г. Воронеж |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А35-6590/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2022 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Воскобойникова М.С. |
судей |
Поротикова А.И. |
|
Кораблевой Г.Н. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Люлиной А.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Иванова Алексея Анатольевича: Кулешовой Т.В., представителя по доверенности N 46 АА 1297386 от 10.09.2019, паспорт РФ,
от Администрации города Железногорска Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от общества с ограниченной ответственностью "УК "КУРС": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
от ООО "Агроторг": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Алексея Анатольевича на решение Арбитражного суда Курской области от 12.10.2021 по делу N А35-6590/2020 по исковому заявлению Администрации города Железногорска Курской области (ОГРН 1024601221127, ИНН 4633006046) к обществу с ограниченной ответственностью "УК "КУРС" (ОГРН 1174632012983, ИНН 4633039186), к Индивидуальному предпринимателю Иванову Алексею Анатольевичу, об обязании за счет собственных средств ООО "УК "КУРС" и Индивидуального предпринимателя Иванова Алексея Анатольевича привести в первоначальное состояние земельный участок с кадастровым номером 46:30:000014:157 в районе многоквартирных жилых домов N 74 и 74/2 по ул. Ленина в городе Железногорске, а именно ликвидировать устройство проезда между домами 74 и 74 корп. 2 по ул. Ленина, и домами 11 корп. 1, 2, 3 по ул. Сентюрева,
третье лицо: ООО "Агроторг",
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Железногорска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Курской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "УК "КУРС" (далее - ООО УК "КУРС") и к индивидуальному предпринимателю Иванову Алексею Анатольевичу (далее - ИП Иванов А.А.), об обязании за счет собственных средств ООО "УК "КУРС" и Индивидуального предпринимателя Иванова Алексея Анатольевича привести в первоначальное состояние земельный участок с кадастровым номером 46:30:000014:157 в районе многоквартирных жилых домов N 74 и 74/2 по ул. Ленина в городе Железногорске, а именно ликвидировать устройство проезда между домами 74 и 74 корп. 2 по ул. Ленина, и домами 11 корп. 1, 2, 3 по ул. Сентюрева.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Агроторг" (далее ООО "Агроторг").
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.10.2021 по настоящему делу исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, полагая его незаконным и необоснованным, ИП Иванов А. А. обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, принять по делу новый судебный акт.
Определением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 указанная жалоба принята к производству. Судебное разбирательство по делу откладывалось.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции 03.03.2022 представитель ИП Иванов А. А. поддержал доводы апелляционной жалобы, считал обжалуемое решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истцом в материалы дела представлено заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии его представителя. ООО УК "КУРС", ООО "Агроторг" и Администрация явку в судебное заседание своих представителей не обеспечили.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции. Суд при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ИП Иванов А. А. обратился в Администрацию города Железногорска с письменным заявлением от 30.09.2019 об организации проезда на территории земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157 в районе домов 74, 74/2 по ул. Ленина. Протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Курская обл., г.Железногорск, ул.Сентюрева, дом 11/2 от 22.02.2019, Иванову А.А. разрешено на придомовой территории дома 11/2 по ул. Сентюрева обустройство проезда за счет собственных средств.
Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000014:157, на котором расположена часть многоквартирного жилого дома 11/2 по ул. Сентюрева согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, в силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Сентюрева, дом 11/2.
Письмом Администрации города Железногорска от 29.10.2019 исх. N Е/03/31-3772 в удовлетворении указанного заявления предпринимателю отказано, в связи с тем, что устройство проезда по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000014:157 с территории многоквартирных жилых домов 11/2 и 11/1 по ул. Сентюрева необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Решением Железногорского городского суда от 23.03.2020 Иванову А.А. в удовлетворении требований об оспаривании решения Администрации города Железногорска от 29.10.2019 исх. N Е/03/31-3772 отказано.
В соответствии с заявлением от 04.02.2020 вх.N 338/34.2 МФЦ Иванова А.А. утверждено постановление Администрации города Железногорска от 02.03.2020 N 462 "О подготовке документации по планировке территории микрорайона N 12", которым ИП Иванову А.А. разрешена подготовка документации по планировке территории - разработка проекта планировки территории с местоположением: Российская Федерация, Курская область, город Железногорск, микрорайон N 12.
В районе многоквартирных жилых домов N 74 и 74/2 по ул. Ленина и N 11/3, 11/2 и 11/1 по ул. Сентюрева на территории земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157 установлен факт нарушений Правил благоустройства территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области", утвержденных решением Железногорской городской Думы от 19.10.2017 N 14-6- РД и составлены акты обследования территории от 13.05.2020, 18.05.2020.
В адрес Иванова А.А. и ООО "УК "Курс" направлены письма от 26.05.2020 К/03/31-1569 и от 09.07.2020 К/03-2110 с требованиями привести территорию земельного участка в первоначальное состояние.
ООО "УК "КУРС" наделено полномочиями по распоряжению общим имуществом жильцов многоквартирного дома в связи с заключением договора на управление многоквартирным домом N 11/2 по ул. Сентюрева.
В результате ненадлежащего выполнения управляющей организацией ООО "УК "КУРС" возложенных на нее обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома произошло устройство проезда между домами 74 и 74корп. 2 по ул. Ленина, и домами 11 корп. 1, 2, 3 по ул. Сентюрева на земельном участке с кадастровым номером 46:30:000014:157, являющимся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции исходя из пояснений истца установлено, что документами территориального планирования МО "город Железногорск" Курской области не предусмотрен дополнительный проезд с территории многоквартирных жилых домов по ул. Сентюрева по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000014:157 к жилым домам 74, 74 корпус 2 по ул. Ленина города Железногорска.
На момент выполнения благоустройства территории многоквартирного жилого дома, которое является завершающим этапом строительства, проезд между земельными участками с кадастровыми номерами 46:30:000014:157 и 46:30:000014:9063 отсутствовал. Данный факт подтверждает топографическая съемка, содержащаяся на утвержденных постановлениями администрации города Железногорска (от 28.01.2013 N 213, от 29.05.2013 N 1977 и от 27.06.201N ;1270), проектах межевания территорий 12 микрорайона, также отсутствует указанный проезд по земельному участку 46:30:000014:157 в сторону ул. Ленина.
Согласно проектной документации, послужившей основанием для выдачи разрешения на строительство жилых домов N 52А и N 52Б (строительные номера) с помещениями общественного назначения в микрорайоне N 12 города Железногорска (жилые дома 11 корпус 1 и N 11 корпус 2 по ул. Сентюрева соответственно) указанный проезд не был предусмотрен. Таким образом, устройство проезда по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000014:157 с территории многоквартирных жилых домов 11/2 и 11/1 по ул. Сентюрева необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования.
В связи с произведенными работами по организации проезда на территории земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157 была нарушена охранная зона коммунальных тепловых сетей с кадастровыми номерами 46:30:000014:11235 и 46:30:000014:11236.
Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости (выписки из ЕГРН от 13.11.2020 N 99/2020/359982357) в пределах земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 46:30:000014:11235 и 46:30:000014:11236.
Указанные объекты согласно выпискам из реестра муниципального имущества города Железногорска Курской области по состоянию на 05.03.2021 числятся в реестре карты 2016 года.
Без согласования с Администрацией города Железногорска были выполнены работы по устройству проезда между парковками временного хранения автотранспорта, которые расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 46:306000014:157 и 46:30:000014:9063.
Администрацией города Железногорска 26.07.2019 составлен протокол N 7511 об административном правонарушении по вопросу установления незаконного бордюрного камня. Виновное лицо привлечено к административному наказанию в виде наложения штрафа.
Судом также установлено, что Иванов А.А. заключил с ООО "Агроторг" договор аренды от 28.06.2019 нежилого помещения, находящегося по адресу: Курская область, г.Железногорск, ул. Сентюрева, д.11/2, помещение 1 с кадастровым номером 46:30:000014:2396.
Согласно пунктам 2.10, 3.26, 3.27, 3.2.14, 3.2.16, 6.1.3 указанного договора ИП Иванов А.А. принял на себя обязательства и гарантии перед арендатором на обеспечении беспрепятственного круглогодичного проезда и его благоустройство на территории земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157, в том числе через территорию спорного проезда.
По инициативе ИП Иванова А.А. проведено собрание жильцов многоквартирного дома, протокольным решением жильцы уполномочили ответчика на проведение работ по выполнению спорного проезда.
Актами осмотра территории, проведенными специалистами Администрации города Железногорска, от 13.05.2020, 18.05.2020, 21.07.2020 установлено проведение строительных работ, участок и пешеходный тротуар заасфальтированы, установлены бордюрные камни.
Полагая, что устройство проезда по земельному участку с кадастровым номером 46:30:0000146157 с территории многоквартирных жилых домов 11/2 и 11/1 по ул. Сентюрева необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования Администрация города Железногорска обратилась в суд с настоящим иском.
Судебная коллегия, проанализировав представленные материалы дела, полагает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
В соответствии со статьями 1, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится: утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных кодексом, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Согласно части 2 статьи 17.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами.
Согласно пункту 68, пункту 4 статьи 2 Правил проект благоустройства - документация, содержащая материалы в текстовой и графической форме и определяющая проектные решения (в том числе цветовые) по благоустройству территории и иных объектов благоустройства; благоустройство территорий - комплекс мероприятий по содержанию территории города Железногорска, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В соответствии с СП 82.13330.2016 "СНиП Ш-10-75 Благоустройство территорий" благоустройство территории: комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
В пункте 68 статьи 2 Правил также определен состав проекта благоустройства. Статьей 42 Правил определено, что Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению требования содержания и эксплуатации объектов благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия всех юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками земель, застройщиками, собственниками зданий (нежилых помещений), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий.
При строительстве новых или реконструкции существующих объектов недвижимости, установке нестационарных объектов, ликвидации либо установке каких-либо сооружений, иных изменениях в отношении земельных участков, принадлежащих на каком-либо праве юридическим, физическим лицам, указанные лица до осуществления изменений производят подготовку Проекта благоустройства территории.
Проект благоустройства согласовывается Администрацией города Железногорска и подлежит соблюдению в течение всего периода использования земельного участка.
Порядок подготовки и согласования проекта благоустройства, заключения договора о благоустройстве прилегающей территории, а также внесения в них изменений, перечень видов работ, которые могут быть предусмотрены проектом благоустройства и договором о благоустройстве прилегающей территории устанавливается постановлением Администрации города Железногорска.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится: утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Согласно положениям п. 26 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
В соответствии со п.1 ст.30 "Устав города Железногорска Курской области" (принят решением Железногорской городской Думы от 23.04.1998 N 7-12-РД) исполнительно-распорядительный органом города Железногорска, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Железногорска федеральными законами и законами Курской области является Администрация города Железногорска.
Согласно положениям статей 40, 41.1. 42 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе в случаях когда необходимы установление, изменение или отмена красных линий.
Согласно пп. 1 п. 4 ст. 41 ГрК РФ одним из видов документации по планировке территории является проект планировки территории.
Согласно п. 2 ст. 42 ГрК РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно пп. 4 п. 4 ст. 42 ГрК РФ материалы по обоснованию проекта планировки территории, в том числе содержат схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети.
В соответствии с положениями п. 1, п. 5, п. 5 ст. 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с ГрК РФ органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Общественные обсуждения или публичные слушания по проекту планировки территорий и проекту межевания территорий проводятся в порядке, установлена, статьей 51 ГрК РФ, с учетом положений ст. 49 ГрК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 21 Устав города Железногорска Курской области, порядок организации и проведения публичных слушаний определяется нормативными правовыми актами Железногорской городской Думы и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей города Железногорска о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей города Железногорска, опубликование результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Таким образом, устройство проезда по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000014:157 с территории многоквартирных жилых домов 11/2 и 11/1 по ул. Сентюрева необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования. Проект планировки территории утверждается на публичных слушаниях.
Полномочиями по решению вопросов местного значения наделены органы местного самоуправления (статья 2 Закона N 131-ФЗ).
Организация незаконного проезда между домами 74 и 74 корп. 2 по ул. Ленина, и домами 11 корп. 1, 2, 3 по ул. Сентюрева нарушает права и обязанности Администрации города Железногорска предусмотренные ГрК РФ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом города Железногорска Курской области.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции признает обоснованным право истца на обращение в суд с заявленными требованиями.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьями 40, 41.1, 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях: 1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий; 3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории; 4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов); 5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).
Одним из видов документации по планировке территории является проект планировки территории. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры.
Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры.
Материалы по обоснованию проекта планировки территории должны содержать: 1) карту (фрагмент карты) планировочной структуры территорий поселения, городского округа, межселенной территории муниципального района с отображением границ элементов планировочной структуры; 2) результаты инженерных изысканий в объеме, предусмотренном разрабатываемой исполнителем работ программой инженерных изысканий, в случаях, если выполнение таких инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории требуется в соответствии с настоящим Кодексом; 3) обоснование определения границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 4) схему организации движения транспорта (включая транспорт общего пользования) и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозные потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации уличнодорожной сети; 5) схему границ территорий объектов культурного наследия; 6) схему границ зон с особыми условиями использования территории; 7) обоснование соответствия планируемых параметров, местоположения и назначения объектов регионального значения, объектов местного значения нормативам градостроительного проектирования и требованиям градостроительных регламентов, а также применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, установленным правилами землепользования и застройки расчетным показателям минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетным показателям максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения; 8) схему, отображающую местоположение существующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, объектов, подлежащих сносу, объектов незавершенного строительства, а также проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; 9) варианты планировочных и (или) объёмно-пространственных решений застройки территории в соответствии с проектом планировки территории (в отношении элементов планировочной структуры, расположенных в жилых или общественно-деловых зонах); 10) перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне; 11) перечень мероприятий по охране окружающей среды; 12) обоснование очередности планируемого развития территории; 13) схему вертикальной планировки территории, инженерной подготовки и инженерной защиты территории, подготовленную в случаях, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и в соответствии с требованиями, установленными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 14) иные материалы для обоснования положений по планировке территории.
В состав проекта планировки территории может включаться проект организации дорожного движения, разрабатываемый в соответствии с требованиями Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: - красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; - территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары); элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы). Виды элементов планировочной структуры устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 738/пр (с изм. на 01.05.2018) к перечню элементов планировочной структуры относятся: район; микрорайон; квартал; территория общего пользования; территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; территория транспортно-пересадочного узла; территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта; улично-дорожная сеть.
Как установлено судом, документами территориального планирования МО "город Железногорск" Курской области не предусмотрен дополнительный проезд с территории многоквартирных жилых домов по ул. Сентюрева по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000014:157 к жилым домам 74, 74 корпус 2 по ул. Ленина города Железногорска, что подтверждается топографической съемкой, содержащейся на утвержденных, постановлениями администрации города Железногорска (от 28.01.2013 N 213, от 29.05.2013 N 1977 и от 27.06.201N ;1270), проектах межевания территорий 12 микрорайона также отсутствует указанный проезд по земельному участку 46:30:000014:157.
Согласно проектной документации, послужившей основанием для выдачи разрешения на строительство жилых домов N 52А и N 52Б (строительные номера) с помещениями общественного назначения в микрорайоне N 12 города Железногорска (жилые дома 11 корпус 1 и N 11 корпус 2 по ул. Сентюрева соответственно) указанный проезд также не был предусмотрен.
Таким образом, устройство проезда по земельному участку с кадастровым номером 46:30:000014:157 с территории многоквартирных жилых домов 11/2 и 11/1 по ул. Сентюрева необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования.
Согласно статье 36 Жилищного кодекса собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Земельный участок с кадастровым номером 46:30:000014:157, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства (придомовая территория) относится к общему имуществу в многоквартирном доме и принадлежит собственникам помещений в таком доме на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
ООО "УК "КУРС" наделено полномочиями по распоряжению общим имуществом жильцов многоквартирного дома в связи с заключением договора на управление многоквартирным домом N 11/2 по ул. Сентюрева.
В результате ненадлежащего выполнения управляющей организацией ООО "УК "КУРС" возложенных на нее обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома произошло устройство проезда между домами 74 и 74 корп. 2 по ул. Ленина, и домами 11 корп. 1, 2, 3 по ул. Сентюрева на земельном участке с кадастровым номером 46:30:000014:157, являющимся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Как установлено судом, в связи с произведенными работами по организации проезда на территории земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157 была нарушена охранная зона коммунальных тепловых сетей с кадастровыми номерами 46:30:000014:11235 и 46:30:000014:11236.
Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости (выписки из ЕГРН от 13.11.2020 N 99/2020/359982357) в пределах земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 46:30:000014:11235 и 46:30:000014:11236. Указанные объекты согласно выпискам из реестра муниципального имущества города Железногорска Курской области по состоянию на 05.03.2021 числятся в реестре карты 2016 года.
Кроме того, согласно топографической съемки, содержащейся на утвержденных постановлениями администрации города Железногорска (от 28.01.2013 N 213, от 29.05.2013 N 1977 и от 27.06.201N ;1270), проектах межевания территорий 12 микрорайона также отсутствует указанный проезд по земельному участку 46:30:000014:157 в сторону детской поликлиники и ул. Ленина.
Также согласно проектной документации, послужившей основанием для выдачи разрешения на строительство жилых домов N 52А и N 52Б (строительные номера) с помещениями общественного назначения в микрорайоне N 12 города Железногорска (жилые дома 11 корпус 1 и N 11 корпус 2 по ул. Сентюрева соответственно) указанный проезд не был предусмотрен.
В соответствии со статьей 46 Правил благоустройства территории муниципального образования "город Железногорск" Курской области", утвержденных решением Железногорской городской Думы от 19.10.2017 N 14-6- РД управляющие организации или владельцы помещений в многоквартирных домах обязаны: проводить регулярную уборку мест общего пользования; не загромождать подъезды; обеспечивать ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток, ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
На придомовых территориях лица, ответственные за содержание придомовых территорий, обязаны обеспечивать надежную защиту коммунальных сетей и устройств, не допускать их повреждения, затопления и замораживания, очищать от снега и льда крышки колодцев, обеспечивать отвод поверхностных вод от колодцев, не загромождать подъезды, следить за исправностью и доступностью пожарных гидрантов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" в требованиях к содержанию общего имущества указано, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильньгх групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц и др.
Согласно пунктам 1, 6 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных Приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 N 197 охрана тепловых сетей осуществляется для обеспечения сохранности их элементов и бесперебойного теплоснабжения потребителей путем проведения комплекса мер организационного и запретительного характера.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается: производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений; производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы; производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий; сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Проведение перечисленных в п. 6 работ должно согласовываться с владельцами тепловых сетей не менее чем за 3 дня до начала работ. Присутствие представителя владельца тепловых сетей необязательно, если это предусмотрено согласованием.
Предприятия, получившие письменное разрешение на ведение указанных работ в охранных зонах тепловых сетей, обязаны выполнять их с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность этих сетей. Охране подлежит весь комплекс сооружений в устройств, входящих в тепловую сеть: трубопроводы и камеры с запорной и регулирующей арматурой и контрольно-измерительными приборами, компенсаторы, опоры, насосные станции, баки-аккумуляторы горячей воды, центральные и индивидуальные тепловые пункты, электрооборудование управления задвижками, кабели устройств связи и телемеханики.
Документами территориального планирования МО "город Железногорск" Курской области проезд с территории многоквартирных жилых домов по ул. Сентюрева на ул. Ленина не предусмотрен, так же как устройство транзитного внутриквартального проезда по территории микрорайона N 12, который предусматривается утвержденным проектом планировки территории.
В случае согласования Администрацией города Железногорска организации проезда, указанного Ивановым А.А., в составе проекта благоустройства, в нарушение норм градостроительного законодательства была бы утверждена автодорога, являющаяся территорией общего пользования, которой беспрепятственно будет пользоваться неограниченный круг лиц.
Указанная территория общего пользования проходила бы по земельным участкам с кадастровыми номерами: 46:30:000014:11066, 46:30:000014:104, 46:30:000014:103, 46:30:000014:8955, 46:30:000014:157, 46:30:000014:8955, 46:30:000014:10142, 46:30:000014:9063 и территории под многоквартирным домом по ул. Сентюрева 13/3.
Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N 738/пр (с изм. на 1.05.2018) к перечню элементов планировочной структуры относятся : 1. Район; 2. Микрорайон; 3. Квартал; 4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8; 5. Территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; 6. Территория транспортно-пересадочного узла; 7.
Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8; 8. Улично-дорожная сеть. Таким образом, устройство проезда по земельному участку с кадастровым номером 46:30:0000146157 с территории многоквартирных жилых домов 11/2 и 11/1 по ул. Сентюрева необходимо осуществлять в соответствии с утвержденным проектом планировки территории для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования.
В соответствии со статьями 8, 9, 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд апелляционной инстанции полагает обоснованным принятие в качестве доказательства по делу договора аренды от 28.06.2019 нежилого помещения, находящегося по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Сентюрева, д.11/2, помещение 1 с кадастровым номером 46:30:000014:2396, заключенного между ответчиком и ООО "Агроторг".
Поскольку согласно пунктам 2.10, 3.26, 3.27, 3.2.14, 3.2.16, 6.1.3 указанного договора Иванов А.А. принял на себя обязательства и гарантии перед арендатором на обеспечении беспрепятственного круглогодичного проезда и его благоустройство на территории земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157, в том числе через территорию спорного проезда.
Ивановым А.А. проведено собрание жильцов многоквартирного дома, протокольным решением которого жильцы уполномочили ответчика на проведение работ по выполнению спорного проезда.
Кроме того, суд оценивает в качестве доказательства, имеющуюся в материалах дела доверенность N 46 АА 1132901 от 19.04.2018, выданную Аленкину М.В. от имени Иванова А.А. в целях управления всем принадлежащим Иванову А.А. имуществом, в чем бы оно ни заключалось где бы оно ни находилось, в связи с чем Иванов А.А. предоставляет право иметь свободный и беспрепятственный доступ к принадлежащем ему объектам недвижимого имущества, сдавать недвижимость в аренду (наем), определяя условия сделок по своему усмотрению, заключать договоры на техническое, коммунальное, абонентское и иное обслуживание с муниципальными, частными предприятиями, проходить необходимые инструктажи, принимать, участие в собраниях собственников, с правом голосования по всем вопросам повестки дня, а также по вопросам, возникающим в ходе общего собрания участников общей долевой собственности; принимать решения от его имени, получать необходимую информацию и документы, заполнять к подписывать бюллетени для голосования, протоколы общих собраний участников общей долевой собственности, либо иные документы, производить расчеты по сделкам, регистрировать их в предусмотренных законом случаях во всех компетентных органах, в том числе в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, получать соответствующие свидетельства о государственной регистрации и другие необходимые документы, вносить изменения и дополнения в ЕГРП, производить текущий и капитальный ремонт, быть представителем в учреждениях и организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности, в том числе, но не ограничиваясь: в органах государственной и муниципальной власти, в нотариальных органах, органах Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и его отделах, г, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", БТИ, либо иных органах, осуществляющих техническую инвентаризацию и учет объектов недвижимости) в управляющей компании. ТСЖ, в Инспекции ФНС России, ОБУ "МФЦ", в отделе архитектуры, оплачивать эксплуатационные, коммунальные расходы и услуги, заключать, расторгать и подписывать договоры, акты, протоколы, получать справки, выписки, свидетельства и иные документы, подавать различные заявления, заполнять, подписывать подавать декларации, оплачивать все необходимые сборы, пошлины, тарифы, расписываться, а также совершать иные юридически значимые действия и формальности, связанные с выполнением настоящего поручений.
Постановлением N 7511 Административной комиссии города Железногорска от 08.08.2019 Аленкин М.В. привлечен к административной ответственности по статье 28 ЗКО N1 от 04.01.03 "Об административных правонарушениях в Курской области" (Нарушение правил благоустройства городов и других населенных пунктов). Указанным постановлением установлено, что 22.07.2019 в г. Железногорск по ул. Сентюрева 11/2 Аленкин М.В. осуществлял строительство нового объекта без согласования и изменения в отношении земельного участка, чем нарушил часть 2 статьи 24 и часть 3 статьи 42 Правил благоустройства территории МО "город Железногорск" Курской области.
В письменных объяснениях от 23.07.2019 Аленкин М.В. указал, что является представителем Иванова А.А., собственником нежилого помещения в доме 11/2 по ул. Сентюрева, по доверенности N 46 АА 1132901 от 19.04.2018, строительные работы производились по договоренности.
Обоснованность исковых требований к предпринимателю подтверждается в том числе и фактом заключения ИП Ивановым А.А. с ООО "Агроторг" договора аренды от 28.06.2019 нежилого помещения, находящегося по адресу: Курская область, г. Железногорск, ул. Сентюрева, д.11/2, помещение 1 с кадастровым номером 46:30:000014:2396, по которому Иванов А.А. принял на себя обязательства и гарантии перед арендатором на обеспечении беспрепятственного круглогодичного проезда и его благоустройство на территории земельного участка с кадастровым номером 46:30:000014:157.
Исходя из вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о фактическом произведении работ по спорному объекту по поручению Иванова А.А. и в его интересах, ввиду чего полагает обоснованным обязание ответчиков привести в надлежащее, первоначальное состояние территорию с кадастровым номером 46:30:000014:157 в районе многоквартирных жилых домов N 74 и 74/2 по ул. Ленина в городе Железногорск Курской области.
Суд основываясь, в том числе на указанных обстоятельствах, а также при отсутствии в материалах дела опровергающих доказательств, усматривает в предпринятых ответчиком действиях заинтересованность в производстве таких работ и их фактическое осуществление.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, судебные расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее заявителя, возврату либо возмещению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266-268, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.10.2021 по делу N А35-6590/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
председательствующий судья |
М.С. Воскобойников |
Судьи |
А.И. Поротиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6590/2020
Истец: Администрация города Железногорска
Ответчик: Иванов Алексей Анатольевич, ООО "УК "Курс"
Третье лицо: ООО "Агроторг", Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд