11 марта 2022 г. |
Дело N А84-5183/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кравченко В.Е., судей Приваловой А.В., Кузняковой С.Ю., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Голышкиной Ю.С.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 10.01.2022 б/н;
от Федеральной антимонопольной службы - Иванова Ю.В., представитель по доверенности от 24.09.2021 N МШ/81056/21;
от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" - Трифонова А.Ф., представитель по доверенности от 30.12.2021 N Д-114/21;
от Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации - Исаева Н.А., представитель по доверенности от 27.01.2022 N 15,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 ноября 2021 года по делу N А84-5183/2021, рассмотренному по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, Управлению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
09.08.2021 Федеральное государственное унитарное предприятие "102 Предприятие электрических сетей" (далее - заявитель, ФГУП "102 ПЭС" Минобороны России, предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя (далее - суд) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Управление, антимонопольный орган), в котором просит признать незаконным и отменить решение от 16.07.2021 и постановление от 26.04.2021 по делу об административном правонарушении N 082/04/9.21-578/2021, вынесенное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в отношении ФГУП "102 ПЭС" Минобороны России о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и наложении административного штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечено общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - общество, ООО "Севастопольэнерго").
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 15.11.2021 в удовлетворении требований ФГУП 102 ПЭС Минобороны России отказано.
Изменено постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-578/2021 от 26.04.2020 о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП РФ), в части назначения наказания, размер административного штрафа снижен с 600 000 руб. до 300 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП 102 ПЭС Минобороны России обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым признать незаконным и отменить постановление Крымского УФАС России от 26.04.2021.
В обоснование апелляционной жалобы предприятие приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции, указывает на отсутствие конкретных сроков направления заявки в смежную сетевую организацию, и как следствие, отсутствие в его действиях состава и события вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ. Полагает, что объектом названного правонарушения является возможность потреблять соответствующий ресурс, однако в данном случае ООО "Севастопольэнерго" не является потребителем электрической энергии, а равно как не являются объектом правонарушения экономические интересы сетевой организации. Кроме того, по мнению подателя жалобы, ООО "Севастопольэнерго" в силу п.43 Правил технологического присоединения не лишено возможности заключить с заявителем договор на увеличение мощности и без подачи заявки. В обоснование отсутствия состава правонарушения ссылается на п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5, обращая внимания на условия договора от 23.12.2020 N2342/04-2003 в части срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению (до 23.12.2021, п.5 договора).
Апелляционная жалоба принята к производству Двадцать первого апелляционного арбитражного суда.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От заинтересованного лица и третьего лица представлены отзывы на апелляционную жалобу, в которых Крымское УФАС России и ООО "Севастопольэнерго" поддерживают оспариваемое решение суда первой инстанции, считают доводы апелляционной жалобы необоснованными, противоречащими собранным по делу доказательствам.
В итоговом судебном заседании представитель ФГУП 102 ПЭС Минобороны России поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе; просила ее удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. Представитель Крымского УФАС России и ООО "Севастопольэнерго", напротив, возражали против доводов апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение законным и обоснованным, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в порядке главы 34 АПК РФ. При этом судом апелляционной инстанции не установлены основания для его отмены или изменения, предусмотренные статьей 270 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции установил следующие юридически значимые обстоятельства.
26.03.2021 в антимонопольный орган поступило заявление ООО "Севастопольэнерго" на действия ФГУП 102 ПЭС Минобороны России, выразившиеся в нарушении абзаца 2 пункта 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства России от 27.12.2004 N 861 при технологическом присоединении энергопринимающих устройств (далее - ЭПУ) ГКУ ГС "ЕДКС" ("Строительство ветеринарной лечебницы_", кад. N 91:04:001015:472).
По результатам административного расследования, 12.04.2021 специалистом - экспертом отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок г. Севастополя Крымского УФАС России Кайль Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении N 082/04/9.21-578/2021, которым установлен факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
26.04.2021 руководитель Крымского УФАС России Костюшин Е.К., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 082/04/9.21-578/2020 в отношении ФГУП "102 ПЭС" Минобороны России, вынес постановление о назначении административного наказания по делу N 082/04/9.21-578/2020 об административном правонарушении, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, назначил административное наказание в виде административного штрафа в размере 600000 рублей.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении N 082/04/9.21-578/2021 послужило поступившее в антимонопольный орган заявление ООО "Севастопольэнерго", с учетом дополнений к нему, по факту нарушения ФГУП "102 ПЭС" Минобороны России Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства России от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения)
Крымским УФАС России и судом первой инстанции установлено, что ФГУП 102 ПЭС Минобороны России осуществляет технологическое присоединение ЭПУ ГКУ ГС "ЕДКС" от источника электроснабжения ООО "Севастопольэнерго" - ПС-19 л. 17 в точке присоединения в РП-4 яч. 11 в сторону ТП-1035.
Согласованная в акте N 161/02 от 20.11.2015 максимальная мощность в точке присоединения РП-4 яч. 11 составляет- 432 кВт.
Согласно представленной информации ООО "Севастопольэнерго" мощность ЭПУ потребителей ФГУП "102 ПЭС" МО РФ в ячейке 11 РП-4 без учета технологического присоединения ЭПУ ГКУ ГС "ЕДКС" составляет 520 кВт.
Согласно представленной ООО "Севастопольэнерго" информации, мощность ЭПУ потребителей ФГУП 102 ПЭС Минобороны России в ячейке 11 РП-4 без учета технологического присоединения ЭПУ ГКУ ГС "ЕДКС" составляет 520 кВт, что уже является превышением разрешенной максимальной мощности. Поскольку в сумме максимальная мощность ЭПУ потребителей, присоединенных к сетям ФГУП 102 ПЭС Минобороны России, и объём максимальных мощностей, присоединяемых объектов составляет: 520 кВт + 232 кВт = 752 кВт. Таким образом, превышение согласованной максимальной мощности составляет: 752 кВт - 432 кВт = 320 кВт.
С учетом указанных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении предприятием требований абзаца 2 пункта 41 Правил технологического присоединения в части ненаправления в адрес ООО "Севастопольэнерго" заявки на технологическое присоединение.
Установив, что предприятие в течение года привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ (материалы N 082/04/9.21-1612/2019, 082/04/9.21-198/2020, N 082/04/9.21-2216/2020), 12.04.2021 Управление составило протокол об административном правонарушении, которым деяние предприятия квалифицировано по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
26.04.2021 Управление, рассмотрев указанный протокол и иные материалы дела N 082/04/9.21-578/2020, вынесло постановление, в соответствии с которым предприятие привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Предприятие оспорило данное постановление в судебном порядке.
Руководствуясь положениями КоАП РФ, ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Правилами технологического присоединения, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предприятия состава вменяемого правонарушения, не усмотрел оснований для признания его малозначительным, не установил процессуальных нарушений при производстве по делу, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных требований, вместе с тем счел возможным снизить размер штрафа до 300 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемого состоявшегося судебного акта, исходя из следующих мотивов.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
В части 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии устанавливает Закон N 35-ФЗ.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством РФ или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Правила определяют порядок и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Согласно п. 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств.
В силу п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания
сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и
реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Пунктом 6 Правил определено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.
Процедура технологического присоединения определена пунктом 7 Правил.
Согласно абз. 2 п. 41 Правил (в редакции от 03.12.2020, действовавшей на момент подачи заявки ГКУ ГС "ЕДКС") сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случае, когда: сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями.
Информация о наличии либо отсутствии резерва свободной для технологического присоединения мощности на центрах питания публикуется ежеквартально на сайте сетевой организации ООО "Севастопольэнерго" в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24, доступна для общего использования.
Согласно информации о наличии объема свободной для технологического присоединения мощности по центрам питания резерв мощности на ПС-19 составляет 2426 кВт за третий квартал 2020 года. В расчете резерва мощности не учтена присоединяемая предприятием мощность 2217,6 кВт энергопринимающих устройств ФГКУ "2 Центр заказчика - застройщика войск Национальной Гвардии РФ", расположенных по ул.2-я Бастионная, 14 А.
Факт данного технологического присоединения установлен Постановлением Крымского УФАС России от 19.08.2020 по делу об административном правонарушении N 082/04/9.21-1523/2020.
С учетом данной максимальной мощности, присоединяемая мощность заявителей ФГУП 102 ПЭС Минобороны России составляет: 2217,6 кВт + 232 кВт = 2449,6 кВт, что превышает допустимый для присоединения резерв максимальной мощности на ПС-19 за третий квартал на 23,6 кВт.
Таким образом, при присоединении ЭПУ ГКУ ГС "ЕДКС" на ПС-19 возникает отрицательное значение свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности, неспособность обеспечить выдачу необходимой максимальной мощности при существующих технических характеристиках ПС-19.
Как следует из положений абз. 2 п. 41 Правил, объем максимальной мощности по выданным техническим условиям, срок действия которых не истек, учитывается при расчёте загрузки центра питания, что опровергает позицию апеллянта об отсутствии в его действиях на дату выдачи технических условий заявителю ГКУ ГС "ЕДКС" состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ.
Также судебная коллегия заключает, что апеллянтом неверно указывается об отсутствии сроков для направления заявки в смежную сетевую организацию в случаях, предусмотренных п. 41 Правил.
В соответствии с пунктом 32 Правил отсутствие резерва мощности влечет ограничения на технологическое присоединение дополнительной мощности.
В решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.08.2011 N ВАС-9742/11 отмечено, что на сетевую организацию в соответствии с Правилами возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).
Из материалов дела следует, что выдачей технических условий и договора на технологическое присоединение ЭПУ ГКУ ГС "ЕДКС" превышен резерв мощности на центре питания ПС-19.
Присоединение дополнительной мощности безусловно приводит к превышению значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями, и требует осуществления мероприятий на ПС-19 для улучшения технических характеристик электросетевого оборудования подстанции и создания возможности передавать дополнительный объем мощности.
В соответствии с абз. 4 п. 41 Правил в случаях, когда основания для подачи указанной заявки в смежную сетевую организацию, предусмотренные настоящим пунктом, возникают в связи с необходимостью включения соответствующих мероприятий на объектах смежной сетевой организации в технические условия для заявителя, эта заявка должна быть подана не позднее последнего дня срока, установленного пунктом 15 настоящих Правил, для направления в адрес заявителя проекта договора и технических условий как неотъемлемого приложения к договору.
В соответствии с пунктом 15 Правил указанный срок составляет 20 рабочих дней со дня получения заявки. Таким образом, срок для обращения в смежную сетевую организацию ограничен в данном случае моментом выдачи технических условий и договора, но не позднее 20 рабочих дней с даты получения заявки ГКУ ГС "ЕДКС".
Как верно установлено судом первой инстанции, ФГУП 102 ПЭС Минобороны России не обращалось в ООО "Севастопольэнерго" с заявкой на технологическое присоединение для увеличения максимальной мощности в точке присоединения в РП-4 яч. 11 в сторону ТП-1035, договор об осуществлении технологического присоединения не заключало.
Таким образом, 102 ПЭС осуществило технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя ГКУ ГС "ЕДКС" (Строительство ветеринарной лечебницы..., ул.Могилевская,16, (кадастровый номер 91:04:001015:472), от источника электроснабжения, принадлежащего ООО "Севастопольэнерго" - ПС-19 л.17, в точке присоединения - в РП-4 яч.11 в сторону ТП-1035. При этом, ГКУ ГС "ЕДКС" выданы технические условия N 5898 от 18.12.2020, заключен договор N2342/04-2003 от 23.12.2020 на максимальную мощность - 232 кВт по второй категории надежности электроснабжения. Присоединение объекта ГКУ ГС "ЕДКС" привело к превышению максимальной мощности, согласованной между смежными сетевыми организациями в акте разграничения границ балансовой принадлежности сторон от 20.11.2015 N161/02, согласно которому максимальная мощность в точке присоединения РП-4 яч.11 составляет 432 кВт.
При этом, документально подтверждено, в т.ч,. материалами административного дела, что максимальная мощность присоединенных потребителей 102 ПЭС, без учета мощности присоединяемого ГКУ ГС "ЕДКС", составляет - 520 кВт.
Таким образом, максимальная мощность ЭПУ потребителей, присоединенных к сетям 102 ПЭС, и объем максимальной мощностей присоединяемых объектов в совокупности составляют 752 кВт (520 + 232), что свидетельствует о превышении согласованной в акте N 161/02 от 20.11.2015 максимальной мощности на 320 кВт (752 кВт - 432 кВт).
Методика определения ООО "Севастопольэнерго" объема максимальной мощности для формулирования вывода об исчерпании объема свободной для технологического присоединения трансформаторной мощности (резерва мощности), свободной для технологического присоединения, как это предусмотрено п. 41 Правил технологического присоединения, предприятием не опровергнута.
Доказательств, опровергающих факт превышения максимальной мощности, предприятие в материалы не представило, как и не представило доказательств обращения ФГУП "102 ПЭС" Минобороны России с заявкой в порядке пункта 41 Правил технологического присоединения.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование рассматриваемых отношений в совокупности и во взаимосвязи с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися доказательствами, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом антимонопольного органа, поддержанным судом первой инстанции, о несоблюдении предприятием требований пункта 41 Правил технологического присоединения и наличии в связи с этим события вменяемого административного правонарушения, с учетом повторности его совершения.
Существенных нарушений при привлечении к ответственности также не установлено.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.21 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения. Предметом противоправного посягательства выступают Правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям.
В силу ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти
тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Субъектом ответственности по статье 9.21 КоАП РФ является субъект естественной монополии.
Деятельность по передаче электрической энергии является деятельностью в условиях естественной монополии в силу прямого указания ст.4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
ФГУП 102 ПЭС Минобороны России включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе приказом ФАС России от 18.06.2019 N 777/19.
В связи со статусом сетевой организации как монополии, такая деятельность урегулирована как в части процедуры, регламентирующей порядок осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, так и в части обязательств участников процедуры.
В рамках дела N 082/04/9.21-578/2020 об административном правонарушении рассмотрено нарушение ФГУП 102 ПЭС Минобороны России Правил технологического присоединения к электрическим сетям, что урегулировано положениями статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ФГУП 102 ПЭС Минобороны России предприняло исчерпывающие меры по недопущению нарушения п. 41 Правил, в том числе своевременному обращению с соответствующими заявками в ООО "Севастопольэнерго", до выдачи технических условий новым абонентам, в том числе ГКУ ГС "ЕДКС", в материалы дела не представлено.
Наличие в действиях ФГУП 102 ПЭС Минобороны России события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является доказанным.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности заявителя на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Оспариваемым постановлением предприятием привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Руководствуясь положениями частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных последствий, суд первой инстанции изменил размер назначенного предприятию постановлением антимонопольного органа от 26.04.2021 наказания, снизив его до 300 000 рублей. Административное наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей в данном случае согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, а также соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре оспариваемого судебного акта в полном объеме учитывает отсутствие возражений заинтересованного и третьего лица в указанной части, и соглашается с позицией суда первой инстанции с установленным размером административного штрафа
С учетом вышеизложенного, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебное решение подлежит оставлению без изменений.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины по результатам рассмотрения дела по делам указанной категории не разрешается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 15 ноября 2021 года по делу N А84-5183/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "102 Предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Е. Кравченко |
Судьи |
А.В. Привалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-5183/2021
Истец: ФГУП "102 предприятие электрических сетей" Министерства Обороны Российской Федерации
Третье лицо: ООО СЕВАСТОПОЛЬЭНЕРГО, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю(Крымское УФАС России), УФАС по РК и г. Севастополь, Федеральная антимонопольная служба России