г. Хабаровск |
|
10 марта 2022 г. |
А04-7808/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от государственного казенного учреждения управления автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор": представитель не явился;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Лесковой Ю.П. представителя по доверенности от 07.12.2021 (сроком по 31.12.2022);
от Управления государственного заказа Амурской области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-групп": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
на решение от 08.12.2021
по делу N А04-7808/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению государственного казенного учреждения управления автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (ОГРН 1022800511458, ИНН 2801025890)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325)
о признании незаконным решения,
третьи лица: Управление государственного заказа Амурской области, общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-групп"
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор" (далее - заявитель, учреждение, "Амурупрадор") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Амурской области о признании незаконным решения от 05.07.2021 (изготовлено в полном объеме 08.07.2021) N 028/06/105-422/2021 и предписания от 05.07.2021 (изготовлено в полном объеме 08.07.2021) по делу N 028/06/105-422/2021 Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - антимонопольный орган, Управление, УФАС России по Амурской области; антимонопольная служба).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление государственного заказа Амурской области (далее - Управление госзаказа), общество с ограниченной ответственностью "Ресурс-групп" (далее - ООО ""Ресурс-групп", общество).
Решением суда от 08.12.2021 заявленное требование удовлетворено: оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа признаны незаконными как несоответствующие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
Не согласившись с принятым судебным актом, антимонопольный орган обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: ООО "Ресурс-групп" в составе заявки представило в качестве подтверждения опыта ранее исполненных контрактов договор на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта - ливневой канализации на сумму 22016510 руб.; на основании ведомости выполненных работ к такому договору, в объем работ, выполненных подрядчиком, входят, в том числе, водоотлив из траншей, устройство водопропускных труб, которые согласно Классификации, утвержденной Приказом Минтранспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402, относятся к видам работ по капитальному ремонту линейного объекта.
Представители учреждения, третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных выше лиц, участвующих в деле в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель УФАС России по Амурской области поддержала доводы апелляционной жалобы полностью, просила решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав представителя антимонопольного органа изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 04.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://www.rts-tender.ru уполномоченным органом - Управлением государственного заказа Амурской области размещено извещение N 0123200000321001546 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области.
На основании п. 2.3. приложения 1 постановления Правительства Российской Федерации N 99 от 04.02.2015 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", действующего в рассматриваемый период, в пп. 12 п. 13 информационной карты электронного аукциона Государственным заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог; копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аукционная комиссия рассмотрела и оценила вторые части заявок на участие в аукционе и в отношении заявки ООО "Ресурс-групп" N 110035189 приняла решение: "Признать заявку не соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (пп. 12 п. 13 Раздела II документации об аукционе): в подтверждение наличия у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, представлен договор подряда N 06/20 от 06.05.2020, который был расценен как договор, не подтверждающий наличие опыта работы, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99. Информация о заключении данного договора отсутствует в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". А также учитывая положения данного договора подряда и Приложения N 1 к нему: ведомость объемов работ, обязательства принятые по данному договору подряда не являются предметом осуществления дорожной деятельности и не отражают необходимости выполнения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог(и)".
При этом в качестве подтверждения соответствия требованиям аукциона ООО "Ресурс-групп" представлен договор N 06/20 от 06.05.2020, заключенный с индивидуальным предпринимателем Васюхно Антоном Александровичем на выполнение работ по капительному ремонту ливневой канализации. Заказчиком по данному договору является индивидуальный предприниматель, договор заключен не в рамках Закона о контрактной системе или Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Сведения о договоре N 06/20 от 06.05.2020 отсутствуют в реестре контрактов на сайте единой информационной системы.
Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 05.07.2021 (изготовлено в полном объеме 08.07.2021) жалоба ООО "Ресурс-групп" на действия заказчика признана обоснованной. Решено признать в действиях аукционной комиссии заказчика - ГКУ "Амурупрадор" нарушение части 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ. Выдать заказчику - ГКУ "Амурупрадор" предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Передать материалы дела должностному лицу УФАС России по Амурской области для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Учреждению выдано предписание от 05.07.2021 (изготовлено в полном объеме 08.07.2021) по делу N 028/06/105-422/2021, которым в срок до 16 июля 2021 года предложено: аннулировать карточку контракта; отменить протокол подведения итогов электронного аукциона от 23.06.2021 N 0123200000321001546-3; повторно рассмотреть вторые части заявок на участие в электронном аукционе; продолжить процедуру закупки.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Амурупрадор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Требования к содержанию второй части заявки установлены частью 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ.
По смыслу пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", действующем в рассматриваемый период, (далее - Постановление Правительства РФ N 99) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением 1 к названному Постановлению.
Из пункта 2 (3) приложения 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 следует, что при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд -5 млн. рублей устанавливается наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В графе 3 позиции 2 (3) приложения 1 к Постановлению Правительства РФ N 99 перечислены документы, подтверждающие наличие у организаций соответствующего опыта работ.
В качестве документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиями, необходимо представить: копию исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержании: автомобильных дорог; копию акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является; лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен был подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитальное строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Аналогичные требования к составу заявки установлены подпунктом 12 пункта 1 раздела II информационной карты аукционной документации.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как видно из материалов дела и установлено судом, перечисленные выше положения законодательства заявителем при проведении аукциона нарушены не были.
Так, судом установлено, что в составе заявки ООО "Ресурс-групп" в качестве подтверждения опыта ранее исполненных контрактов предоставило договор подряда N 06/20 от 06.05.2020 на выполнение работ по капитальному ремонту ливневой канализации на сумму 22016510 рублей.
На основании ведомости выполненных работ, являющейся неотъемлемой частью договора подряда N 06/20 от 06.05.2020, представленного ООО "Ресурс-групп" в объеме работ, выполненных подрядчиком, входят, в том числе, работы по устройству круглых сборных железобетонных канализационных колодцев диаметром 1 мм. в мокрых грунтах укладка водопроводных труб.
Как верно установил суд, антимонопольный орган, указывая на неправомерность признания уполномоченным органом заявки несоответствующей требованиям аукционной документации, формально руководствовался лишь тем, что представленные ООО "Ресурс-групп" документы подтверждают наличие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта, применительно к пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, которым утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Между тем антимонопольным органом не учтено, что для признания заявки соответствующей требованиям аукционной документации необходимо было установить характер работ по представленному участником закупки договору.
Состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, определяются Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация), и предназначенной для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды (пункт 2).
По условиям договора N 06/20 от 06.05.2020 подрядчик - ООО "Ресурс-групп" принял на себя обязательства по выполнению работ по устройству круглых сборных железобетонных канализационных колодцев диаметром 1 мм в мокрых грунта укладку водопроводных труб на объекте, расположенном по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, ул. Нагорная, д. 12.
Однако из представленного ООО "Ресурс-групп" договора подряда N 06/20 от 06.05.2020 не следует и антимонопольным органом при вынесении оспариваемых ненормативных правовых актов не устанавливалось, что указанный договор содержит элементы работ, поименованные в Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также, указанные в предмете контракта, заключаемого по итогам электронного аукциона.
Таким образом, представленный ООО "Ресурс-групп" договор подряда по капитальному ремонту ливневой канализации не подтверждает наличие опыта ранее исполненных контрактов о выполнении работ по установке элементов обустройства на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Амурской области.
Наряду с этим, антимонопольным органом не опровергнуто, что сведения о договоре N 06/20 от 06.05.2020 отсутствуют в реестре контрактов на сайте единой информационной системы.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что утверждение антимонопольного органа о соответствии заявки ООО "Ресурс-групп" требованиям аукционной документации является ошибочным.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого решения и предписания.
Как верно указал суд, вопреки доводам антимонопольного органа, оспариваемые ненормативные правовые акты не соответствуют приведенным выше нормам права, нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, влекут для него негативные последствия, что следует из резолютивных частей решения и предписания УФАС России по Амурской области.
При указанных установленных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленного требования Амурупрадора о признании незаконными оспариваемых решения от 05.07.2021 (изготовлено в полном объеме 08.07.2021) N 028/06/105-422/2021 и предписания от 05.07.2021 (изготовлено в полном объеме 08.07.2021) по делу N 028/06/105-422/2021 антимонопольного органа.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает.
Доводы заявителя жалобы, в том числе со ссылкой на соответствие рассматриваемой ведомости выполненных работ Классификации, утвержденной Приказом Минтранспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 (заявленной лишь при обжаловании решения суда первой инстанции), не принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных, так как они не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 08 декабря 2021 года по делу N А04-7808/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-7808/2021
Истец: ГКУ управление автомобильных дорог Амурской области "Амурупрадор"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской оласти
Третье лицо: ООО "Ресурс Групп", Управление государственного заказа Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд (7808/21 2т, 6317/21 1т, 2220/19 1т, 2088/21 а.ж , 2089/21 а.ж, 9975/18 а.ж)