09 марта 2022 г. |
Дело N А84-5543/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.03.2022.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузняковой С.Ю., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Волковой О.Л.,
с участием представителя от акционерного общества "Инкерманский карьер пильных известняков "Инкерстром" - Томашева Н.В. по доверенности от 19.06.2020 N 92/67-н/92-2020-2-858,
в отсутствии Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года по делу N А84-5543/2021, принятое по заявлению акционерного общества "Инкерманский карьер пильных известняков "Инкерстром" об оспаривании решения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Инкерманский карьер пильных известняков "Инкерстром" (далее по тексту - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением об отмене распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту - Департамент) N 6096-РДЗ от 15.10.2020 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, Сахарная головка, площадью 7 392 кв.м.
К участию в деле в качестве третьего лица не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент труда и социальной защиты населения Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года заявление общества удовлетворено. Суд признал недействительным распоряжение Департамента N 6096-РДЗ от 15.10.2020 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Сахарная головка, площадью 7392 кв.м"; распределил судебные расходы.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. Указывает, что заявитель не доказал необходимость использования земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объекта недвижимости, которой находится у него в собственности.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
До начала судебного разбирательства от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
От Департамента поступило заявление о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции проверены в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом оснований для его изменения или отмены, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно приказу начальника Управления по вопросам имущества коммунальной собственности N 217 от 28.04.2004, за ЗАО "Инкерстром" (впоследствии переименовано в публичное акционерное общество "Инкерманский карьер пильных известняков "Инкерстром", а затем в акционерное общество) было оформлено право коллективной собственности на объекты недвижимого имущества, приобретенные ранее Организацией арендаторов Инкерманского завода строительных материалов в процессе приватизации.
Пунктом 6 Приложения к указанному приказу за обществом было закреплено право собственности на здание склада литера А, прирельсовый склад литера 1,2.
Согласно свидетельству о праве собственности от 20.05.2004 на здание склада (объекте в целом, состоящем из здания склада литера А и прочих сооружений литера 1,2, по адресу г. Севастополь, ул. Нефтяная, 20) за обществом зарегистрировано право собственности на здание склада, о чем сделана регистрационная запись N 1668 от 20.05.2004.
16.10.2020 общество обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя за государственной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города федерального значения Севастополя" аренда земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Нефтяная, 20.
По результатам рассмотрения заявления общества, решением, оформленным письмом от 30.11.2020 N ГУ-исх-11796/20, Департамент отказал в предоставлении заявленной государственной услуги.
Общество обратилось в арбитражный суд и в ходе судебного разбирательства по делу N А84-1008/21 по заявлению акционерного общества "Инкерманский карьер пильных известняков "Инкерстром" к Департаменту о признании незаконным указанного выше решения, обществу стало известно об утверждении распоряжением N 6096-РДЗ от 15.10.2020 схемы расположения земельного участка по адресу: г. Севастополь, ул. Нефтяная, 20.
Согласно указанного распоряжения утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г. Севастополь, Сахарная головка, площадью 7392 кв.м, кадастровый квартал 91:01:009002. Земельный участок отнесен к категории "земель населенных пунктов". Определен вид разрешенного использования "социальное обслуживание" (код 3.2). В п. 5 распоряжения указано, что оно вступает в силу с момента подписания и действует два года. Утверждение схемы расположения и выделение земельного участка инициировано Департаментом труда и социальной защиты населения Севастополя для создания центра реабилитации и адаптации граждан без определенного места проживания.
В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок площадью 7392 кв.м, расположенный по адресу: г. Севастополь, Сахарная головка, собственник - город федерального значения Севастополь, вид разрешенного обслуживания - социальное обслуживание (код 3.2), поставлен на кадастровый учет 30.10.2020, кадастровый номе 91:01:009002:323.
Полагая, что распоряжение Департамента N 6096-РДЗ от 15.10.2020 противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что распоряжение Департамента не соответствует действующему законодательству поскольку размещение на земельном участке, на котором расположены объект недвижимости и иные объекты производственной инфраструктуры, принадлежащие заявителю на праве собственности, центра реабилитации для лиц, не имеющих постоянного место жительства, которое является конечным итогом процедуры предоставления земельного участка, в ходе которой утверждена схема расположения земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя на использование своего имущества в производственных и иных целях. Кроме того, оспариваемым распоряжением утвержден вид разрешенного использования земельного участка "социальное обслуживание", который не соответствует видам экономической деятельности заявителя.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
По правилу пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пункт 16 ст. 11.10. ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в том числе разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу пунктов 4 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ, не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
С учетом положений статьи 39.20 ЗК РФ собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Для целей реализации права собственника земельного участка, земельный участок должен быть сформирован в объеме, необходимом для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости с учетом фактического землепользования.
Как указывалось выше, общество является собственником здания склада литера А и прочих сооружений литера 1,2, сведения о которых и о зарегистрированных в отношении общества правах были внесены ЕГРН 22.04.2016, то есть до принятия Департаментом оспариваемого распоряжения (15.10.2020), что позволяло Департаменту принять указанное обстоятельство во внимание при принятии распоряжения N 6096-РДЗ.
Согласно заключению экспертного исследования N 1206/3-7 от 15.10.2020, проведенному ФБУ "Севастопольская ЛСЭ", на земельном участке площадью 7653 кв.м, расположенному в г. Инкерман, по ул. Нефтяная, 20, расположены: нежилое одноэтажное здание склада площадью 47.7 кв.м, кадастровый номер 91:01:009002:43, подпорная железобетонная стена (202 м.п.), железобетонная платформа склада площадью 7653 кв.м.
Таким образом, на спорном земельном участке расположен объект недвижимости (склад) и сопутствующие ему элементы инфраструктуры, принадлежащие заявителю.
В силу совокупности требований статей 11.10, 39.20 ЗК РФ утверждение схемы расположения земельного участка является одним из этапов последовательных процедур для формирования земельного участка, занятого строением, для последующего его предоставления собственнику такого объекта недвижимости в собственность или аренду. Уже на этой стадии уполномоченный орган обязан учитывать характеристики всех объектов недвижимого имущества, принадлежащих, как заявителю, так и иным лицам с целью определения возможности его предоставления, а также площади и конфигурации испрашиваемого земельного участка (Постановление ФАС Центрального округа от 22.11.2018 по делу N А83-18770/2017).
В соответствии с правовым подходом, сформулированным в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 309- ЭС15-11394, от 10.04.2017 N 307-ЭС17-2389, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества. При предоставлении в собственность хозяйствующего субъекта арендуемого им земельного участка без публичных торгов орган власти обязан учитывать потребность в данном земельном участке исходя из назначения объекта недвижимости, расположенного на участке, градостроительных и иных требований, предъявляемых к эксплуатируемым объектам недвижимости, а также проектов планировки и развития территории соответствующего населенного пункта (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2017 N 305-КГ16-16409).
Суд первой инстанции верно отметил, что в данном случае вопрос о соразмерности земельного участка предметом рассмотрения по данному делу не является, поскольку правовое значение для оценки законности оспариваемого распоряжения имеет сам факт расположения на земельном участке объекта недвижимости и иных объектов, принадлежащих заявителю на праве собственности.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что размещение на земельном участке, на котором расположены объект недвижимости и иные объекты производственной инфраструктуры, принадлежащие заявителю на праве собственности, центра реабилитации для лиц, не имеющих постоянного место жительства, которое является конечным итогом процедуры предоставления земельного участка, в ходе которой утверждена схема расположения земельного участка, нарушает права и законные интересы заявителя на использование своего имущества в производственных и иных целях. Кроме того, оспариваемым распоряжением утвержден вид разрешенного использования земельного участка "социальное обслуживание", который не соответствует видам экономической деятельности заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: Российская Федерация, г. Севастополь, Сахарная головка, площадью 7392 кв.м." не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, правомерно удовлетворил требования общества.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 23 ноября 2021 года по делу N А84-5543/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Ю. Кузнякова |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5543/2021
Истец: АО "Инкерманский карьер пильных известняков Инкерстром"
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя