г. Москва |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А40-175061/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.В. Бекетовой,
судей: |
В.А. Свиридова, И.А. Чеботаревой, |
при ведении протокола: |
секретарем судебного заседания Э.Э. Яриевым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-175061/21
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы (ИНН 7705031674)
к Управлению Росреестра по Москве (ИНН 7726639745)
о признании незаконными решений,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамента городского имущества города Москвы (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - Управление) о признании незаконными решений Управления об отказе в снятии с государственного кадастрового учета прекративших существование объектов недвижимости, оформленных уведомлениями:
от 10.06.2021 N КУВД-001/2021-7395887/2 в отношении здания к.н. 77:07:0016001:1082;
от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-5248427/3 в отношении здания к.н. 77:01:0004019:1025;
от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-5252112/3 в отношении здания к.н. 77:01:0004002:1067;
от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-5252224/4 в отношении здания к.н. 77:01:0003049:2534;
от 19.05.2021 N КУВД-001/2021-5252182/3 в отношении здания к.н. 77:01:0004013:1051;
об обязании осуществить снятие с государственного кадастрового учета прекративших существование объектов недвижимости к.н.: 77:07:0016001:1082; 77:01:0004019:1025; 77:01:0004002:1067; 77:01:0003049:2534; 77:01:0004013:1051.
Решением суда от 13.12.2021 заявление Департамента удовлетворено.
С таким решением суда не согласилось Управление и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой. Ссылается, что акт обследования, подтверждает факт сноса объекта недвижимости, но не проверяет законность такого сноса.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 121 - 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети интернет в картотеке арбитражных дел по веб-адресу http://kad.arbitr.ru.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Срок обжалования, установленный частью 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем не пропущен.
Апелляционный суд, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2021 году по заказу Департамента с целью снятия с государственного кадастрового учета проведены кадастровые работы в отношении снесенных зданий по адресам: г. Москва, р-н Внуково, ул. 3-я Рейсовая, д. 2 стр. 1, к.н. 77:07:0016001:1082; г. Москва, ул. Подвойского, д., стр. 1, к.н. 77:01:0004019:1025; г. Москва, ул. Селезневская, д. 28, стр. 2, к.н. 77:01:0004002:1067; г. Москва, ул. Мира, д. 49, стр. 4, к.н. 77:01:0003049:2534; г. Москва, ул. Баррикадная, д. 4, стр. 8, к.н. 77:01:0004013:1051, находившихся на неразграниченных землях в административных границах города Москвы.
По результатам кадастровых работ в Управление поданы заявления о снятии с государственного кадастрового учета прекративших свое существование объектов недвижимости. В качестве оснований для совершения регистрационных действий в регистрирующий орган предоставлены акты обследований кадастрового инженера.
По результатам рассмотрения заявлений Управлением приняты решения об отказе в осуществлении регистрационных действий, оформленные указанными выше уведомлениями.
Управление мотивировало решения несоблюдением требований Приказа Минэкономразвития от 20.11.2015 N 861 и отсутствием документов о сносе в соответствии с гл. 6.4 ГрК РФ.
Не согласившись с указанными решениями, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
Управление, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника, представителя собственника или иного лица, указанного в п. 1-3 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом (п. 4 ст. 15 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Федерального закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом споре основанием для принятия оспариваемых отказов послужил довод Управления о том, что представленные акты обследования по форме либо содержанию не соответствует требованиям к подготовке акта обследования, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 N 861, и отсутствием документов о сносе в соответствии с гл. 6.4 ГрК РФ.
Вместе с тем, принимая оспариваемые решения, Управление не учло следующее.
Согласно статье 23 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при прекращении существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН является акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.
Согласно ст. 23 Федерального закона N 218-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Требования к подготовке акта обследования утверждены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ от 20.11.2015 N 861).
В соответствии с п. 3 Приложения N 2 к Приказу от 20.11.2015 N 861 акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту.
В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Таким образом, п. 3 Приложения N 2 к Приказу от 20.11.2015 N 861 прямо предусмотрена возможность отсутствия документов о сносе в составе акта обследования.
Соответственно, документы о сносе объекта не являются обязательными приложениями к акту обследования.
Приказом N 861 не определен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости.
При этом, согласно абз. 2 п. 3 Требований допускается составление Акта обследования без приложения каких-либо документов.
Позиция Росреестра по данному вопросу выражена в письме от 07.12.2018 N 14-13485/18. Данными разъяснениями подтверждено, что при подготовке акта обследования используются имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта, в случае их отсутствия кадастровый инженер указывает причину в заключении.
Также, суд указывает, что главой 6.4 ГрК РФ не предусматривается получение застройщиком или техническим заказчиком разрешения на осуществление сноса, уведомления о соответствии проекта организации работ по сносу требованиям градостроительного законодательства, либо в любом ином виде согласования работ по сносу здания. Осуществляя мероприятия по сносу объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик готовят проект организации работ по сносу и уведомляют орган строительно-технического надзора с целью предупреждения причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу иных лиц, окружающей среде и использования сведений о сносе здания в административных целях. Данный порядок не предусматривает запрета на осуществление работ по сносу здания.
Таким образом, документы о сносе объекта в порядке гл. 6.4 ГрК РФ не являются обязательными приложениями к акту обследования. При подготовке акта обследования кадастровым инженером проверяется факт, а не законность сноса здания, строения или сооружения, и могут использоваться имеющиеся документы, подтверждающие прекращение существования объекта недвижимости или являющиеся основанием для сноса.
При этом суд указал, что уничтожение вещи, как действие есть явление фактического, а не правового порядка, а факт, как известно, возникает при наличии обстоятельств свидетельствующих о его свершении и не может быть поставлен под сомнение исходя из усмотрения его законности.
Следовательно, установление факта сноса объектов само по себе является обстоятельством, свидетельствующем о необходимости указания данных сведений в ЕГРН, поскольку указанный реестр в силу п. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В настоящий момент сведения ЕГРН о кадастровом учете прекративших свое существование объектов являются недостоверными, что противоречит указанному основополагающему принципу ведения ЕГРН, а также п. 1 ст. 8.1 Гражданского Кодекса РФ, в связи с чем, данные сведения подлежат актуализации на основании актов обследования кадастрового инженера, вне зависимости от наличия документов о сносе объекта в порядке, установленном гл. 6.4 ГрК РФ.
Исходя из изложенного, судом верно установлено, что Департаментом при обращении в Управление полностью соблюдены требования законодательства и предоставлены документы, достаточные для проведения регистрационных действий. Документы соответствуют требованиям законодательства РФ и отражают информацию, необходимую для осуществление регистрационных действий.
Следовательно, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в снятии с кадастрового учета объектов недвижимости, в связи с чем оспариваемые решения являются незаконными и необоснованными.
В нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ иное Управлением не доказано.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с ч. 6 ст. 200 АПК РФ в случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
Суд первой инстанции истребовал у Управления необходимые материалы, однако Управление Росреестра по Москве указанные материалы не представило.
С учетом процессуально установленных норм в части процедуры доказывания обстоятельств по делу, Ответчик, фактически отказавшись от доказывания законности совершенных действий, не опроверг доводов заявителя об осуществляемом нарушении, что также свидетельствует о незаконности оспариваемых решений.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования Департамент подлежат удовлетворению ввиду наличия оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 201 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный апелляционный суд считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13.12.2021 по делу N А40-175061/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175061/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ