г. Хабаровск |
|
10 марта 2022 г. |
А73-16828/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степаненко Т.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "ЦУМ": Скачкова Е.С., представитель по доверенности от 20.03.2017 N 661;
от администрации г. Комсомольска-на-Амуре: Пырькова О.С., представитель по доверенности от 27.12.2021 N 1.1-44/99;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ЦУМ", администрации г. Комсомольска-на-Амуре на решение от 30.12.2021 по делу N А73-16828/2021 Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЦУМ"
к администрации г. Комсомольска-на-Амуре
о признании недействительными постановлений от 28.09.2021 N 1672-па, от 04.10.2021 N 1726-па
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЦУМ" (далее - заявитель, ООО "ЦУМ") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к администрации города Комсомольска - на - Амуре (далее - администрация) с заявлением о признании недействительными постановлений от 28.09.2021 N 1672-па, от 04.10.2021 N 1726-па.
Решением суда от 30.12.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, администрация обжаловала его в апелляционном порядке. Ссылаясь на Правила землепользования и застройки города Комсомольска - на - Амуре N 72, а также постановление администрации г. Комсомольска - на - Амуре от 18.10.2018 N 2308-па приводит доводы о том, что земельный участок с кадастровым номером 27:22:000000:5456 расположен в территориальной зоне делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) для которой установлены минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий (с учетом постановления N 2308-па) 25 метров. В связи с чем, решение об отказе обществу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства принято правомерно. Просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Общество, также не согласившись с судебным актом в части приятия судом в качестве правовосстановительной меры об обязании администрации повторно провести публичные слушания на предмет принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, заявило апелляционную жалобу. По мнению общества, выбранная судом правовосстановительная мера, не приведет к восстановлению нарушенных прав общества, суду следовало обязать администрацию принять решение о предоставлении ООО "ЦУМ" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка с кадастровым номером 27:22:000000:5456 для размещения объектов торговли-в целях эксплуатации здания и сооружений универмага, в части уменьшения минимального отступа от восточной стороны границы земельного участка с 25 метров до 3 метров. Просит решение изменить в обжалуемой части с учетом приведенных доводов.
В судебном заседании апелляционного суда представитель администрации на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, жалобу удовлетворить. Также выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы общества, о чем подробно изложено в представленных возражениях, просил в удовлетворении жалобы общества отказать.
Представитель общества в заседании суда поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение изменить в обжалуемой части. В отношении жалобы администрации выразил несогласие, просил в ее удовлетворении отказать.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалоб, возражений, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО "ЦУМ" являлся получателем муниципальной услуги (заявителем) по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", в ходе оказания которой 09.09.2021 года в 17-30 часов были проведены и признаны состоявшимися публичные слушания на предмет: принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, кадастровым номером 27:22:0000000:5456, расположенного в г. Комсомольске - на - Амуре, Центральный округ, пр-кт. Мира, д. 37, принадлежащем ООО "ЦУМ" на праве собственности. А именно вопрос об уменьшении минимального отступа от восточной границы земельного участка (со стороны пр. Мира) с 25 м до 3 м в целях определения мест допустимого размещения объектов, за пределами которых запрещено строительство.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний, ООО "ЦУМ" рекомендовано отказать в предоставлении испрашиваемого разрешения.
По результатам публичных слушаний на основании рекомендаций Комиссии, как органа, уполномоченного на проведение публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности Администрацией города Комсомольска - на - Амуре принято Постановление Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.09.2021 N 1672-па "Об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:5456", подписанное и. о. главы администрации города В.С.Резниченко. Позже было принято дополняющее оспариваемое Постановление от 04.10.2021 года N 1726-па, которым оспариваемое Постановление дополнено указанием на причину принятого решения.
Считая, что принятые по результатам публичных слушаний ненормативные правовые акты вынесены не мотивированно и не аргументировано, а результаты проведения публичных слушаний содержат недостоверную информацию, а также не отражают информацию, которая в обязательном порядке подлежит отражению, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, при этом для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Статьей 11 ЗК РФ, статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) вопрос утверждения правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (часть 2 статьи 37 ГрК РФ).
Как следует из части 1 статьи 40 ГрК РФ, правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (часть 2 статьи 40 ГрК РФ).
В силу части 4 статьи 40 ГрК РФ проект решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
В части 5 статьи 40 ГрК РФ предусмотрено, что на основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Из части 6 статьи 40 ГрК РФ следует, что глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
С учетом приведенных норм права, предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты соответствующими отклонениями.
Решением Комсомольской - на - Амуре городской Думы от 06.11.2019 N 114 утвержден Порядок организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений на территории города Комсомольск-на-Амуре (далее - Порядок N 114).
Согласно подпункту 5 пункта 6 статьи 6 Порядка N 114 орган, уполномоченный на проведение общественных обсуждений, публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности, подготавливает и оформляет протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором указываются все предложения и замечания участников общественных обсуждений, публичных слушаний с разделением на предложения и замечания граждан, являющихся участниками общественных обсуждений, слушаний и постоянно проживающих на территории, в пределах которой проводятся общественные обсуждения, публичные слушания, и предложения и замечания иных участников общественных обсуждений, публичных слушаний.
К протоколу общественных обсуждений, публичных слушаний прилагается перечень принявших участие в рассмотрении проекта участников общественных обсуждений, публичных слушаний, включающий в себя сведения об участниках общественных обсуждений, публичных слушаний (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц).
Между тем, в нарушение указанного, перечень участников публичных слушаний, высказавшихся отрицательно, относительно предоставления испрашиваемого разрешения отсутствует, протоколом не разделены предложения и замечания действительных участников и граждан, таковыми не являющихся.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 7 Порядка N 114 на основании протокола публичных слушаний, общественных обсуждений готовится заключение о результатах публичных слушаний, общественных обсуждений, в котором указываются сведения о поступивших замечаниях и предложениях по предмету публичных слушаний, общественных обсуждений, в том числе мотивированное обоснование принятых решений.
Однако в нарушение указанной нормы, заключение о результатах публичных слушаний не содержит информацию об учтенных и отклоненных предложениях, поступивших в ходе проведения публичных слушаний, с их обоснованием.
Таким образом, фактически, лица, которые в соответствии со статьей 39 ГрК РФ являлись участниками публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка с кадастровым номером 27:22:0000000:5456, возражения против - не заявляли.
Также в нарушение подпунктов 2, 5 пункта 2 статьи 7 Порядка N 114 комиссией в заключении по результатам публичных слушаний не приведены "аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений, публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений, публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений, публичных слушаний; недостоверно указано количество участников публичных слушаний (указано 34), поскольку в указанное количество не включены непосредственные участники публичных слушаний, внесшие свои положительные предложения и замечания в письменной форме в количестве 53 участника граждане, в том числе: Крыжная Ирина Ивановна (правообладатель участка по пр.Мира, 35/2), жильцы домов, расположенных по адресу: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, пр-кт Мира, д.39 и пр-кт Мира, д.39/2), а также не включены иные участники публичных слушаний - 20 иных участников публичных слушаний - жителей города, внесших свои положительные предложения и замечания в письменной форме.
Таким образом, всего не учтены 73 письменных положительных Предложения (решения) о согласии.
При этом, несмотря на отсутствие отрицательных мотивированных предложений и замечаний населения, по результатам публичных слушаний председателем комиссии по землепользованию и застройке на имя главы города подготовлены отрицательные рекомендации.
Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 28.05.2012 N 1625-па утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (далее - административный регламент N 1625-па).
Согласно подпункту 3.1.2 указанного административного регламента обязательным этапом оказания указанной муниципальной услуги является: принятие главой города Комсомольска-на-Амуре в течение семи дней со дня поступления рекомендаций Комиссии по землепользованию и застройке городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения путем проставления соответствующей визы на вышеуказанных рекомендациях.
При этом, решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или отказ в предоставлении такого разрешения главой города должно быть мотивировано с учетом заключения публичных слушаний и рекомендаций в соответствии с частями 8, 9 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ и статьи 17 Правил землепользования и застройки, утв. Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 14.10.2009 N 72 (ред. от 14.07.2021) "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре" (далее по тексту "ПЗЗ").
Между тем, в нарушение приведенных выше норм, оспариваемое постановление от 28.09.2021 N 1672-па не содержит причины принятого решения.
При этом, постановление от 04.10.2021 N 1726-па, которым оспариваемое постановление от 28.09.2021 N 1672-па дополнено указанием на причину принятого решения, принято с нарушением, установленного административным регламентом N 1625-па, срока.
Также, при рассмотрении настоящего спора, судом принято во внимание, что линия отступа от красной линии, установленная проектом межевания - 25 метров от его восточной границы, создает собственнику реальные препятствия в реализации своих прав, установленных частью 1 статьи 263 ГрК РФ, согласно которым собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Собственник лишен права на освоение большой части своего земельного участка.
Более того, установление такого широкого отступа от красной линии не соответствует предельным размерам капитального строительства, установленным градостроительной документацией более высокого порядка для территориальной зоны ОД-1, в которой расположен спорный земельный участок, поскольку Правилами землепользования и застройки города Комсомольска-на-Амуре N 72 минимальный отступ от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений от границ земельного участка, отделяющих земельный участок от территории общего пользования составляет 3 метра.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что при проведении публичных слушаний не было проведено объективное рассмотрение вопроса в отношении предоставления ООО "ЦУМ" разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства спорного земельного участка с учетом мнений, как смежных землепользователей (жильцов многоквартирных домов N 39 и 39/2 по пр. Мира, в южной части - собственника земельного участка - кадастровый номер: 27:22:0030505:241 по адресу: г. Комсомольск - на - Амуре, пр.Мира, д.35/2 (кафе "Минутка", собственник Крыжная Ирина Ивановна), так и иных заинтересованных лиц, более того оспариваемое постановление не содержит мотивированного отказа, отсутствует указание на основания, препятствующих предоставлению заявителю разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в связи с чем, суд правомерно удовлетворил заявление общества и в качестве правовосстановительной меры обоснованно возложил на администрацию повторно провести публичные слушания на предмет принятия испрашиваемого разрешения.
Доводы общества о том, что судом неверно выбрана правовосстановительная мера, ввиду того, что она не приведет к восстановлению нарушенных прав общества, апелляционным судом отклоняется, поскольку суд не связан требованием заявителя о способе устранения его нарушенных прав и может самостоятельно сформулировать соответствующий способ с учетом действующего законодательства и установленных им фактических обстоятельств по делу; применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора; признавая решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший его, устранить допущенные нарушения, не ограничивая при этом прав и обязанностей компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.
Это следует из статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой судебные акты не могут подменять собой решения административных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции. Тем более это справедливо в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, поскольку это будет противоречить принципу разделения полномочий исполнительной и судебной власти.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно обязал администрацию повторно провести публичные слушания на предмет принятия решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Таким образом, обжалуемое решение арбитражного суда по существу спора соответствует примененным судом нормам права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным фактическим обстоятельствам спора. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены (изменения) обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.12.2021 по делу N А73-16828/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16828/2021
Истец: ООО "Цум"
Ответчик: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре