г. Владимир |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А43-31432/2021 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гущиной А.М.,
без вызова сторон,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Нижегородской таможни на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2021 по делу N А43-31432/2021,
принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью Группа компаний "Пластик" (ОГРН 1155263007085, ИНН 52631118523) о признании незаконным и отмене постановления Нижегородской таможни от 16.09.2021 N 10408000-1105/2021.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Группа компаний "Пластик" (далее - Общество) 14.07.2021 представило в Нижегородскую таможню (далее - Таможня, таможенный орган) с использованием электронной цифровой подписи на официальном сайте ФТС России в сети Интернет статистическую форму учета перемещения товара с регистрационным номером 10408000/140721/С969764 за отчетный период - июль 2020 года, то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Согласно сведениям, указанным в данной статистической форме, Общество вывезло в Республику Беларусь в адрес общества с ограниченной ответственностью "ТимберРоуд" по договору поставки от 27.07.2020 N 2020-0309 товары общей стоимостью 36 890 руб. 35 коп. в соответствии со счетом-фактурой от 31.07.2020 N ЦБ-4253.
Статистическую форму Общество должно было представить в соответствии со счетом-фактурой от 31.07.2020 N ЦБ-4253 в таможенный орган до 14.08.2020 включительно.
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) должностное лицо таможенного органа 04.08.2021 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 10408000-1105/2021.
По результатам рассмотрения материалов административного дела Таможней 16.09.2021 вынесено постановление N 10408000-1105/2021 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Таможни от 16.09.2021 N 10408000-1105/2021.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в порядке упрощенного производства.
Решением от 03.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области оспоренное постановление признал незаконным и отменил.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Таможня обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ, выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей и относится к категории длящихся.
Таможня считает, что несвоевременное представление статистической формы учета перемещения товаров является действием, дата совершения данного правонарушения - это дата фактического исполнения обязанностей (в рассматриваемом случае - 14.07.2021).
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, пояснениях, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ предусмотрено, что повторное непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 254 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) одной из основных функций таможенных органов Российской Федерации является ведение таможенной статистики Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 276 Федерального закона N 289-ФЗ таможенные органы ведут таможенную статистику Российской Федерации, которая включает в себя таможенную статистику внешней торговли товарами Российской Федерации и специальную таможенную статистику.
В соответствии со статьей 278 Федерального закона N 289-ФЗ статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме и иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств -членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 года N 1329" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила), которые определяют правила заполнения статистической формы учета перемещения товаров (далее - статистическая форма) согласно приложению N 2 (вступило в силу 24.07.2020).
Статистическая форма заполняется в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - личный кабинет), независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
Согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму.
Пунктом 6 Правил определено, что статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
В силу пункта 8 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет.
Согласно пункту 9 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.
Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений (пункт 12 Правил).
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что в нарушение вышеприведенных правовых норм Общество представило статистические формы учета перемещения товаров за отчетный период - июль 2020 года в Таможню только 14.07.2021 (при сроке представления до 14.08.2020), то есть с нарушением установленного законодательством срока.
Поскольку таможенным органом установлено, что ранее Общество привлекалось к административной ответственности (дело об административном правонарушении N 10408000-427/2021, N 10408000-428/2021), деяние Общества квалифицировано по части 2 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции установил, что оснований для вынесения постановления о привлечении Общества к административной ответственности у таможенного органа не имелось, поскольку на момент его принятия истекла давность привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда первой инстанции является законным и обоснованным.
По общему правилу, установленному частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за административные правонарушения против порядка управления (в части непредставления или несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения) - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
В рассматриваемом случае основанием для привлечения Общества к административной ответственности послужило непредставление в таможенному органу статистической формы учета перемещения товаров в установленный законодательством срок, в связи с чем, допущенное обществом правонарушение не относится к категории длящихся и считается оконченным с момента истечения установленного пунктом 9 Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза срока представления отчетности (14.08.2020), с 15.08.2020 начинается течение установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку в рассматриваемом случае соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 14.08.2020 (то есть к определенному сроку), невыполнение предусмотренной вышеприведенными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Данный срок привлечения к ответственности по состоянию на дату вынесения таможенным органом оспариваемого постановления (16.09.2021) истек.
Судебная практика, на которую ссылается таможенный орган в апелляционный жалобе, не может быть принята во внимание, так как приведенные им судебные акты вынесены по делам с иными правоотношениями и при других установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельствах.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление Таможни от 16.09.2021 N 10408000-1105/2021.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 03.12.2021 по делу N А43-31432/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Судья |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31432/2021
Истец: ООО ГК ПЛАСТИК, ООО ГРУППА КОМПАНИЙ "ПЛАСТИК"
Ответчик: Нижегородская таможня Федеральной таможенной службы