г. Вологда |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А05-11831/2021 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Журавлева А.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года по делу N А05-11831/2021, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163004, г.Архангельск, пр.Троицкий, д.49) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром энерго" (ОГРН 1027739841370, ИНН 7736186950; адрес: 119311, Москва, ул.Строителей, д.8, корп.1; далее - министерство) о взыскании 394 088 руб. 33 коп. необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за 2019 и 2020 годы, 886 руб. 69 коп. пеней, начисленных за период с 06.10.2021 по 15.10.2021 с последующим начислением по день фактической оплаты долга.
Определением суда от 22 октября 2021 года исковое заявление принято к производству в упрощенном порядке и рассматривается в соответствии со статьями 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года в иске отказано.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что предприятие не вправе применять норматив на холодное водоснабжение в размере 5, 595 куб. м/чел., утвержденный постановлением министерства энергетики и связи Архангельской области от 22.08.2012 N 25-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах, расположенных на территории муниципального образования "Ленский муниципальный район", в редакции постановления министерства от 21.08.2019 N 49-пн.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предоставление субсидии в 2019-2020 годах осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению (далее - Порядок предоставления субсидии), утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области".
В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка между министерством и обществом были заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, от 05.04.2019 N 73-В (далее - договор на 2019 год) и от 16.06.2020 N 75-В (далее - договор на 2020 год).
На основании расчетов фактической потребности в средствах субсидии, представленных обществом в министерство, за 2019 год министерство должно было перечислить 7 335 197 руб. 46 коп. субсидии, за 2020 год - 8 571 612 руб. 69 коп.
Министерство во исполнение принятых на себя по договорам обязательств произвело перечисление обществу субсидии в указанных размерах.
На основании распоряжения министерства от 03.06.2021 N 266-р и программы проверки министерство провело в отношении общества плановую камеральную проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, за период 2019 - 2020 годы.
В ходе проверки министерство пришло к выводу о необоснованном применении обществом норматива холодного водоснабжения и водоотведения для ряда домов, а также о нарушении обществом требований к оформлению первичных учетных документов с управляющей компанией ООО "Лидер+", что повлекло необоснованное включение в расчеты субсидии: за 2019 год объемов холодной воды и услуг водоотведения на сумму 220 733 руб. 61 коп., за 2020 год - на сумму 173 354 руб. 72 коп.
Результаты проверки отражены в акте от 07.09.2021 N 203/06-06/79.
Общество с актом проверки не согласилось и направило в адрес министерства возражения, которые были приобщены к акту проверки, однако на выводы, изложенные в акте, не повлияли.
В связи с выявленными нарушениями в адрес общества было направлено требование от 13.09.2021 N 203/06-06/6145 о возврате средств субсидии в сумме 394 088 руб. 33 коп. Требование получено ответчиком 21.09.2021 (согласно копии уведомления о вручении).
Поскольку ответчик требование министерства добровольно не исполнил, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ответчика 394 088 руб. 33 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2019 и 2020 годы, а также 886 руб. 69 коп. пеней за период с 06.10.2021 по 15.10.2021 с последующим их начислением по день фактической оплаты долга.
Суд первой инстанции, оценив указанные обстоятельства и представленные сторонами доказательства в их совокупности по правилам статей 64, 71, 168 АПК РФ, руководствуясь статьями 78, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-п, постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", отказал в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, а доводы жалобы отклоняет на основании следующего.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, подпункта 13 пункта 9 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, установление нормативов потребления коммунальных услуг относится к компетенции ответчика.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
В случае если установление нормативов потребления коммунальных услуг или нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе ресурсоснабжающих организаций или управляющих организаций, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Как установлено вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 16.12.2019 по делу N А05-11280/2019, ответчик еще в ноябре 2014 года обращался в министерство с заявлением об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещения многоквартирных и жилых домов, расположенных на территории МО "Урдомское" муниципального образования "Ленский муниципальный район", приложив к своему обращению информацию по жилому фонду и о степени его благоустройства (письмо от 16.10.2014 N 51-51-07/2509). В информации по жилому фонду, направляемой обществом в адрес министерства содержались данные в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: д.3, д.7а, д.9 по ул.Калинина в п.Урдома Ленского района Архангельской области. Согласно направленной в министерство информации данные дома являются двухэтажными многоквартирными, с ванными, быстродействующими газовыми водонагревателями, централизованным холодным водоснабжением и водоотведением.
Министерство не доказало отсутствия у него возможности установить норматив потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению для двухэтажных многоквартирных и жилых домов с ванными, быстродействующими газовыми водонагревателями, централизованным холодным водоснабжением и водоотведением на основании заявления ресурсоснабжающей организации или по собственной инициативе.
При этом договор на 2019 год предусматривал возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на холодную воду и водоотведение для населения и потребителей, приравненных к населению муниципального образования "Урдомское" муниципального образования "Ленский муниципальный район". Заключая данный договор, министерство обладало информацией о том, какие нормативы потребления на холодное водоснабжение утверждены для многоквартирных и жилых домов, расположенных на территории муниципального образования "Урдомское". С учетом обращения общества в министерство еще в октябре 2014 года министерство также располагало полной информацией об этажности и технических характеристиках таких домов.
Основанный на отсутствии утвержденного норматива отказ в субсидировании выпадающих доходов в связи с применением льготных тарифов на холодную воду (холодное водоснабжение) и услуги водоотведения нарушает права ответчика на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов.
Кроме того постановлением министерства от 21.08.2019 N 49-пн в постановление министерства энергетики и связи Архангельской области от 22.08.2012 N 25-пн внесены изменения, согласно которым в таблице приложения N 1 "Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях в многоквартирных домах, жилых домах, расположенных на территории МО "Урдомское" муниципального образования "Ленский муниципальный район" к Постановлению строка
В многоквартирных и жилых домах с ваннами, быстродействующими газовыми водонагревателями, централизованным холодным водоснабжением и водоотведением
|
3
5 |
5,595
5,595 |
-
- |
5,595
5,595 |
заменена строкой следующего содержания:
В многоквартирных и жилых домах с ваннами, быстродействующими газовыми водонагревателями, централизованным холодным водоснабжением и водоотведением
|
1 - 5 |
5,595 |
- |
5,595 |
Указанные изменения вступили силу с 23.08.2019.
Таким образом, после внесения изменений норматив остался неизменным, а его применение распространено на 1 и 2 этажные многоквартирные и жилые дома с ваннами, быстродействующими газовыми водонагревателями, централизованным холодным водоснабжением и водоотведением.
Факт предоставления ответчиком коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения потребителям многоквартирных домов, расположенных по адресам: д.3, д.7а, д.9 по ул.Калинина в п.Урдома Ленского района Архангельской области, истцом не оспаривается. Спора по применению тарифа не имеется. Министерством в ходе проверки не установлено несоответствия заявленных обществом в расчетах фактической потребности в средствах субсидии фактического объема услуг, реализованного гражданам в 2019 и 2020 годах, данным первичных учетных документов и регистрам бухгалтерского учета.
Таким образом, истцом не доказано необоснованное включение обществом в расчет потребности в средствах субсидии за 2019 год объема услуг по холодному водоснабжению в размере 794,852 куб.м, по водоотведению - 794,856 куб.м, и, соответственно, завышение потребности в средствах субсидии на 83 325 руб. 71 коп.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца о возврате 83 325 руб. 71 коп. необоснованно полученных средств субсидии за 2019 год и соответствующих сумм пеней.
Также в ходе проверки министерство пришло к выводу о том, что общество необоснованно включило в расчет субсидии на 2019 год объем поставленной холодной воды в размере 3819,951 куб.м на сумму 137 407 руб. 90 коп., на 2020 год объем холодной воды в размере 3987,170 куб.м на сумму 173 354 руб. 72 коп. по причине отсутствия в актах сдачи-приемки оказанных услуг по договору с управляющей компанией ООО "Лидер+" наименования должности и подписи должностного лица.
Между тем отсутствие таких подписей в указанных актах не лишает общество права подтвердить факт поставки этого объема ресурса, а, следовательно, и право на получении субсидии, другими доказательствами.
Как верно установлено судом первой инстанции, ответчиком и ООО "Лидер+" был заключен договор снабжения коммунальными ресурсами на общедомовые нужды от 15.03.2017 N 51-06/78/17-д (БС), в котором общество выступает как ресурсоснабжающая организация, ООО "Лидер+" - как исполнитель. Поставка ресурса осуществлялась истцом в многоквартирные дома.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ресурсоснабжающая организация обязуется подавать коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг на общедомовые нужды исполнителю через присоединительную сеть.
Согласно пункту 5.3 указанного договора, на основании сведений (пунктов 4.1, 4.2 договора) ресурсоснабжающая организация в срок не позднее 2 числа следующего за отчетным месяцем направляет исполнителю подписанный со своей стороны акт приема-передачи услуг за отчетный месяц (Приложение N 4 к настоящему договору) в двух экземплярах. Исполнитель обязуется подписать и передать ресурсоснабжающей организации акт в срок не позднее 3 рабочих дней с даты его получения. В случае неполучения ресурсоснабжающей организацией подписанного исполнителем акта в указанный срок, услуги считаются оказанными ресурсоснабжающей организации и принятыми исполнителем в полном объеме.
В связи с отсутствием оплаты оказанных управляющей компании услуг (не подписанием актов оказанных услуг), общество обращалось в Арбитражный суд Архангельской области с исками о взыскании с ООО "Лидер+", в том числе задолженности за период с января 2019 по декабрь 2020 годы.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Архангельской области по делам N N А05-7757/2019, А05-2172/2020, А05-7125/2020, А05-13695/2020, А05-2032/2021, А05-4525/2021 исковые требования общества удовлетворены.
Из материалов дел, размещенных в электронном виде в режиме ограниченного доступа на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", видно, что в рамках названных дела обществом были представлены спорные акты приема-передачи оказанных услуг, доказательства направления таких актов и их фактического получения ООО "Лидер+", а также ведомости энергопотребления в подтверждение объема поставленного ресурса.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводом истца о неправомерном получении обществом субсидии за 2019 год в сумме 137 407 руб. 90 коп., приходящейся на холодную воду в объеме 3819,951 куб.м, субсидии за 2020 год в сумме 173 354 руб. 72 коп., приходящейся на холодную воду в объеме 3987,170 куб.м, поставленную ООО "Лидер+".
Учитывая изложенное, требования министерства являются необоснованным по праву и размеру, в связи с чем правомерно отклонены судом первой инстанции.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда по заявленным доводам, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года по делу N А05-11831/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11831/2021
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Газпром энерго"