г. Пермь |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А50-11614/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2022 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муталлиевой И.О.,
судей Григорьевой Н.П., Лесковец О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Субботиной Е.Е.,
при участии:
от истца: Ананицин Н.О., паспорт, доверенность от 20.12.2021 N 20, диплом,
от иных лиц: не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, садоводческого некоммерческого товарищества "Гознак-4",
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 30 ноября 2021 года
по делу N А50-11614/2021
по иску Пермского краевого унитарного предприятия "Теплоэнерго" (ОГРН 1135903000364, ИНН 5903104539)
к садоводческому некоммерческому товариществу "Гознак-4" (ОГРН 1065948022447, ИНН 5948008708),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Чистый город - БК" (ОГРН 1155958105820, ИНН 5902030108), общества с ограниченной ответственностью "ВМ-Сервис" (ОГРН 1095904004734, ИНН 5904205988),
о взыскании задолженности за услуги по вывозу твердых бытовых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Пермское краевое унитарное предприятие "Теплоэнерго" (далее - истец, региональный оператор, ПКГУП "Теплоэнерго") обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к садоводческому некоммерческому товариществу "Гознак-4" (далее - ответчик, потребитель, СНТ "Гознак-4") о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО в размере 99 196 руб. 02 коп. за период с января 2019 года по март 2021 года, а также 3 968 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В порядке ст. 51 АПК РФ суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Чистый город - БК", общества с ограниченной ответственностью "ВМ-Сервис".
Решением суда от 30.11.2021 (резолютивная часть от 24.11.2021) иск удовлетворен в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что региональным оператором услуги по вывозу ТКО в спорный период не оказывались, вывоз ТКО с близлежащих к СНТ "Гознак-4" контейнерных площадок не является надлежащим оказанием услуг потребителю, поскольку на момент заключения договора на территории СНТ "Гознак-4" имелась контейнерная площадка, но не была включена в территориальную схему обращения с отходами и реестр мест накопления. 16.11.2020 контейнерная площадка СНТ "Гознак-4" внесена в реестр мест накопления ТКО. Также апеллянт полагает, что потребителем осуществлялось складирование ТКО бесконтейнерным способом, вместе с тем, в нарушение п. 6.1 договора региональным оператором не обеспечены условия для сбора ТКО, не обеспечено наличие контейнеров. Дополнительное соглашение, направленное региональным оператором с целью предоставления потребителю контейнеров для складирования ТКО, не подписано сторонами, поскольку соглашение о размещении контейнеров в месте накопления ТКО не подписано региональным оператором и не направлено в адрес потребителя.
Истцом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в ней доводы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Также представитель истца в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее.
Ответчик и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, ПКГУП "Теплоэнерго" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (региональный оператор).
В силу положений пункта 1 статьи 24.6, пунктов 2, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", если в субъекте РФ заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО и утвержден единый тариф на его услуги, оказывать услуги по обращению с ТКО по общему правилу может только региональный оператор.
Между региональным оператором и СНТ "Гознак-4" (потребитель) заключен договор N 205400388, согласно которому региональный оператор обязался принимать твердые коммунальные отходы (далее - ТКО) в количестве и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель (ответчик) обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (п. 1 договора).
Согласно п. 4 договора дата начала оказания услуг по обращению с ТКО установлена 01.01.2019.
В соответствии с п. 2 договора количество ТКО, места накопления ТКО и периодичность вывоза ТКО, а также информация о размещении мест накопления ТКО определяются согласно приложению N 1 к настоящему договору.
В приложении N 1 к договору значится наименование объекта - СНТ "Гознак", место расположения Пермский край, Пермский район, с. Янычи, расчетная единица - 1 участник (член), показатель расчетной единицы - 110 участников. Количество членов СНТ "Гознак-4" определено на основании заявки потребителя.
Региональным оператором в спорный период произведен расчет стоимости ТКО по нормативам накопления, в соответствии с Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97, согласно которому норматив накопления кг/год для категории объекта садоводческие кооперативы, садово-огороднические товарищества - 73,56 кг/год, 0,62 куб.м/год на 1 участника (члена).
В силу п. 6 договора потребитель оплачивает услуги до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО.
Региональным оператором в период с января 2019 года по март 2021 оказаны услуги по обращению с ТКО потребителю, что подтверждается УПД N 6727 от 19.03.2020, УКД N К7974 от 01.08.2020, актами оказанных услуг за период с января 2020 года по март 2021 года.
В подтверждение факта оказания услуг по обращению с ТКО региональным оператором также представлены акты сдачи-приемки оказанных услуг, подписанные между региональным оператором и оператором ООО "ВМ-Сервис", из которых следует, что в районе нахождения СНТ "Гознак-4" (с. Янычи) оператором были оказаны услуги по вывозу ТКО, а также маршрутные журналы движения мусоровозов на территории Пермского края.
Задолженность потребителя по оплате оказанных услуг за спорный период составляет 99 196 руб. 02 коп.
Региональным оператором направлена в адрес потребителя претензия от 15.04.2021 N 4747 с требованием оплаты задолженности.
Потребитель услуги регионального оператора по обращению с ТКО за соответствующий период не оплатил, в связи с чем региональный оператор обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался ст. ст. 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также положениями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации N 1156 от 12.11.2016 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641 (далее - Правила N 1156) и исходил из доказанности факта оказания услуг в заявленном объеме и на заявленную сумму, наличия задолженности по их оплате в спорном периоде. Судом первой инстанции учтено отсутствие доказательств оказания услуг в ином объеме или ненадлежащего оказания услуг. Также судом установлено, что несение почтовых расходов и расходов на оплату услуг представителя истцом подтверждены и подлежат возмещению в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения судебного акта.
Согласно ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7. Закона N 89-ФЗ собственники твердых бытовых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из п. 6 ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ следует, что юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
При этом под объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абз. 9 ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, обязанность по заключению договора с региональным оператором отсутствует у собственника твердых коммунальных отходов только в случаях, если у него имеется в собственности или на ином законном основании объект размещения отходов, расположенный в границах земельного участка, на территории которого образуются такие отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие отходы.
Согласно ч. 1 ст. 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктами 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (далее - Правила N 1156) потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор по обращению с ТКО вывозит их из мест (площадок) накопления, определенных органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что на момент заключения договора объект ответчика не располагал оборудованной контейнерной площадкой, включенной в схему обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а согласно пункту 3 Главы II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно ч. 4 ст. 13.4 Закона N 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом первой инстанции верно указано, что собственники твердых коммунальных отходов лишены возможности распоряжаться твердыми коммунальными отходами по своему усмотрению, последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором.
Таким образом, исходя из изложенного, отсутствие контейнерной площадки или контейнера для сбора и накопления ТКО не исключает пользование потребителем услугой регионального оператора с учетом получения потребителем коммунальной услуги по обращению с ТКО посредством использования любой контейнерной площадки, включенной в территориальную схему обращения с отходами.
Вопреки доводам жалобы о накоплении ТКО бесконтейнерным методом на площадке на территории СНТ "Гознак-4", не включенной в реестр мест накопления, место накопления ТКО является определенным (созданным) с момента включения такого места в реестр мест (площадок) накопления ТКО (ст. 8 Закона N 89-ФЗ; п. 12, 13 Правила N 1039).
В случае если место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов создано заявителем, он обязан обратиться в уполномоченный орган с заявкой о включении сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня начала его использования (п. 21 Правил N 1039).
Согласно материалам дела распоряжением администрации Бершетского сельского поселения от 16.11.2020 определена и включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Бершетского сельского поселения контейнерная площадка СНТ "Гознак-4".
Вместе с тем, несмотря на внесение площадки на территории СНТ "Гознак-4" в реестр мест (площадок) накопления ТКО, для изменения порядка учета накопления ТКО и расчета стоимости услуг необходимо внесение соответствующих изменений в условия договора.
Согласно п. 25 договора все изменения, которые вносятся в договор, считаются действительными, если они оформлены в письменном виде, подписаны уполномоченными на то лицами и заверены печатями обеих сторон при их наличии.
Как верно установлено судом первой инстанции, в адрес ответчика истцом было направлено дополнительное соглашение, предусматривающее предоставление региональным оператором потребителю контейнеры для складирования в количестве 3-х штук объемом 1,1 м3.
Однако, при получении дополнительного соглашения, предусматривающего переход на коммерческий учет ТКО путем количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов данное соглашение не подписал, вопрос по учету объема ТКО не урегулировал.
Поскольку в спорный период количество и объем контейнеров, предназначенных для накопления ТКО, сторонами не согласованы, истцом правомерно произведен расчет объема услуг по обращению с ТКО исходя из норматива, в соответствии с Приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97, исходя из количества членов СНТ - 110 человек.
Нормативы накопления ТКО на территории Пермского края утверждены приказом Региональной службы по тарифам Пермского края от 20.07.2018 N СЭД-46-04-02-97 по категориям объектов, согласно которому для категории "Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества, годовой норматив накопления ТКО равен 73,65 кг на каждого члена СНТ в год.
Судом первой инстанции установлено, что исходя из условий договора, услуги регионального оператора по обращению с ТКО потребитель обязался оплачивать равными ежемесячными платежами в размере 1/12 от годового объема ТКО, рассчитанного исходя из норматива накопления ТКО для соответствующей категории отходообразователя в пределах годового нормативного объема образования ТКО.
Вопреки доводам апеллянта Законом N 89-ФЗ, Правилами N 1156 на регионального оператора не возложена обязанность по обеспечению и установке контейнерами для сбора ТКО всех собственников ТКО. Кроме того, сам по себе факт не обеспечения региональным оператором наличия контейнеров на контейнерных площадках потребителя не имеет правового значения, поскольку сторонами не согласовано внесение изменений в условия договора о количестве и объеме контейнеров, предназначенных для накопления ТКО.
Суд первой инстанции, учитывая обязанность потребителя складировать ТКО в контейнеры на контейнерных площадках согласно территориальной схемы, пришел к верному выводу, что истец оказывал ответчику услуги по обращению с ТКО вне зависимости от места складирования ТКО, поскольку ТКО вывозятся региональным оператором со всех контейнерных площадок общего доступа.
Исходя из изложенного, ответчиком не доказано наличие иной задолженности или ее отсутствие, подробный контррасчет по платежам за оказанные услуги в спорный период суду апелляционной инстанции не представил (ст. 9, 65 АПК РФ).
Иные доводы жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены как не влекущие отмену правильного судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства имеющие значение для дела, указанные обстоятельства исследованы полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 30 ноября 2021 года по делу N А50-11614/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.О. Муталлиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-11614/2021
Истец: ГУП ПЕРМСКОЕ КРАЕВОЕ "ТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: СНТ "Гознак-4"
Третье лицо: ООО "ВМ-СЕРВИС", ООО "ЧИСТЫЙ ГОРОД - БК"