г. Пермь |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А50-27409/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балдина Р.А.,
судей Бояршиновой О.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой М.А.,
при участии:
от истца - Веденин С.С., доверенность от 24.02.2022;
от ответчика - Соловьева Е.В., доверенность от 04.02.2022;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика,
акционерного общества "Верещагинский завод "Ремпутьмаш" по ремонту путевых машин и производству запасных частей",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 декабря 2021 года
по делу N А50-27409/2020
по иску Пермского краевого государственного унитарного предприятия "Теплоэнерго" (ОГРН 1135903000364, ИНН 5903104539)
к акционерному обществу "Верещагинский завод "Ремпутьмаш" по ремонту путевых машин и производству запасных частей" (ОГРН 1055906693996, ИНН 5933003898)
о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Пермское краевое государственное унитарное предприятие "Теплоэнерго" (далее - ПКГУП "Теплоэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к акционерному обществу "Верещагинский завод "Ремпутьмаш" по ремонту путевых машин и производству запасных частей" (далее - АО "Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш", ответчик) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанных в период с января 2019 года по июнь 2020 года, в сумме 313 648 руб. 58 коп. (с учетом уточнения исковых требования, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 14.12.2021 исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскано 313 648 руб. 58 коп. задолженности, а также 8 897 руб. 00 коп. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины по иску. Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 376 руб. 00 коп. государственной пошлины по иску.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения исковых требований за период с 01.01.2021 по 29.02.2022, принять расчет ответчика за данный период.
Заявитель жалобы отмечает, что согласно приложения к договору "Информация по предмету договора. 1. Количество и место накопления ТКО" Местом накопления ТКО является адрес: Пермский край, г. Верещагино, ул. К.Маркса, д. 17". В соответствии с реестром мест (площадок) накопления отходов Верещагинского городского округа Пермского края на контейнерной площадке по указанному адресу установлено 2 контейнера объемом по 0,75 м3 каждый. В связи с чем считает, что к оплате услуги по обращению с ТКО за период с января 2019 года по февраль 2020 года должны быть предъявлены исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО, а не исходя из норматива их накопления. Вместо представленного истцом расчета оказанных услуг за период с 01.01.2019 по 29.02.2020 в объеме 52,957 тонн, фактический объем вывезенных ТКО составляет 9,342 тонн. Стоимость оказанных услуг за указанный период составляет: 43 036,59 руб. Истцом не представлено доказательств того, что услуги были оказаны в объеме, указанном в расчете, приложенному к исковому заявлению. Кроме того, в договоре от 15.08.2019 нет указания на то, что учет ТКО ведется в соответствии с расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
От истца поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои доводы, приведенные в жалобе и отзыве на жалобу, соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между ПКГУП "Теплоэнерго" (Региональный оператор) и АО "Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" (Потребитель) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем юридическим лицом в нежилом помещении N 205401994 от 15.08.2019 в редакции протокола разногласий от 03.09.2019 года, протокола урегулирования разногласий.
Согласно Приложению к договору N 205401994 от 15.08.2019 услуги оказываются в отношении объектов Потребителя, расположенных по адресу: Пермский край, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 17 (столовая, офис).
Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами 01.01.2019 года (пункт 4 договора N 205401994 от 15.08.2019 года).
Во исполнение договора N 205401994 от 15.08.2019 ПКГУП "Теплоэнерго" в период с января 2019 года по июнь 2020 года оказало АО "Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму 313 648 руб. 58 коп.
В нарушение требований действующего законодательства (ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)) и условий договора N 205401994 от 15.08.2019 обязательство по оплате оказанных услуг ответчиком не исполнено.
В целях урегулирования спора в досудебном порядке истцом в адрес ответчика письмом от 16.09.2020 года направлена претензия с требованием оплатить образовавшуюся задолженность, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Судебный приказ от 07.09.2020 по делу N А50-20374/2020 о взыскании с ответчика в пользу истца спорной задолженности отменен определением суда от 10.09.2020 по заявлению ответчика, что и явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Признав заявленное требование обоснованным, суд первой инстанции иск удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, с учетом доводов сторон, по правилам, предусмотренным ст. 71 АПК РФ, считает, что оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 781 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
ПКГУП "Теплоэнерго" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Пермского края с 01.01.2019.
Согласно п. 1 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным (ст. 426 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В силу п. 4 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст.24.7 Закона N 89-ФЗ).
Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО урегулирован Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008 N 641".
Во исполнение требований Закона N 89-ФЗ между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителем юридическим лицом в нежилом помещении N 205401994 от 15.08.2019.
Факт оказания истцом ответчику услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в рамках договора N 205401994 от 15.08.2019 в период с января 2019 года по июнь 2020 года подтвержден представленными в материалы дела маршрутными журналами о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов, АО "Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" не оспорен (ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ).
Между сторонами возникли разногласия в части объема и стоимости оказанных в спорный период услуг.
Пунктом 12 договора N 205401994 от 15.08.2019 стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505.
В силу ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с твердыми коммунальными отходами и форма Типового договора утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
В соответствии с п. 5 Правил N 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления;
б) исходя из массы ТКО, определенной с использованием средств измерения.
Пунктом 6 Правил N 505 прямо установлено, что в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подп. "а" пункта 5 Правил N 505, то есть расчетным путем.
В силу п. 8 Правил N 505 учет ТКО в соответствии с абз. 3 подп. "а" пункта 5 Правил N 505 (то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления) осуществляется при раздельном накоплении ТКО.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г N 641" потребитель имеет право выбора учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Абзацем 3 пункта 148(30) Правил установлена возможность расчета цены за услугу по обращению с ТКО исходя из объема контейнеров, установленных в местах накопления ТКО только в случае раздельного накопления сортированных отходов.
Ответчиком не представило в материалы дела относимых и допустимых доказательств осуществления раздельного сбора ТКО применительно к заявленному периоду.
Напротив, согласно Приложению N 1 к договору N 205401994 от 15.08.2019 года, подписанному ПКГУП "Теплоэнерго" и АО "Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" без разногласий, стороны согласовали два объекта для расчета платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами:
- офис (место расположения: Пермский край, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 17), указав расчетную единицу - 1 кв.м., показатель расчетной единицы - 4 405,5 кв.м.;
- столовая (место расположения: Пермский край, г. Верещагино, ул. К. Маркса, 17), указав расчетную единицу - 1 место, показатель расчетной единицы - 80,0 мест.
Дополнительное соглашение N 205401994-1 к договору N 205401994 от 15.08.2019 года, которым стороны согласовали иной способ расчета объема услуг по вывозу ТКО (исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления), подписано сторонами лишь 03.03.2020 года по заявке АО Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" от 03.03.2020 года.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что объем оказанных услуг обоснованно определен ПКГУП "Теплоэнерго" за период с января 2019 года по февраль 2020 года, исходя из нормативов накопления ТКО; за период с марта по июнь 2020 года, исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления, в связи с чем с АО "Верещагинский ПРМЗ "Ремпутьмаш" в пользу ПКГУП "Теплоэнерго" подлежит взысканию 313 648 руб. 58 коп. в счет оплаты услуг по обращению с ТКО, оказанных в период с января 2019 года по июнь 2020 года.
Оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 декабря 2021 года по делу N А50-27409/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Р.А. Балдин |
Судьи |
О.А. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27409/2020
Истец: ГУП ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ "ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: АО "ВЕРЕЩАГИНСКИЙ ЗАВОД "РЕМПУТЬМАШ" ПО РЕМОНТУ ПУТЕВЫХ МАШИН И ПРОИЗВОДСТВУ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ"