению судом принят встречный иск Левашова Сергея Александровича и Ольшевского Антона Владимировича к Администрации Прионежского муниципального района о признании права общей долевой собственности.
Определением от 08.10.2019 года к участию в деле в качестве соистца привлечена Администрация Заозерского сельского поселения, изменен ее процессуальный статус третьего лица.
Решением от 21.10.2021 иск удовлетворен. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с решением, Ольшевский А.В. обратился с апелляционной жалобой об его отмене, указав на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не согласившись с оценкой доказательств, данной судом в решении.
В судебном заседании представитель ответчиков представила письменную позицию Левашова С.А. с приложением дополнительного доказательства (ответ Североморского межрегионального управления Россельхознадзора от 14.02.2022 N 07-2707), в приобщении которого апелляционным судом отказано, поскольку указанный документ получен ответчиком за пределами срока рассмотрения спора в суде первой инстанции.
Представитель ответчиков доводы апелляционной жалобы поддержала. Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, 11 сентября 2018 на основании распоряжения Управления от 07.09.2018 N 724-р проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельного участка сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянского фермерского хозяйства, вид угодий - культурное пастбище, кадастровый номер 10:20:0022401:710, расположенного в районе д. Ялгуба Прионежского района.
Согласно данным кадастрового учета с 01.08.2018 земельный участок N 10:20:0022401:710 снят с кадастрового учета и в его границах образован участок N 10:20:0022401:856.
В ходе планового (рейдового) осмотра земельного участка N 10:20:0022401:710 (N 10:20:0022401:856) выявлены признаки нарушения земельного законодательства, выразившиеся в невыполнении установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель, защите земель и охране почв, повлекшее негативное воздействия на окружающую среду, ухудшающее качественное состояние земельного участка, как культурное пастбище.
В соответствии с распоряжением Управления от 20.09.2018 N 775-р проведена внеплановая выездная проверка земельного участка N10:20:0022401:856.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.09.2018 N КУВИ-001/2018-83 54073 земельный участок сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для ведения крестьянского фермерского хозяйства, вид сельскохозяйственных угодий - культурное пастбище, принадлежит на праве общей долевой собственности Левашову С.А. (1/3) и Ольшевскому А.В. (2/3).
В ходе проведения проверки установлено, что участок находится за границами населенного пункта, в водоохраной зоне Онежского озера, к участку проложена подъездная дорога, установлен шлагбаум, межевые знаки отсутствуют, границы участка не определены.
На территории участка расположен объединенный комплекс, состоящий из трех жилых строений, которые соединены общей стеной, строения в данном комплексе 2-х этажные, между ними одноэтажное строение; площадь комплекса составляет 305.1 кв.м.
На участке имеется 3 одноэтажных здания: из них 1 баня, 2 жилых дома, общей площадью 274, 54 кв.м.; напротив жилого двухэтажного комплекса имеется детская площадка рядом с ней 3 незавершенных строения, (недостроенные бани) площадью 48.6 кв.м., проход на площадку в виде лестницы. Здания установлены на столбчатом, ленточном, плиточном, сваечном фундаменте; на участке имеется отсыпка щебня высотой 10 см, площадью 1215 кв.м., отсыпка также произведена в виде дорожек к строениям.
Все строения построены из калибровочного бревна (круглый лес), около строений имеются септики, в количестве 2 шт., которые располагаются прямо в бочке.
Общая площадь перекрытия плодородного слоя почвы земельного участка строениями, сооружениями составила 1843,28 кв.м., что подтверждается (схематическим чертежом от 25.10.2018).
По данным, представленным ФГБУ "Управление Карелмелиоводхоз" от 17.09.2018 N 600, земельный участок относится к осушенным землям, осушение произведено закрытой дренажной системой.
Согласно строке 70 ведомости изменившихся контуров угодий и их культурнотехнического состояния, оформленной по результатам инвентаризации земель птицесовхоза "Заозерский" Прионежского района 1988 года, указано, что до инвентаризации соответствующий участок угодий относился к пастбищам осушенным с площадью 3,9 га., после инвентаризации изменений не последовало, вид угодий остался пастбищем осушенным (закочкаренность более 20 %).
Постановлением от 08 сентября 2015 года Администрация утвердила градостроительный план земельного участка в д. Ялгуба Левашову С.А. и Ольшевскому А.В.
Постановлением от 18.04.2019 N 365 Администрация в соответствии с актом планового (рейдового) осмотра признала недостоверными сведения, содержащиеся в градостроительном плане земельного участка с кадастровым номером 10:20:0022401:710 и отменила постановление от 08.09.2015 как несоответствующее действующему законодательству на момент издания.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Левашов Сергей Александрович обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Прионежского муниципального района о признании недействительным Постановления от 18.04.2019 N 365. Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 21.02.2020 по делу А26-9470/2019 в удовлетворении заявления Левашову С.А. отказано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Администрация обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
При этом согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 26 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в его выдаче.
Как следует из представленных доказательств, ответчики обращались в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Письмом от 25.04.2016 администрация сообщила, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утв. Решением N 3 Совета Заозерского сельского поселения от 26.03.2013, действие ПЗЗ не распространено в отношении земельного участка с кадастровым номером 10:20:0022401:710, в то время как в соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
Также в письме Администрация обратила внимание на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" для строительства зданий, строений и сооружений необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, между тем в проектной документации отсутствуют сведения о том, что строительством предполагаются именно нежилые помещения. По изложенным основаниям Администрация в выдаче разрешения на строительство отказала.
Указанный отказ ответчиками не обжалован, дальнейших действий, направленных не легализацию построек ответчики не предприняли.
Как указано в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предпринимало мер для их получения.
В ином случае при удовлетворении требований на основании части 3 статьи 222 ГК РФ имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Судом установлено, что в соответствии с Генеральным планом Заозерского сельского поселения земельные участки с кадастровыми номерами 10:20:0022401:855 и 10:20:0022401:856 расположены за границами населенных пунктов, относится к функциональной зоне сельскохозяйственных угодий, содержится информация о разрешенного использовании земельного участка: зона сельскохозяйственного использования, 500-метровая санитарно-защитная зона животноводческой фермы II класса опасности, 200-метровая прибрежная зона Онежского озера. Согласно Правилам землепользования и застройки Заозерского сельского поселения, утвержденным решением Совета Заозерского сельского 11 А26-1581/2019 поселения26.03.2013 N 3, данный участок расположен в границах территорий сельскохозяйственных угодий. При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, признав, что размещение спорных объектов на земельных участках с кадастровыми номерами 10:20:0022401:855 и 10:20:0022401:856, относящемся к функциональной зоне сельскохозяйственного назначения (пастбища), расположенных в границах территорий сельскохозяйственных угодий, противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
Протокольным определением отказано подателю жалобы в приобщении дополнительных доказательств в связи с отсутствием условий для принятия дополнительных доказательств, установленных ст. 268 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 21.10.2021 по делу N А26-1581/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1581/2019
Истец: Администрация Заозерского сельского поселения, Администрация Прионежского муниципального района
Ответчик: Левашов Сергей Александрович, Ольшевский Антон Владимирович
Третье лицо: Администрация Заозерского сельского поселения, Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архагельской области и Ненецкому автономному округу, Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Республики Карелия