г. Тула |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А09-4566/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 10.03.2022.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Заикиной Н.В. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., в отсутствие участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.12.2021 по делу N А09-4566/2021 (судья Петрунин С.М.), принятое по иску сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" (Брянская область, Новозыбковский район, д. Холевичи, ОГРН 1033239002147, ИНН 3222002389) к Новозыбковской городской администрации (г. Новозыбков, ОГРН 1023201535280, ИНН 3204002160), третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Климовская картофельная фабрика" (Брянская область, Климовский район, с. Сытая Буда, ОГРН 1083241001106, ИНН 3241009090), ГКУ Брянской области "Новозыбковское районное управление сельского хозяйства" (г. Новозыбков, ОГРН 1053216559890, ИНН 3241003388) о понуждении заключить договор купли-продажи,
УСТАНОВИЛ:
сельскохозяйственный производственный кооператив "Коммунар" (далее - СПК "Коммунар", кооператив, истец) обратился в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Новозыбковской городской администрации (далее - администрация, ответчик) о понуждении (обязании) администрации заключить с СПК "Коммунар" договор купли-продажи на 116/369 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:18:0000000:72 (единое землепользование) по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этих земельных долей, что по состоянию на дату подачи иска составляет 1 665 180,00 рублей (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда области от 15.12.2021 в иске отказано. Истец обратился с апелляционной жалобой об отмене решения, указывает, что обладает преимущественным правом приобретения спорных долей, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, как сельскохозяйственная организация, использующая спорный земельный участок, а также как участник общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером 32:18:0000000:72. Также считает ошибочным вывод суда области о необходимости проведения торгов при наличии нескольких заявок на приобретение спорных долей.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с решениями Новозыбковского городского суда Брянской области по делам N N 2-13/2021, 2-14/2021, 2-15/2021, 2-16/2021, 2-17/2021, 2-29/2021 за муниципальным образованием "Новозыбковский городской округ Брянской области" признано право собственности на 116/369 условных земельных долей площадью 4,4 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Брянская область, Новозыбковский район, СХПК "Коммунар", с кадастровым номером 31:18:0000000:72 (единое землепользование).
СПК "Коммунар" 03.02.2021 обратился в Новозыбковскую городскую администрацию с заявлением о покупке 116/369 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 32:18:0000000:72 (единое землепользование).
Письмом от 15.03.2021 администрация сообщила кооперативу о нецелесообразности продажи испрашиваемого земельного участка.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.09.2021 N КУВИ-002/2021-122381234 за муниципальным образованием "Новозыбковский городской округ Брянкой области" на праве собственности зарегистрированы следующие земельные доли из состава земельного участка с кадастровым номером 32:18:0000000:72 (единое землепользование):
- общая долевая собственность 24/369 (32:18:0000000:72-32/080/2021-273 от 29.06.2021);
- общая долевая собственность 20/369 (32:18:0000000:72-32/080/2021-271 от 29.06.2021);
- общая долевая собственность 20/369 (32:18:0000000:72-32/080/2021-270 от 29.06.2021);
- общая долевая собственность 20/369 (32:18:0000000:72-32/080/2021-269 от 24.06.2021);
- общая долевая собственность 10/369 (32:18:0000000:72-32/080/2021-268 от 23.06.2021);
- общая долевая собственность 22/369 (32:18:0000000:72-32/080/2021-267 от 23.06.2021).
В газете "Маяк" от 09.07.2021 N 28 (17182) администрацией опубликовано извещение о возникновении права обшей долевой собственности муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 32:18:0000000:72, расположенный по адресу: Брянская область, Новозыбковский р-н, СХПК "Коммунар" (размер доли в праве 132/369).
СПК "Коммунар", ссылаясь на то, что является единственной сельскохозяйственной организацией, использующей земельный участок с кадастровым номером 32:18:0000000:72 (единое землепользование) в своей производственной деятельности по выращиванию продукции сельскохозяйственного производства и имеет право на приобретение в размере 116/369 доли, что соответствует 510,4 га земли, без проведения торгов, обратился в арбитражный суд с настоящим иском
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в том числе, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи. В частности, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (статья 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения) приватизация земельных участков из таких земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном данным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В пункте 5.1 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения определено, что земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.
В силу пункта 1 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном статьей 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения порядке невостребованными (пункт 8 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
В силу положений п. 2 ст. 12 Закона N 101-ФЗ в случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.
Согласно пункту 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 250 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2, 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения следует, что правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, обладают участники долевой собственности и сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок до возникновения права муниципальной собственности.
В Обзорах судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 и 23.12.2020 (пункты 24 и 9 соответственно), сформирована правовая позиция по толкованию и применению пункта 5.1 статьи 10 и статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, согласно которой условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном указанной нормой порядке являются особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); добросовестное использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей, до регистрации права муниципальной собственности на участок; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); поскольку закон не устанавливает основания использования участка, данный факт может подтверждаться заключением и исполнением договоров аренды, безвозмездного пользования, иных договоров, согласно которым земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, передавался в пользование; в случае использования указанными субъектами участка без оформления правоотношений они могут представить любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Из материалов дела следует, что до истечения установленного законом срока истцу подано 2 заявки на приобретение земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, 03.03.2021 - от истца и 15.09.2021 - от ООО "Климовская картофельная фабрика".
Часть 4 статьи 12, как и часть 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ не регулируют ситуацию, когда с заявлениями о предоставлении в собственность за плату земельной доли или земельного участка, выделенного в счет такой доли, обращаются после соответствующей публикации несколько сельскохозяйственных организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств.
Вместе с тем, при наличии нескольких фактических пользователей одного и того же земельного участка, доля в праве на который признана за муниципальным образованием в порядке статьи 12 Закона N 101-ФЗ, и обращения каждого из них с заявлением о продаже данной земельной доли, реализация такой доли должна производиться с использованием конкурентных процедур (торгов). Иной подход противоречил бы основным положениям земельного законодательства и нарушал бы баланс заинтересованных лиц, имеющих право на получение земельных участков.
С учетом изложенного не имеет правового значения факт использования/неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях, поскольку при наличии нескольких заявок на приобретение земельных долей, их реализация должна быть осуществлена по итогам аукциона.
При изложенных обстоятельства судебная коллегия соглашается с выводом суда области относительно отсутствия правовых оснований для удовлетворения иска в части понуждения ответчика к заключению договора купли-продажи земельных долей без проведения конкурсных процедур.
Судебные расходы по иску и апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.12.2021 по делу N А09-4566/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-4566/2021
Истец: СПК "Коммунар"
Ответчик: Новозыбковская городская администрация
Третье лицо: ГКУ Брянской области "новозыбковское районное управление сельского хозяйства", ООО "КЛИМОВСКАЯ КАРТОФЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ", Представитель истца Оноприенко А.И.