г. Чита |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А78-4520/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Никифорюк Е.О., Ломако Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы муниципального казенного учреждения "Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" и Министерства образования и науки Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 года по делу N А78- 4520/2021
по заявлениям муниципального казенного учреждения "Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" (ОГРН 1027500585793, ИНН 7508002314) и Министерства образования и науки Забайкальского края (ОГРН 1087536008306, ИНН 7536095430)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (ОГРН 1027501158541, ИНН 7536033755)
о признании недействительным решения по делу N 075/01/16-377/2020 от 26 марта 2021 года в части признания заявителей нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", об исключении заявителей из числа лиц, признанных нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции",
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: Прокуратура Карымского района, Администрация городского поселения "Карымское" (ОГРН 1057524017363, ИНН 7508004897), общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (ОГРН 1037533001626, ИНН 7508004664), индивидуальный предприниматель Абаджян Жираир Андраникович (ОГРНИП 313752409500021, ИНН 750800087114), Администрация муниципального района "Карымский район" (ОГРН 1027500586024, ИНН 7508002868), Комитет по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности Администрации муниципального района "Карымский район" (ОГРН 1097524000530, ИНН 7508006132), Правительство Забайкальского края и муниципальное дошкольное образовательное учреждения "Детский сад "Малыш" п. Карымское" (ОГРН 1027500585969, ИНН 7508003371),
при участии в судебном заседании: от муниципального казенного учреждения "Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" - Евдокимова К.С. - председателя, Никитиной О.А. - представителя на основании заявления представляемого, сделанного в судебном заседании, от Министерства образования и науки Забайкальского края - Коротковой Н.И. - представителя по доверенности от 29 ноября 2021 года, от Правительства Забайкальского края - Коротковой Н.И. - представителя по доверенности от 10 ноября 2021 года, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю - Клещёвой А.С. - представителя по доверенности от 10.01.2022,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" (далее - Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" или Комитет образования) и Министерство образования и науки Забайкальского края (далее - Минобразования Забайкальского края или Министерство) обратились в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю (далее - Забайкальское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) о признании недействительным решения по делу N 075/01/16- 377/2020 от 26 марта 2021 года в части признания их нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", об исключении из числа лиц, признанных нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Определением суда от 21 мая 2021 года (т. 1, л.д. 1-2) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Прокуратура Карымского района (далее - Прокуратура), Администрация городского поселения "Карымское" (далее - Администрация поселения), общество с ограниченной ответственностью "Маяк" (далее - ООО "Маяк" или общество), индивидуальный предприниматель Абаджян Жираир Андраникович (далее - ИП Абаджян Ж.А. или предприниматель), Администрация муниципального района "Карымский район" (далее также - Администрация района), Комитет по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности Администрации муниципального района "Карымский район" (далее - Комитет по управлению имуществом), Правительство Забайкальского края (далее - Правительство), Министерство образования и науки Забайкальского края и муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Малыш" п. Карымское" (далее - МДОУ "Детский сад "Малыш" или Детский сад).
Определением от 02 августа 2021 года суд объединил дела N А78-4520/2021 и N А78-5637/2021 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением общему делу номера А78-4520/2021.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" и Минобразования Забайкальского края обжаловали его в апелляционном порядке. Заявители апелляционных жалоб ставят вопрос об отмене обжалуемого решения, как незаконного.
Из апелляционной жалобы Комитета следует, что Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" в соглашении, направленном на предоставление привилегий конкретному хозяйствующему субъекту и ограничение прав других, не участвовал, в том числе в силу своих полномочий и возможностей. Каких либо действий по созданию ограничений или обстоятельств, способствующих устранению конкуренции или предоставлению привилегий или преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам должностными лицами Комитета, не производилось.
В письме от 05.07.2020, направленном в адрес городского поселения "Карымское", об ускорении процесса проведения конкурсных процедур по предоставлению земельного участка, а также участие в подборе земельного участка для участия муниципального района в мероприятиях национального проекта "Демография" нет направленных на ограничение конкуренции или предоставление привилегий указаний.
Цель - как можно раньше начать строительство объекта - здания ясельных групп.
О совершении со стороны Комитета образования Администрации муниципального района "Карымский район" каких-либо действий направленных на нарушение требований об открытости, обеспечении конкуренции при проведении конкурсных процедур при предоставлении земельного участка ни одна из сторон не заявляла.
По мнению Комитета, после того, как земельный участок с кадастровым номером 75:08:100156:252 был передан в муниципальную собственность поселения вся ответственность за соблюдение требований действующего законодательства по распоряжению этим участком, по его использованию лежала на городском поселении.
Для подведомственных образовательных учреждений Комитет является органом, исполняющим полномочия учредителя и главным распорядителем бюджетных средств. Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район" финансировал проведение МДОУ "Детский сад "Малыш" изыскательских и кадастровых работ на земельном участке. В свою очередь финансовые средства на проведение работ Комитету направлялись целевым назначением из бюджета муниципального района.
Комитет образования Администрации муниципального района "Карымский район", являясь муниципальным казенным учреждением, учредителем которого является муниципальный район, а также получателем и главным распорядителем бюджетных средств одновременно, находится в непосредственном подчинении главы муниципального района и исполнение возложенных полномочий, данных поручений не может и не должно расцениваться как участие в сговоре на ограничение конкуренции.
Комитет указывает на ошибочность выводов суда первой инстанции, что его действия являются активным участием на этапе строительства объекта, хотя производились они, когда Карымский район только заявил о желании участвовать в реализации регионального проекта, еще не являясь его участником.
В судебном заседании представители Комитета поддержали доводы апелляционной жалобы.
Минобразования Забайкальского края в своей жалобе указывает, что согласно пункту 4.1.2 Соглашения N 76620000-1-2019-007 от 29.07.2019, заключенного Министерством с Администрацией муниципального района "Карымский район" (далее - Соглашение), Министерство осуществляло только контроль за исполнением условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением.
В соответствии с пунктом 4.1.3 Соглашения Министерство осуществляло проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета муниципального района "Карымский район", на возмещение которых предоставляется Субсидия, а также осуществляло мониторинг достижения значений результатов регионального проекта, установленных в соответствии с пунктом 4.3.3 настоящего Соглашения, на основании данных отчетности, представленной субъектом (пункт 4.1.4).
У Министерства отсутствуют обязанности и полномочия в части строительства, осуществления строительного надзора, земельных правоотношений, а также контроля за исполнением антимонопольного законодательства в сфере строительства, земельных правоотношений, конкурсных процедур при осуществлении торгов, являющихся в рамках заключенных договоров, прерогативой Администрации, ООО "Маяк", ИП Абаджян Ж.А., по которым Министерство не является стороной и субъектом указанных правоотношений.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что Министерство не осуществляло телефонных звонков Комитету образования Администрации муниципального района "Карымский район", в том числе по поводу решения вопроса с земельным участком, не выезжало на земельный участок, на котором осуществлялась стройка детского сада ИП Абаджян Ж.А., не осуществляло контроль законности выделения (предоставления) указанного участка. Министерство не давало устных, письменных указаний Администрации поселения по выделению, предоставлению спорного земельного участка в аренду обществу.
Письма от 30 апреля 2019 года N 5111, от 1 августа 2019 года N 9334 и от 22 ноября 2019 года N 15013 Министерство адресовало главам всех муниципальных районов и городских округов Забайкальского края без привязки к какому-либо району. В них не содержится сведений и указаний, а также призыва к нарушению указанными лицами антимонопольного законодательства, в том числе призыва к нарушению конкурсных процедур. Министерство в рамках указанных писем интересовал факт достижения показателей результативности, которое заключалось в создании дополнительных мест для детей, а также отчет о целевом расходовании денежных средств именно на создание дополнительных мест для детей в том объеме, который предусмотрен Соглашением, Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Забайкальского края местным бюджетам, утвержденными постановлением Правительства Забайкальского края от 14 февраля 2017 года N 29, в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Забайкальского края на 2014 - 2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225.
По мнению Министерства, судом первой инстанции дана неверная оценка указанных писем. Выводы суда, в данной части, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Министерства и Правительства Забайкальского края поддержала доводы апелляционной жалобы.
Забайкальское УФАС России в представленном отзыве на апелляционные жалобы выразило согласие с решением суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель Управления поддержала доводы отзыва.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - 12 АПК РФ), что подтверждается отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определений о принятии апелляционных жалоб к производству и отложении судебного разбирательства.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционных жалоб и отзыва на них, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 марта 2020 года в Забайкальское УФАС России от прокуратуры Карымского района поступили материалы проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство здания детского сада в п. Карымское в рамках реализации национального проекта (т. 2, л.д. 20-21).
08 июня 2020 года в антимонопольный орган поступило перенаправленное прокуратурой Забайкальского края заявление ООО "Луч" о проверке действий органов местного самоуправления поселения и района при строительстве пристройки к детскому саду в п. Карымское по ул. Лесной (т. 2, л.д. 25-26).
В ходе проверки поступивших сообщений Забайкальским УФАС России установлено, что 18 июня 2019 года в Администрацию поселения поступило заявление заведующей МДОУ "Детский сад "Малыш" Забелиной Е.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по разделу земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:17, на котором находится здание Детского сада, с сохранением исходного в измененных границах по адресу: п. Карымское, ул. Лесная, 16, участок N 1, с видом разрешенного использования - строительство здания для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ "Детский сад "Малыш" (т. 3, л.д. 72).
Подбор спорного земельного участка на территории п. Карымское осуществлялся Комитетом образования, с его участием проведены все необходимые исследования и изыскания на предполагаемом к строительству участке, получены положительные заключения.
Распоряжением Администрации поселения от 17 июня 2019 года N 303 (т. 2, л.д. 11) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по разделу земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:17, названный участок, площадью 7 026 кв.м., разделен с образованием одного земельного участка площадью 6 403 кв.м., с условным номером 75:08:100156:17:ЗУ, из категории земель: земли населенных пунктов, местоположение: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, участок N 1, с видом разрешенного использования: строительство здания для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ "Детский сад "Малыш".
27 июня 2019 года выделенный земельный участок площадью 6 403 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 75:08:100156:252 (т. 2, л.д. 12-13).
01 июля 2019 года по заявлению заведующей МДОУ "Детский сад "Малыш" право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 75:08:100156:252 прекращено (т. 3, л.д. 74).
05 июля 2019 года Администрацией поселения на официальном сайте в сети Интернет http://www.karymskoe.ru в разделе "Градостроительная деятельность" размещено объявление о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:252 для строительства здания для детей от 1,5 до 3 лет (т. 3, л.д. 71 на обороте).
В связи с поступлением единственной заявки 06 августа 2019 года между Администрацией поселения (арендодатель) и ООО "Маяк" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка (далее - Договор, т. 3, л.д. 45-46), по условиям которого обществу в аренду предоставлен земельный участок, площадью 6 403 кв.м., с кадастровым номером 75:08:100156:252, по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, участок N 1, для строительства здания для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ "Детский сад "Малыш".
Срок действия договора - 3 года (пункт 7.1 Договора).
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 16 августа 2019 года (т. 3, л.д. 46).
В период заключения спорного договора аренды между Министерством и Администрацией района подписано Соглашение от 29 июля 2019 года N 76620000-1- 2019-007 (т. 6, л.д. 16-35), по условиям которого из бюджета Забайкальского края в 2019- 2021 годах бюджету муниципального района "Карымский район" предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 026, раздел 07, подраздел 01, целевая статья 14 1 Р2 52320, вид расходов 522 в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225.
Общий размер субсидий согласно Соглашению N 76620000-1-2019-007, предоставляемой из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Карымский район" в 2019 году, составляет 30 195 000 рублей.
В Приложении N 2 к Соглашению N 76620000-1-2019-007 в графе "Наименование объекта капитального строительства" указано МДОУ "Детский сад "Малыш", в графе "Местонахождение" - Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, д. 16, в графе "Направление инвестирования (строительство, проектно-изыскательские работы, реконструкция, техническое перевооружение, приобретение)" - приобретение.
Постановлением Администрации поселения от 28 октября 2019 года N 561 (т. 3, л.д. 40) зданию для детей от 1,5 до 3-х лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ "Детский сад "Малыш", расположенному на земельном участке, с кадастровым номером 75:08:100156:252, площадью 6 403 кв.м., присвоен адрес: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16, строение 1.
11 ноября 2019 года между ООО "Маяк" и Абаджан Ж.А. подписано соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 06 августа 2019 года от общества предпринимателю (т. 2, л.д. 4), о чем получено соответствующее согласие Администрации поселения от 08 ноября 2019 года (т. 3, л.д. 51).
Данное соглашение зарегистрировано в Управлении Росреестра по Забайкальскому краю 19 ноября 2019 года (т. 2, л.д. 4 на обороте).
21 ноября 2019 года Администрация поселения выдала предпринимателю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 92-RU92511102-6-2019 (т. 3, л.д. 2-4).
22 ноября 2019 года Комитетом по управлению имуществом на официальном сайте для размещения заказов (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N 0391300020119000024 о проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность здания детского сада на 36 мест в пгт. Карымское Карымского района Забайкальского края" (т. 2, л.д. 139-143).
По результатам закупки 12 декабря 2019 года между Комитетом по управлению имуществом (заказчик) и Абаджян Ж.А. (продавец), подавшим единственную заявку, заключен муниципальный контракт N 13 ИКЗ: 193750800613275080100100140016810412 на приобретение в муниципальную собственность здания детского сада на 36 мест в пгт. Карымское Карымского района Забайкальского края (т. 2, л.д. 96-125).
По передаточному акту от 17 декабря 2019 года (т. 2, л.д. 144) предприниматель передал в муниципальную собственность нежилое здание, общей площадью 421,8 кв.м., расположенное по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, дом 16, строение 1.
Соглашением от 04 февраля 2020 года договор аренды земельного участка, заключенный между Администрацией поселения и Абаджян Ж.А., расторгнут (т. 2, л.д. 5).
По итогам проведенной проверки поступивших материалов антимонопольным органом в отношении Администрации поселения, ООО "Маяк" и Абаджян Ж.А. возбуждено дело N 075/01/16-377/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), о чем 26 июня 2020 года вынесен соответствующий приказ N 82 (т. 3, л.д. 27).
Определениями от 11 августа, 11 сентября и 13 октября 2020 года (т. 3, л.д. 66-68, 122-124, 145-148) к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Комитет по управлению имуществом, Администрация района, МДОУ "Детский сад "Малыш", Правительство, Министерство и Комитет образования.
В ходе рассмотрения дела Забайкальское УФАС России пришло к выводу о наличии нарушений антимонопольного законодательства в действиях Администрации поселения, ООО "Маяк", Абаджян Ж.А., Комитета образования, Комитета по управлению имуществом и Министерства в части заключения Администрацией поселения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:252 с ООО "Маяк", соглашения от 11 ноября 2019 года о передаче прав и обязанностей от ООО "Маяк" предпринимателю Абаджян Ж.А., заключения муниципального контракта от 12 декабря 2019 года на приобретение здания детского сада с ИП Абаджян Ж.А. и проведения мероприятий по строительству детского сада ИП Абаджян Ж.А. до заключения договора аренды на рассматриваемый земельный участок, заключения соглашения с последующим курированием деятельности Администрации района Министерством по созданию дополнительных мест для детей, результатом чего явился факт обхода конкурентных процедур.
Решением от 26 марта 2021 года N 02-05-1499 (резолютивная часть объявлена 23 марта 2021 года, т. 6, л.д. 94-111) комиссия Забайкальского УФАС России признала Администрацию поселения, ООО "Маяк", Абаджян Ж.А., Комитет образования, Комитет по управлению имуществом и Министерство нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции (пункт 1); предписание об устранении допущенных нарушений антимонопольного законодательства решено не выдавать (пункт 2) и передать материалы дела должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности (пункт 3).
Не согласившись с решением антимонопольного органа в части нарушения положений пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, Комитет образования и Министерство обратились в арбитражный суд с настоящими заявлениями.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отсутствии основания для удовлетворения заявленных требований правильными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителей могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
- несоответствие оспариваемого решения антимонопольного органа закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение прав и законных интересов заявителей таким решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств требования заявителей удовлетворению не подлежат.
В силу части 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В развитие приведенного конституционного нормоположения Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 22 Закона о конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В этой связи антимонопольный орган осуществляет следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; выдает предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе; проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме (пункт 1, подпункт д) пункта 2, пункты 3.2 и 11 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции).
Пунктом 7 статьи 4 Закона о конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции также установлен запрет на соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
При этом необходимо учитывать, что согласно части 1 статьи 8 Закона о защите конкуренции согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
- действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Совершение лицами, указанными в части 1 названной статьи, действий по соглашению не относится к согласованным действиям, а является соглашением (часть 2 статьи 8 Закона о защите конкуренции).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 2) разъяснено, что с учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы), так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.
Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
Вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года.
Согласно положениям пункта 1 статьи 39.6. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В свою очередь, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи перечень случаев заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит и такой перечень не содержит указания на 11 возможность предоставления участка физическому лицу либо индивидуальному предпринимателю для строительства нового объекта.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, является обоснованным вывод антимонопольного органа о том, что императивность положений статьи 39.6 Земельного кодекса не допускает передачи органами местного самоуправления земельных участков из публичной собственности без осуществления публичных процедур, соблюдение которых направлено на расширение доступа участников рынка строительства к земельным участкам и является основой эффективного их использования и развития конкуренции. Предоставление земельного участка для строительства одному из претендентов без осуществления публичных процедур является передачей имущества в приоритетном порядке и создает дискриминационные условия деятельности для других лиц (участников рынка), которые имеют равную возможность реализовать право на получение таких земельных участков и могли бы приобрести их в аренду на общих условиях при проведении аукциона.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 39.13 Земельного кодекса аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Порядок проведения аукциона в электронной форме устанавливается федеральным законом.
В частности, такой порядок предусмотрен положениям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), который относит аукционы (в том числе, в электронной форме) к конкурентным способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона N 44-ФЗ).
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона N 44-ФЗ).
В силу указанного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что в рассматриваемом случае предоставление Администрацией поселения земельного участка, площадью 6 403 кв.м., с кадастровым номером 75:08:100156:252, для строительства здания для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ "Детский сад "Малыш" предпринимателю (с учетом произведенной уступки прав и обязанностей по договору аренды) не соответствует положениям Земельного кодекса и Закона N 44-ФЗ.
Как правильно указал суд первой инстанции, доводы Комитета образования и Министерства об отсутствии у них полномочий в части распоряжения определенным для строительства земельным участком и влияния на результаты проведения такой процедуры не опровергают наличие согласованных действий, связанных с курированием деятельности органов местного самоуправления Карымского района по созданию дополнительных мест для детей, результатом чего и явился факт обхода конкурентных процедур.
Так, согласно письменным объяснениям главы городского поселения "Карымское" Мыльникова И.И. от 08 апреля 2020 года, данным прокуратуре Карымского района (т. 3, л.д. 15-16), летом 2019 года в Администрацию поселения обратилась заведующая детским садом "Малыш" Забелина Е.В. с вопросом по земельному участку. После этого главе звонил на телефон председатель Комитета образования Евдокимов К.С. и просил ускорить решение вопроса с земельным участком, так как на указанном месте будет строиться детский сад. Примерно летом 2019 года глава муниципального района "Карымский район" Сидельников А.С. обратился к главе поселения с просьбой не затягивать оформление документов на земельный участок, который предназначен для строительства детского сада. Летом 2019 года Мыльников И.И. около четырех раз был на указанном земельном участке, где уже осуществлялась стройка детского сада ИП Абаджян Ж.А. В это время земельный участок еще не был предоставлен.
Глава муниципального района "Карымский район" Сидельников А.С., его 1-й заместитель Павлов О.А., заместитель по социальным вопросам Кузнецова В.А., председатель Комитета образования Евдокимов К.С. были в курсе, что на указанном земельном участке строится детский сад, который впоследствии был приобретен районом, так как данные люди этот вопрос обсуждали.
Согласно пояснениям заведующей МДОУ "Детский сад "Малыш" Забелиной Е.В. от 09 апреля 2020 года (т. 3, л.д. 12-14) информация об осуществлении на территории п. Карымское строительства детского сада стала известна заведующей в 2018 году, но в тот момент было неизвестно, в каком месте будет строиться детский сад. В 2019 году должностные лица Комитета по управлению имуществом сообщили о необходимости написать заявление в Администрацию поселения о разделении земельного участка, где расположен Детский сад "Малыш" (ул. Лесная п. Карымское), так как на выделенном земельном участке будет осуществляться строительство нового детского сада. Данный участок выбран, поскольку имелась достаточная площадь, необходимая для размещения дошкольного образовательного учреждения. Комитет образования перечислял летом 2019 года денежные средства в связи с необходимостью оплаты результатов изыскательских работ и на иные цели. В июле 2019 года начались строительные работы нового здания детского сада. Председатель Комитета образования района Евдокимов К.С. сообщил, что приедут строители ООО "Маяк", которые и будут осуществлять стройку. Работники детского сада также сообщали, что встречали на стройке летом 2019 года главу муниципального района "Карымского района" Сидельникова А.С., председателя Комитета по управлению имуществом Павлова О.А. Председатель Комитета образования Евдокимов К.С. также посещал стройку, интересовался, так как следовало в установленный срок окончить строительство. С 01.07.2019 по 20.08.2019 года заведующая находилась в отпуске, после выхода из отпуска, увидела, что строителями возводятся стены здания. Примерно в ноябре - начале декабря 2019 года строительство здания было закончено, осуществлялись внутренние отделочные работы, которые закончили в январе 2020 года.
Указанные доказательства правомерно приняты судом первой инстанции, как относимые, допустимые и достоверные.
В силу указанных обстоятельств судом первой инстанции установлено, что строительство детского сада на спорном земельном участке началось уже летом 2019 года, тогда как разрешение на строительство N 92-RU92511102-8-2019 выдано Администрацией поселения ООО "Маяк" только 18 сентября 2019 года (т. 3, л.д. 49-50).
05 июля 2019 года Комитетом образования в адрес Администрации поселения направлено письмо N 501/1 (т. 2, л.д. 15) с просьбой разместить на сайте Администрации поселения информацию о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:252, площадью 6 403 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16, в аренду для строительства здания детского сада на 36 мест для детей с 1,5 до 3 лет в составе дошкольной образовательной организации МДОУ "Детский сад "Малыш".
В этот же день (05 июля 2019 года) Администрация поселения разместила соответствующее объявление на официальном сайте в сети Интернет http://www.karymskoe.ru в разделе "градостроительная деятельность" (т. 3, л.д. 71 на обороте).
При этом обосновать со ссылкой на нормы права указанных действий органа, являющегося отраслевым органом Администрации муниципального района "Карымский район" по осуществлению полномочий в сфере образования согласно пункту 1.2 Положения о муниципальном казенном учреждении "Комитет образования администрации муниципального района "Карымский район", утвержденного решением Совета муниципального района "Карымский район" от 09.06.2011 N 458п (размещено на официальном сайте Комитета образования в сети Интернет http://mouo.karm.zabedu.ru), относительно спорного земельного участка Комитет суду первой инстанции, как и суду апелляционной инстанции, представить не смог, сославшись лишь на устное поручение в рамках проводимых совещаний в Администрации района.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 утверждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", одним из направлений (подпрограммой) которой является "Содействие развитию дошкольного и общего образования" путем обеспечения повышения доступности и качества общего образования в Российской Федерации за счет создания к 2025 году новых мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Данным постановлением также утверждено Приложение N 14(2) "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Правила N 14(2), в редакции, действовавшей в спорный период), которые устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет", входящего в состав национального проекта "Демография"), связанных с реализацией мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (далее - дошкольные организации), в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее соответственно - региональные программы, региональные проекты, субсидии).
Субсидии предоставляются в целях реализации региональных программ (региональных проектов), которые включают в себя мероприятия по модернизации инфраструктуры дошкольного образования (строительство зданий (пристроек к зданию), приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, проектная документация по которым разработана с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (типовой проектной документации) из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), а также предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на оказание финансовой поддержки выполнения органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в рамках реализации региональной программы (регионального проекта) (пункт 2 Правил N 14(2)).
Для определения потребности субъектов Российской Федерации в субсидии и готовности создавать дополнительные места для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях Министерство просвещения Российской Федерации направляет запрос в субъекты Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации формируют и направляют в Министерство просвещения Российской Федерации перечни предлагаемых к софинансированию из федерального бюджета объектов по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях (далее - объекты). Указанные перечни представляются по форме и в сроки, установленные Министерством просвещения Российской Федерации.
На основании полученных сведений Министерство просвещения Российской Федерации осуществляет расчет размеров субсидий для направления в субъекты Российской Федерации (пункт 4 Правил N 14(2)).
В пункте 9 Правил N 14(2) установлено, что в целях повышения эффективности реализации Программы в соглашении в дополнение к положениям пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий предусматриваются следующие обязательства субъекта Российской Федерации:
а) направление субсидии на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъекте Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в дошкольных организациях, реализуемых в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил;
б) в случае направления субсидии на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях - обеспечение создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет не менее необходимого количества путем строительства, реконструкции, выкупа, перепрофилирования, капитального ремонта, поддержки государственно-частного партнерства, исполнения обязательств по концессионным соглашениям в период действия соглашения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);
в) использование проектной документации, разработанной с использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (типовой проектной документации) из соответствующих реестров Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации при осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия;
г) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения (с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") за строительством, приобретением (выкупом) объектов, софинансируемых за счет субсидии;
д) наличие в субъекте Российской Федерации утвержденной правовым актом субъекта Российской Федерации региональной программы (регионального проекта), включающей в себя мероприятия по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет путем реализации мероприятий, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта, в случае направления субсидии на создание дополнительных мест для детей старше 3 лет в дошкольных организациях.
Таким образом, как правильно указа суд первой инстанции, является правомерным вывод антимонопольного органа, что в соответствии с указанной Программой национальный проект в 2019 году возможно было реализовать двумя самостоятельными способами:
- строительство здания детского сада, путем проведения конкурсных процедур на разработку проектно-сметной документации и определения подрядной организации на строительство здания;
- приобретение (выкуп) зданий (пристроек к зданию) и помещений дошкольных организаций, в том числе помещений, встроенных в жилые дома и встроеннопристроенных (или пристроенных), путем проведения конкурсных процедур на покупку здания, приспособленного под детский сад.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в адрес глав муниципальных районов направлено письмо Министерства от 19 августа 2018 года N 9322 (т. 5, л.д. 129), в котором Министерство в срок до 20 сентября 2018 года просило представить информацию о планируемых на период 2019 - 2021 годов мероприятиях по достижению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет путем строительства зданий (пристройки к зданию), приобретения (выкупа) зданий (пристройки к зданию) образовательных организаций по прилагаемой форме.
В письме от 21 сентября 2018 года N 693 (т. 5, л.д. 130-131) Комитет образования сообщил о планируемых на указанный период мероприятиях и в приложенной форме указал объект - МДОУ "Детский сад Улыбка", механизм создания мест (строительство или выкуп) - пристройка на 36 мест, год начала реализации мероприятия - 2019 (подготовка проектно-сметной документации, привязка), срок окончания реализации мероприятия - 2020.
В письме от 15 апреля 2019 года N 312 (т. 4, л.д. 98), адресованном Министерству, Комитет образования также сообщил о выполнении мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования". В названном письме указано, что проведена работа по определению площадки для возможного строительства зданий для детей от 1,5 до 3 лет. Принято окончательное решение по строительству пристройки при МДОУ "Детский сад "Малыш" п. Карымское, находящегося по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16. Учреждение имеет достаточную площадь для размещения всех объектов жизнедеятельности детского сада. На основании чего Комитет, просит Министерство внести изменения в определение объекта в ранее заявленном строительстве пристройки при МДОУ "Детский сад "Улыбка" п. Карымское на вышеуказанный детский сад.
В письме от 25 апреля 2019 года N 4838 (т. 6, л.д. 3-9), адресованном Директору федерального государственного бюджетного учреждения Дирекция "Школа-2025", Министерство просило изменить приложение N 1 "Перечень результатов регионального проекта в целях софинасирования которых предоставляется субсидия" к соглашению, заключенному между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Забайкальского края, от 07 февраля 2019 года N 073-09-2019-030 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края бюджету субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".
В частности, в направленном приложении (в пункте 4) Министерством приведена следующая информация по Карымскому району: адрес объекта и наименование - "МДОУ "Детский сад Малыш", Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, д. 16"; механизм создания мест - "Выкуп".
Следовательно, является правомерным вывод суда первой инстанции, что Комитету и Министерству по состоянию на 25 апреля 2019 года уже было известно, что на спорном участке планируется создание дополнительных мест для детей путем выкупа соответствующего объекта капитального строительства. При этом схема расположения земельного участка площадью 6 403 кв.м., с условным номером 75:08:100156:17:ЗУ и местоположением: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, участок N 1, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 75:08:100156:17, была утверждена распоряжением Администрации поселения только 17 июня 2019 года (т. 2, л.д. 11), а адрес спорному участку присвоен 28 октября 2019 года (т. 3, л.д. 40).
Как указывалось выше, в период заключения договора аренды земельного участка между Министерством и Администрацией района подписано Соглашение от 29 июля 2019 года N 76620000-1-2019-007 (т. 6, л.д. 16-35), по условиям которого из бюджета Забайкальского края в 2019- 2021 годах бюджету муниципального района "Карымский район" предоставлены субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 026, раздел 07, подраздел 01, целевая статья 14 1 Р2 52320, вид расходов 522 в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного образования" государственной программы Забайкальского края "Развитие образования Забайкальского края на 2014-2025 годы", утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2014 года N 225.
Общий размер субсидий, согласно Соглашению N 76620000-1-2019-007, предоставляемой из бюджета Забайкальского края бюджету МР "Карымский район" в 2019 году составляет 30 195 000 рублей.
В Приложении N 2 к Соглашению N 76620000-1-2019-007 в графе "Наименование объекта капитального строительства" указано МДОУ "Детский сад "Малыш", в графе "Местонахождение" - Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, д. 16, в графе "Направление инвестирования (строительство, проектно-изыскательские работы, реконструкция, техническое перевооружение, приобретение)" - приобретение.
В пункте 4.2.1 Соглашения N 76620000-1-2019-007 установлено, что Министерство вправе запрашивать у муниципалитета документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением муниципалитетом условий предоставления субсидии.
Муниципалитет в соответствии с пунктами раздела 4.3 Соглашения N 76620000-1- 2019-007 обязуется, в том числе, обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии (пункт 4.3.1); обеспечивать исполнение требований пунктов 16-18 Порядка предоставления и расходования субсидий из бюджета Забайкальского края бюджету муниципального района "Карымский район" на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (пункт 4.3.2); обеспечивать представление в Министерство в форме электронного документа отчетов о расходах бюджета района,, в целях финансирования которых предоставляется субсидия, о достижении значения показателей результативности (пункт 4.3.4).
В случае получения запроса обеспечивать предоставление в Министерство документов и материалов, необходимых для осуществления контроля за соблюдением Муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данных бухгалтерского учета и первичной документации, связанных с использованием средств субсидии (пункт 4.3.5).
Согласно пункту 4.3.7 муниципалитет обязан выполнять иные обязательства, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления и расходования субсидий и настоящим Соглашением, в том числе обеспечивать 24-часовое онлайн-видеонаблюдение с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за объектами строительства, на софинансирование расходов которых направляется субсидия (пункт 4.3.7.3).
Аналогичные положения предусмотрены в соглашении о предоставлении субсидии на реализацию мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в 2019 году от 20 декабря 2019 года N 6-1078-19 (т. 4, л.д. 30-36), заключенном Министерством с Администрацией района, что также соответствует приведенным ранее положениям Правил N 14(2).
В связи с чем, как правильно указал суд первой инстанци, антимонопольным органом сделан обоснованный вывод, что именно Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим подготовку документов, курирование и контроль выполнения мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в рамках национального проекта "Демография", в частности, контроль за действиями Администрации муниципального района "Карымский район" в рамках реализации данного проекта.
В письмах от 30 апреля 2019 года N 5111 и от 01 августа 2019 года N 9334 (т. 4, л.д. 99-100), направленных главам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, Министерство просило представлять отчеты о проделанной работе на 15 и 30 число каждого месяца 2019 года по прилагаемой форме, с приложением пакета документов, указываемых в таблице, в формате PDF и фотоотчета по объектам, начатым строительством.
Однако, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, соответствующую отчетность Администрация района в Министерство не направляла.
При этом доводы Министерства о том, что требование относительно представления отчетности касалось только строящихся объектов, в то время как механизм создания дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в п. Карымское предполагал выкуп объекта капитального строительства, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку как правильно указал суд, Министерству с учетом приведенных выше обстоятельств, было известно о том, что спорный объект фактически отсутствует и только будет построен.
Кроме того, в письме Комитета образования от 15 апреля 2019 года N 312 (т. 4, л.д. 98), адресованном Министерству, сообщено о выполнении мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" и принято окончательное решение по строительству пристройки при МДОУ "Детский сад "Малыш" п. Карымское, находящегося по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16.
Министерство же в приложении N 1 "Перечень результатов регионального проекта в целях софинасирования которых предоставляется субсидия" к соглашению, заключенному между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Забайкальского края, от 07 февраля 2019 года N 073-09-2019-030 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Забайкальского края бюджету субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по созданию дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", в качестве механизма создания мест указало на выкуп, заведомо зная о фактическом отсутствии объекта.
В письме Министерства от 22 ноября 2019 года N 15013 (т. 5, л.д. 90-91, 106), направленном главам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края (в том числе, и в Карымский район) указано, что во исполнение поручения Губернатора Забайкальского края Министерство направляет согласованный план действий для обеспечения сдачи объектов, приобретаемых в соответствии с требованиями Закона N 44- ФЗ в рамках реализации НЦ "Демография", с приложением таблицы "План-график согласованных действий по приобретению готовых объектов в рамках реализации НЦ "Демография". Данная таблица определяет последовательность конкретных действий для Заказчиков - глав администраций МР, муниципальных служб по осуществлению закупок для муниципальных нужд, руководителей подрядных организаций и прочих лиц.
В частности, должны быть произведены следующие действия:
- анализ рынка, определение начальной максимальной цены контракта по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд; сроки исполнения: с 15 по 22 ноября 2019 года;
- регистрация права собственности предполагаемых поставщиков на построенные объекты; исполнители: руководители подрядных организаций, главы администраций муниципальных районов; сроки исполнения: до 25 ноября 2019 года;
- размещение в системе ЕИС извещения о проведении конкурсных процедур по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд; сроки исполнения: 25 ноября 2019 года;
- проведение конкурсных процедур по приобретению здания для детей в возрасте до 3 лет; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд, ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок"; сроки исполнения: не позднее 10 декабря 2019 года;
- предоставление пакета документов, подтверждающих приобретение здания для детей в возрасте до 3 лет на рассмотрение в Министерство; исполнители: главы администраций муниципальных районов, муниципальные службы по осуществлению закупок для муниципальных нужд; сроки исполнения: не позднее 20 декабря 2019 года;
- направление пакета документов, подтверждающих приобретение здания для детей в возрасте до 3 лет на рассмотрение в Министерство финансов Забайкальского края после проверки соответствия нормативным требованиям Министерством образования; исполнители: Министерство; сроки исполнения: 23 декабря 2019 года;
- осуществление финансовых операций по оплате; исполнители: Министерство финансов Забайкальского края, главы администраций и финансовые службы муниципальных районов; сроки исполнения: до 27 декабря 2019 года.
Руководствуясь приведенным алгоритмом действий, Администрация поселения выдала предпринимателю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 92-RU92511102- 6-2019 от 21 ноября 2019 года, 22 ноября 2019 года Комитет по управлению имуществом разместил извещение N 0391300020119000024 о проведении электронного аукциона "Приобретение в муниципальную собственность здания детского сада на 36 мест в пгт. Карымское Карымского района Забайкальского края".
12 декабря 2019 года Комитетом по управлению имуществом с ИП Абаджян Ж.А., подавшим единственную заявку, был заключен муниципальный контракт N 13 ИКЗ: 193750800613275080100100140016810412 на приобретение в муниципальную собственность здания детского сада на 36 мест в пгт. Карымское Карымского района Забайкальского края.
При этом согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (размещено в составе документации электронного аукциона) Комитет по управлению имуществом для приобретения нежилого здания для размещения детского сада на 36 мест указал цену, соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств 38 172 000 руб.
Расчет приведенной начальной (максимальной) цены контракта производился Комитетом по управлению имуществом путем использования метода сопоставимых рыночных цен, со слов заказчика, через устные запросы коммерческих предложений трем субъектам. Однако обоснование выборки лиц, кому направлялись запросы не предоставлено, отсутствуют указания на мотивы избрания конкретных субъектов, которым направлялись устные запросы.
Как правильно указал суд первой инстанции, даже если и принять во внимание факт направления соответствующих запросов, то такие запросы искусственно направлялись в адрес нескольких хозяйствующих субъектов в целях формального соблюдения процедуры закупки и расчета начальной максимальной цены контракта. Фактически же цена определялась и сводилась к тому, чтобы она соответствовала цене, которая определена с учетом состояния готовности здания детского сада (пристройки), построенного конкретным предпринимателем, а также в целях полного использования выделенных бюджетных средств (субсидии) на 2019 год.
О строительстве здания дошкольного образовательного учреждения (пристройки) исключительно в целях исполнения муниципальным районом "Карымский район" соглашения с Министерством образования также свидетельствует тот факт, что строящееся здание детского сада в полном объеме соответствовало требованиям соглашения и объекту закупки (электронного аукциона N 0391300020119000024).
Поскольку материалами дела подтверждено, что процесс выделения субсидии происходил в период строительства здания детского сада (пристройки) на земельном участке с кадастровым номером 75:08:100156:252, площадью 6 403 кв.м., расположенного по адресу: Забайкальский край, Карымский район, пгт. Карымское, ул. Лесная, 16, строение 1, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу, что в действиях Министерства и Комитета образования усматриваются намеренные действия, направленные на финансирование, строительство здания детского сада и последующее его приобретение, начатые до момента ввода в эксплуатацию и регистрации права собственности ИП Абаджян Ж.А. на такой объект.
Как правильно указал суд первой инстанции, приведенная выше последовательность совершения и взаимосвязанность действий Администрации поселения, ООО "Маяк", ИП Абаджян Ж.А., Комитета образования, Комитета по управлению имуществом и Министерства свидетельствует о наличии между ними согласованных действий, которые привели к ограничению доступа на указанный товарный рынок иных хозяйствующих субъектов.
С учетом изложенного, Забайкальское УФАС России обоснованно признало заявителей нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в рассматриваемом случае антимонопольным органом исследован конкурентный рынок, что подтверждено антимонопольным органом (в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции проведен анализ состояния конкуренции на рынке строительства зданий (пристроек) для дошкольного образования на территории городского поселения "Карымское" за 2019 год, в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства), что свидетельствуют о возможности влияния на конкуренцию и ее устранение при наличии согласованных действий Администрации поселения, ООО "Маяк", ИП Абаджян Ж.А., Комитета образования, Комитета по управлению имуществом и Министерства.
При указанных обстоятельствах является правомерным вывод суда первой инстанции, что стороны такого антиконкурентного соглашения осознавали результаты и последствия своих действий, стремились к единообразному воплощению и реализации согласованной схемы. Фактически каждое законное само по себе действие способствовало достижению поставленной цели - освоению выделенной федеральной субсидии сторонами соглашения, что привело к незаконному результату.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, ситуация, когда на таком конкурентном рынке, как строительство, присутствует один покупатель и один продавец, а конечный выгодоприобретатель аффилирован с разработчиками антиконкурентного соглашения противоречит принципам конкуренции. Вместе с тем схема поведения сторон, обусловленная широкими дискреционными полномочиями, позволяющими реализовать государственную программу Забайкальского края "Развитие образования", полностью исключает участие не включенных в ее реализацию экономически заинтересованных хозяйствующих субъектов на рынке строительства.
Антиконкурентные последствия вышеназванных действий выражаются в том, что путем согласованных последовательных действий участников антиконкурентного соглашения в виде согласования и реализации схемы строительства здания (пристройки) детского сада посредством предоставления предпринимателю в аренду земельного участка для строительства такого здания с последующим его выкупом в муниципальную собственность за счет выделенной субсидии была проигнорирована процедура проведения соответствующих торгов.
Таким образом, Абаджян Ж.А. получил преимущества в виде освобождения от необходимости конкурировать с иными потенциальными застройщиками зданий детского сада. Такая совокупность действий в итоге привела к устранению значительного числа потенциальных участников от соперничества в отношении возможности получить право осуществления строительства спорного объекта.
Доводы Комитета образования и Министерства о том, что они не участвовали в огранивающем конкуренцию соглашении, поскольку не обладают полномочиями по предоставлению земельных участков и выкупу зданий, как правильно указал суд первой инстанции, не свидетельствует об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства. Напротив, представленными в дело доказательствами подтверждено, что заявители знали, каким образом осуществляется реализация на территории Карымского района государственной программы "Развитие образования", контролировали ход реализации такой программы. Министерство, как уполномоченный орган власти, получало информацию от муниципалитета о предполагаемом строительстве объекта, наравне с остальными заинтересованными лицами в рамках антимонопольного дела, принимало участие в реализации ограничивающего конкуренцию соглашения.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение Забайкальского УФАС России в оспариваемой части соответствует требованиям Закона о защите конкуренции и не нарушает права и законные интересы Комитета образования и Министерства.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к правомерному и обоснованному выводу об отказе заявителям в удовлетворении заявленных требований.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 ноября 2021 года по делу N А78-4520/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
В.А. Сидоренко |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-4520/2021
Истец: Муниципальное казенное учреждение "Комитет образования администрации МР "Карымский район"
Ответчик: ОСП УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Администрация МР "Карымский район", Администрация муниципального района "Карымское", ИП Абаджян Жираир Андраникович, Комитет по управлению имуществом, земельными вопросами и градостроительной деятельностью Администрации МР "Карымский район", МДОУ "Детский сад "Малыш" п. Карымское", Министерство образования и науки Забайкальского края, ООО "Маяк", ОСП АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КАРЫМСКИЙ РАЙОН, ОСП МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ, Правительство Забайкальского края, Прокуратура Забайкальского края, Прокуратура Карымского района, Администрация городского поселения "Карымское", Администрация муниципального района "Карымский район", ИП Абаджян Жирар Андраникович, Комитет образования администрации муниципального района "Карымский район", Комитет по управлению имуществом, земельным вопросам и градостроительной деятельности Администрации муниципального района "Карымский район" Забайкальского края, МДОУ "Детский сад "Малыш" п. Карымское", ООО "Мак", Прокуратура Карымского района Забайкальского края