г. Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А40-21141/21 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.А. Птанская,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу
Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 сентября 2021 года
по делу N А40-21141/21, принятое судьей Куклиной Л.А.,
в порядке упрощенного производства
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; юр. адрес: 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2)
к Публичному акционерному обществу "Первая Грузовая Компания"
(ОГРН: 1137746982856; юр. адрес: 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 24)
о взыскании 8 745 рублей 60 копеек
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Акционерному обществу "Первая грузовая компания" (далее - АО "ПГК", ответчик) о взыскании 8 745 рублей 60 копеек платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования на основании ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Определением Арбитражного суда города Москвы от 04.03.2021 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 20.09.2021 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
От ответчика в порядке ст. 262 АПК РФ поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против ее удовлетворения.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268, 272.1 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 20.09.2021 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, истец в обоснование исковых требований указывает, что в сентябре 2020 года на станции Омск-Восточный ЗСБ ж.д. на путях общего пользования простаивал вагон N 54556907, принадлежащий на праве собственности ПАО "ПГК" в ожидании оформления в АС ЭТРАН запроса-уведомления на отправление порожнего вагона после выгрузки, что подтверждено составленными ОАО "РЖД" актами общей формы N 4/586 от 12.09.2020, N 4/622 от 25.09.2020 и памятками приемосдатчика ф. ГУ-45ВЦ NN 1473, 1474.
Факт нахождения на путях общего пользования после выгрузки вагона, прибывшего с грузом в адрес ответчика, на станции Омск-Восточный ЗСБ ж.д. в ожидании оформления ответчиком перевозочных документов, подтверждается истцом составленными ОАО "РЖД" актами общей формы N N 2/5165 от 26.10.2020, 4/586 от 12.09.2020, 4/622 от 25.09.2020 и памятками приемосдатчика ф. ГУ- 45ВЦ NN 1473, 1474 на начало и окончание простоя.
Железнодорожные пути общего пользования принадлежат ОАО "РЖД".
В соответствии со ст. 44 УЖТ РФ владелец вагонов вносит плату за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса за все время нахождения порожних грузовых вагонов на железнодорожных путях общего пользования по истечении: двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования; двенадцати часов с момента, когда порожние грузовые вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов.
Размеры платы, в соответствии со ст. 39 УЖТ РФ за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
В соответствии с п. 3.1. Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, плата за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса) определяется по ставкам, дифференцированным в зависимости от длины вагонов, а также основания нахождения порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
В соответствии с п. 3.2 тарифного руководства при нахождении порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования по причинам, зависящим от владельцев данных вагонов, в том числе от перевозчиков, являющихся такими владельцами, плата взимается владельцем инфраструктуры РЖД с указанных лиц.
Пункт 3.3. тарифного руководства предусматривает, что по ставкам таблицы N 3 плата определяется при нахождении порожних вагонов на железнодорожной станции выгрузки (в соответствии со ст. 44 УЖТ РФ).
В этом случае оплачиваемое время исчисляется по истечении двадцати четырех часов с момента выгрузки грузов из вагонов, не принадлежащих перевозчику, в местах общего пользования, либо по истечении двенадцати часов с момента, когда порожние вагоны поданы на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов по договору на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования (договору на подачу и уборку вагонов) и до момента предъявления порожнего вагона для перевозки.
В связи с нахождением вагона N 54556907, не принадлежащего ОАО "РЖД", на железнодорожных путях общего пользования истцом начислена плата в размере 8 745 рублей 60 копеек.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в адрес ответчика направлялась претензия, оставленная без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно сослался на нижеследующие основания.
Так, вагон N 54556907 находился в спорный период не на путях общего пользования, как указывает ОАО "РЖД", а на подъездных путях, что исключает правомерность заявленного иска.
ОАО "РЖД" просит взыскать плату за нахождение вагонов на путях ОБЩЕГО пользования за период с 12.09.2020 в 10:05 по 25.09.2020 в 13:27, о чем в подтверждение ОАО "РЖД" представлены: акт общей формы N 4/586 от 12.09.2020, составленный на начало простоя спорного вагона на путях общего пользования с 12.09.2020 в 10-05; акт общей формы N 4/622 от 25.09.2020, составленный на окончание простоя спорного вагона на путях общего пользования с 25.09.2020 в 13-27; накопительная ведомость N 300916, составленная ОАО "РЖД" на основании указанных актов общей формы о начислении платы за несвязанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на ж.д. путях общего пользования (вне перевозочного процесса) на станции выгрузки, код сбора - 803. Накопительная ведомость со стороны ПАО "ПГК" не подписана, поскольку плата в накопительной ведомости была выставлена неправомерно.
Однако представленные документы не соответствуют фактическим обстоятельствам и опровергаются информации в АС ЭТРАН ОАО "РЖД".
Согласно ст. 2 УЖТ РФ железнодорожные пути общего пользования -железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Согласно ст. 2 УЖТ РФ железнодорожные пути необщего пользования-железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Таким образом, железнодорожные пути общего пользования и подъездные пути (относящиеся к железнодорожным путям необщего пользования) - разные виды железнодорожных путей.
Согласно ст. 39 УЖТ РФ за не связанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от владельцев порожних грузовых вагонов (в том числе перевозчиков, являющихся такими владельцами), указанные лица вносят владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (далее - плата за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса).
Таким образом, в силу ст. 39 УЖТ РФ для взыскания платы за несвязанное с перевозочным процессом нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования (вне перевозочного процесса) необходимо, чтобы вагон простаивал именно на путях общего пользования.
Между тем в соответствии с информацией из АС ЭТРАН ОАО "РЖД" вагон 54556907 в спорный период простаивал на подъездных путях: 11.09.2020 в 14:26 вагон был подан на подъездные пути (ПП); 25.09.2020 в 18:01 вагон был подан на пути общего пользования на ст. Омск-Восточный; 25.09.2020 в 21:10 была выполнена операция по формированию поезда 8312-933-8300.
Иных операций с вагоном в период с 11.09.2020 по 12.09.2020 не содержится в АС ЭТРАН ОАО "РЖД", что доказывает отсутствие передислокации вагона с подъездных путей необщего пользования на пути общего пользования. Распечатка из АС ЭТРАН "История операций с вагоном" представлена в качестве приложения к отзыву ПАО "ПГК".
Доступ к системе АС ЭТРАН ОАО "РЖД" осуществляет для сторонних организаций на договорной основе. Распоряжением ОАО "РЖД" от 18.12.2017 N 2633р утверждено Соглашение об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок (далее - Соглашение), к которому ПАО "ПГК" присоединилось на основании Заявления о присоединении N 39/ЦФТО от 29.12.2017.
Согласно Заявкам на оказание услуг от 29.12.2017 ОАО "РЖД" оказывает ПАО "ПГК" услуги "Организация подключения и сопровождения АС ЭТРАН".
Согласно п. 15.4 Соглашения стороны несут ответственность за достоверность электронных данных документов, предоставление или обмен которыми осуществляется в рамках Соглашения.
В рамках указанного Соглашения ОАО "РЖД" внесена информация о нахождении вагона на подъездных путях в спорный период.
Требование ОАО "РЖД" о взыскании платы за нахождение вагона на путях общего пользования основано на актах общей формы, составленных ОАО "РЖД", но содержащаяся в них информация противоречит информации из АС ЭТРАН.
При этом в силу Соглашения приоритетным для сторон является информация из АС ЭТРАН, ответственность за достоверность сведений в которой несет ОАО "РЖД".
Нахождение вагона на подъездных путях подтверждается данными из АС ЭТРАН ОАО "РЖД", соответственно, оснований для взыскания ОАО "РЖД" платы за нахождение спорного вагона на путях общего пользования не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению исходя из следующего.
Истцом не доказан факт нахождения вагонов на путях общего пользования.
Как следует из искового заявления, приложенных документов ОАО "РЖД" просит взыскать плату за нахождение вагонов на путях общего пользования за период с 12.09.2020 в 10:05 по 25.09.2020 в 13:27, со ссылкой на ст. 39 Устава железнодорожного транспорта.
Требование ОАО "РЖД" о взыскании платы за нахождение вагона на путях общего пользования основано на актах общей формы, составленных ОАО "РЖД", но содержащаяся в них информация противоречит информации из АС ЭТРАН. Спорный вагон находился на подъездных путях (путях необщего пользования) в спорный период в соответствии с информацией из АС ЭТРАН ОАО "РЖД" (а не на путях общего пользования, как указывает ОАО "РЖД"), что исключает правомерность исковых требований.
Доступ к системе АС ЭТРАН ОАО "РЖД" осуществляет для сторонних организаций на договорной основе. Распоряжением ОАО "РЖД" от 18.12.2017 N 2633р утверждено Соглашение об оказании информационных услуг в сфере грузовых перевозок (далее - Соглашение), к которому ПАО "ПГК" присоединилось на основании Заявления о присоединении N 39/ЦФТО от 29.12.2017.
Согласно Заявкам на оказание услуг от 29.12.2017 ОАО "РЖД" оказывает ПАО "ПГК" услуги "Организация подключения и сопровождения АС ЭТРАН". Согласно п. 15.4 Соглашения стороны несут ответственность за достоверность электронных данных документов, предоставление или обмен которыми осуществляется в рамках Соглашения.
В рамках указанного Соглашения ОАО "РЖД" внесена информация о нахождении вагона на подъездных путях в спорный период.
Требование ОАО "РЖД" о взыскании платы за нахождение вагона на путях общего пользования основано на актах общей формы, составленных ОАО "РЖД", но содержащаяся в них информация противоречит информации из АС ЭТРАН.
В силу Соглашения приоритетным для сторон является информация из АС ЭТРАН, ответственность за достоверность сведений в которой несет ОАО "РЖД".
Нахождение вагона на подъездных путях подтверждается данными из АС ЭТРАН ОАО "РЖД", соответственно, оснований для взыскания ОАО "РЖД" платы за нахождение спорного вагона на путях общего пользования не имеется. Иного истцом не доказано.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 сентября 2021 года по делу N А40-21141/21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Птанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-21141/2021
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ПАО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"