г. Саратов |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А06-4531/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена " 09 " марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен " 10 " марта 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 декабря 2021 года по делу N А06-4531/2021
по иску акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (ИНН 7728170427, ОГРН 1027739008440)
к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (ИНН 3005002215, ОГРН 1023000841555)
о взыскании штрафа по договорам на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в сумме 78 964 руб. 40 коп.,
третье лицо: территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области,
при участии в судебном заседании представителя государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" - Песчатской В.А., по доверенности N б/н от 22.07.2021, представителей акционерного общества "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" - Помогаевой И.С., по доверенности N б/н от 16.07.2021, Самойловой Е.Н., по доверенности N б/н от 18.01.2021, представителей территориального фонда обязательного медицинского страхования Астраханской области - Кирилочевой Т.В., по доверенности N б/н от 25.02.2022, Белова А.И., по доверенности N б/н от 26.05.2021,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (далее - АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед", Страховая компания, истец) обратилась в арбитражный суд с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница" (далее - ГБУЗ АО "Камызякская РБ", Учреждение, ответчик) о взыскании штрафа в сумме 78 964 руб. 40 коп.
Дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 05.08.2021 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением от 02 декабря 2021 года к участию в деле в порядке статьи 51 АПК РФ судом в качестве третьего лица привлечен территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области (далее - ТФОМС Астраханской области, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Астраханской области 29 декабря 2022 года с ГБУЗ АО "Камызякская РБ" в пользу АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" взыскано 78 964 руб. 40 коп. штрафа, а также 3 159 руб. в возмещение расходов по госпошлине.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГБУЗ АО "Камызякская РБ" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения Медицинской организацией сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам, которые могли явиться результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованных лиц, невыполнения и/или неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи или стандартов оказания медицинской помощи.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, считает, что судебный акт не подлежит отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, между АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" (Страховая медицинская организация) и ГБУЗ АО "Камызякская РБ" (Медицинская организация) заключены Договоры N ГМФ-02/ОМ/40/13 от 01.01.2013 и N ГМФ-02/ОМ/30/18 от 01.01.2018 на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с которыми Медицинская организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованным лицам в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, а Страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с Территориальной программой обязательного медицинскою страхования.
В соответствии с условиями заключенных Договоров Страховая медицинская организация вправе получать от медицинской организации сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением требований к предоставлению медицинской помощи застрахованным лицам, информацию о режиме работы, видах оказываемой медицинской помощи и иные сведения в объеме и в порядке, определенных Договором, осуществлять проверку достоверности, обеспечивать их конфиденциальность и сохранность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (пункт 2.1 Договора).
Согласно пункту 2.2 Договоров Страховая медицинская организация вправе при выявлении нарушений обязательств, установленных настоящим Договором, не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Организации на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в Страховую медицинскую организацию и (или) уплаты Организацией штрафов.
Пунктом 4.1 Договоров установлено, что Страховая медицинская организация обязуется оплачивать медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам, с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
Страховая медицинская организация обязуется проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в организации в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - порядок организации контроля), устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд, ФОМС) в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326), и передавать акты медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, содержащие результаты контроля, в организацию в сроки, определенные порядком организации контроля (пункт 4.3 договоров).
Медицинская организация согласно пункту 5.13 Договоров обязана осуществлять информационный обмен сведениями о застрахованных лицах и оказанной им медицинской помощи в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденными Федеральным фондом в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 33 Закона N 326-ФЗ.
В 2017 г. и в 2018 г. истцом проведен контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, в результате которого выявлены нарушения оказания медицинской помощи, являющиеся основанием для отказа в оплате медицинской помощи и применения штрафных санкций:
- несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов (код дефекта 4.6);
- включение в счет на оплату медицинской помощи / медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту (код дефекта 4.6.2).
Составлены акты экспертизы качества медицинской помощи:
- N 119518 от 07.03.2017 (код дефекта 4.6), по которому определен размер штрафа 8 366,90 руб.; в акте указано о предоставлении на оплату законченного случая обращения, однако за 20.12.2016 отсутствуют записи, подтверждающие услугу, а также на оплату представлен законченный случай обращения, однако за 27.01.2017 отсутствуют записи, подтверждающие услугу;
- N 1231736 от 12.12.2017 (код дефекта 4.6.2), по которому определен размер штрафа 8 825,50 руб.; N 112292/1,3,7 от 27.02.2018 (код дефекта 4.6.2), по которому определен размер штрафа 26 473,90 руб.; N 112292/1-4 от 27.02.2018 (код дефекта 4.6.2), по которому определен размер штрафа 35 298,10 руб. - по всем этим актам установлено включение в счет на оплату медицинской помощи при отсутствии записей, подтверждающих факт оказания медицинской помощи.
Указанные акты подписаны Сторонами.
По результатам проверок истец начислил штрафные санкции в общей сумме 78 964,40 руб. согласно вышеназванным актам.
Истцом направлены ответчику соответствующие предписания N 88 от 17.07.2017, N 20 от 13.04.2018, N 24 от 17.05.2018 и претензия от 02.11.2018.
Предписания об уплате штрафов ответчиком не исполнены.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца с иском в суд.
Статьей 37 Закона N 326 предусмотрено, что право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В части 1 статьи 40 Закона N 326-ФЗ закреплено, что контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Медико-экономический контроль - установление соответствия сведений об объемах оказанной медицинской помощи застрахованным лицам на основании предоставленных к оплате медицинской организацией реестров счетов условиям договоров на обязательное медицинское страхование, территориальной программе обязательного медицинского страхования, способам оплаты медицинской помощи и тарифам на оплату медицинской помощи (часть 3 статьи 40 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является в том числе возможность уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Применение санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, предусмотрено статьями 40 и 41 Закона N 326-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств медицинскими организациями регулируется в рамках договорных правоотношений.
В пункте 2.2 Договора предусмотрено, что при выявлении нарушений обязательств, установленных Договором, страховая компания вправе не оплачивать или не полностью оплачивать затраты Учреждения на оказание медицинской помощи, требовать возврата средств в Страховую компанию и (или) уплаты Медицинской организацией штрафов.
По состоянию на 2017, 2018 гг. действовал Порядок контроля, установленный Приказом ФОМС от 01.12.2010 N 230 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок N 230).
Статьей 42 Закона N 326-ФЗ, а также пунктом 73 Порядка N 230 определен порядок действий медицинской организации в случае ее несогласия с актами экспертиз, который предусматривает возможность обжалования заключений страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, путем направления претензии в территориальный фонд ОМС в течение пятнадцати рабочих дней.
Из содержания пункта 11 Порядка N 230 следует, что медико-экономической экспертизой в соответствии с частью 4 статьи 40 Закона N 326-ФЗ является установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации.
Основанием для привлечения учреждения к ответственности в виде штрафа явились следующие выявленные нарушения:
- несоответствие данных первичной медицинской документации данным реестра счетов (код дефекта 4.6);
- включение в счет на оплату медицинской помощи / медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту (код дефекта 4.6.2).
Экспертом Страховой компании установлено, что на оплату поданы определенные услуги, запись о которых отсутствует в амбулаторных картах пациентов, следовательно, оказание этих услуг не подтверждено медицинской документацией.
Акты экспертизы качества медицинской помощи N 119518 от 07.03.2017, N 1231736 от 12.12.2017, N 112292/1,3,7 от 27.02.2018, N 112293/1-4 от 27.02.2018 были подписаны ответчиком без возражений.
С претензией в территориальный фонд ОМС и обжалованием указанных актов ответчик не обращался.
Таким образом, как указал суд первой инстанции, акты экспертизы качества медицинской помощи от 07.03.2017, от 12.12.2017, от 27.02.2018, подписанные в установленном порядке и не оспоренные ответчиком, являются основанием для применения штрафа к Медицинской организации по выявленным дефектам оформления первичной медицинской документации, установленным разделом 4 приложения N 8 к Порядку N 230.
Суд первой инстанции проверил представленный истцом расчет штрафа и счел его арифметически и методологически верным. Расчет штрафных санкций осуществлен в соответствии с требованиями части 2 статьи 30, части 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ и установленными ставками Тарифного соглашения, ответчиком по существу расчет штрафов не оспорен.
Ответчик указал на пропуск истцом срока исковой давности, отсутствие оснований для взыскания штрафа по дефектам с кодами 4.6 и 4.6.2.
Указанные доводы ответчика судом первой инстанции были правомерно отклонены по вышеизложенным основаниям, а также в связи со следующим.
Правоотношения участников сделок регулируются гражданско-правовыми нормами о возмездном оказании услуг, содержащимися в статьях 779 - 783 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также специальными нормами Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ и соответствующими Правилами.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
По смыслу статьи 779 ГК РФ, исполнитель может считаться исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ (далее - Закон N 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст. 4 Закона N 326-ФЗ основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования (ОМС) являются в том числе обеспечение за счет средств ОМС гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС; создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции ответчиком не представлены доказательства, опровергающие выводы, сделанные по результатам медико-экономических экспертиз и экспертизы качества медицинской помощи; оказание медицинских услуг не подтверждено медицинской документацией.
Кроме того, ответчик не оспаривал сам факт выявленного нарушения по коду нарушений 4.6.2 (включение в счет на оплату медицинской помощи при отсутствии в медицинской документации сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи застрахованному лицу).
Сведений об обжаловании заключений страховой медицинской организации в порядке статьи 42 Закона N 326-ФЗ в материалы дела не представлено.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, доказательственная сила актов экспертизы качества медицинской помощи N 119518 от 07.03.2017, N 1231736 от 12.12.2017, N 112292/1,3,7 от 27.02.2018, N 112293/1-4 от 27.02.2018 документально не опровергнута, основания для сомнения в обоснованности результатов проведенных экспертиз отсутствуют.
С учетом доказанности факта выявленного нарушения, его характера суд первой инстанции обоснованно признал применение Страховой медицинской организацией кодов по выявленным дефектам правомерным.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для применения штрафных санкций, апелляционная коллегия также полагает необходимым указать следующее.
В силу статьи 37 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном медицинском страховании) оплата оказанной медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования осуществляется через систему заключаемых между участниками обязательного медицинского страхования договоров. Согласно части 8 статьи 39 Закона об обязательном медицинском страховании за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 указанного закона.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона об обязательном медицинском страховании взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием неисполнения которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования. Размеры неоплаты, неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи и штрафов, исчисленных и установленных в соответствии с настоящей частью, указываются в тарифном соглашении, заключаемом в соответствии с частью 2 статьи 30 указанного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона об обязательном медицинском страховании контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи медицинскими организациями в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования и договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, проводится в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом.
Порядок проведения контроля установлен Приказом ФОМС от 08.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (далее - Порядок). В соответствии с пунктом 85 Порядка результатом контроля в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) являются: а) неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи в виде: исключения позиции из реестра счетов, подлежащих оплате объемов медицинской помощи; уменьшения сумм, представленных к оплате, в процентах от стоимости оказанной медицинской помощи по страховому случаю; возврата сумм, не подлежащих оплате, в страховую медицинскую организацию; б) уплата медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества (по страховому случаю, при котором выявлены дефекты медицинской помощи и/или нарушения при оказании медицинской помощи).
Таким образом, законодательством в сфере обязательного медицинского страхования предусмотрены два вида санкций к медицинским организациям по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, предусматривающих различный механизм их реализации.
Неоплата или уменьшения оплаты медицинской помощи и уплата медицинской организацией штрафов в зависимости от вида выявленных дефектов медицинской помощи и/или нарушений при оказании медицинской помощи могут применяться раздельно или одновременно (пункт 86 Порядка). Штрафы за неоказание, несвоевременное оказание, либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества медицинская организация уплачивает в соответствии с перечнем оснований для отказа (уменьшения) оплаты медицинской помощи, являющимся приложением к порядку (пункты 86 - 88 Порядка).
В статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены понятия медицинской деятельности, медицинской помощи и медицинской услуги. Так, медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Из вышеизложенных положений следует, что применение к медицинскому учреждению финансовой санкции в виде штрафа возможно только при допущенном нарушении в виде неоказания, несвоевременного оказания либо оказания медицинской помощи (услуги) ненадлежащего качества. В случае, если характер выявленного нарушения касается исключительно ненадлежащего ведения медицинским учреждением общехозяйственной деятельности, обеспечивающей функционирование этого учреждения в целом (создание надлежащих условий оказания медицинской помощи), безотносительно конкретной медицинской услуги, то оснований для начисления штрафа не имеется. Такие нарушения могут послужить основанием для применения к учреждению санкции в виде неоплаты или уменьшения оплаты медицинской помощи.
Схожая правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2020 N 303-ЭС20-4416. Вместе с тем при разрешении конкретного спора о применении к медицинскому учреждению гражданско-правовой ответственности в виде штрафа за нарушение, допущенное в процессе хозяйственной деятельности, судам следует устанавливать связано ли данное нарушение с оказанием медицинской помощи и повлекло ли оно за собой несвоевременное или некачественное оказание медицинских услуг. В случае установления таких обстоятельств указанный штраф подлежит взысканию.
Также в силу принципа свободы договора (статья 421 ГК РФ) наличие между сторонами согласованного в договоре (тарифном соглашении) условия о праве страховой медицинской организации требовать уплаты медицинской организацией штрафов, в том числе за нарушения, допущенные в процессе хозяйственной деятельности (например, за ненадлежащее ведение учетно-отчетной документации, раздел 4 "Дефекты оформления медицинской документации в медицинской организации", коды 4.1 - 4.6.2 Приложения N 8 к Порядку), является основанием для взыскания таких штрафов в порядке и размере, согласованными сторонами.
Как указывалось ранее, в соответствии с частью 8 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона.
Пунктом 4.2, статьей 41 Закона N 326-ФЗ установлено, что взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, включающим в себя методику исчисления размеров неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, указанных штрафов и установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Пункт 4.3 Договоров на оказание и оплату медицинской помощи, заключенных между Сторонами по Типовой форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2012 N 1355н, реализуя положения пункта 2 части 3 статьи 39 Закона об ОМС, закрепляет обязанность страховой медицинской организации проводить контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с Порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (утв. Приказом ФОМС N 230 от 01.12.2010).
Пунктом 2.2 Договора предусмотрено право истца при выявлении нарушений обязательств, установленных Договором, требовать уплаты Медицинской организацией штрафов в размерах, установленных в Тарифном соглашении в соответствии с частью 2 статьи 41 Закона N 326-ФЗ
Реализуя положения статей 39, 40, части 1 статьи 41 Закона N 326-ФЗ, Порядок контроля, помимо положений, регулирующих непосредственно порядок организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, закрепляет в Приложении N 8 перечень нарушений, допускаемых медицинскими организациями, - "Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи)" (далее - Перечень оснований), влекущих в соответствии с пунктом 69 Порядка контроля уплату Медицинской организацией штрафа на основании Предписания.
Вышеуказанный Перечень включен в Тарифные соглашения на оплату медицинской помощи в системе ОМС в Астраханской области на 2017 г. от 29.12.2016 и на 2018 от 29.12.2017 в виде соответствующих Приложений N 31 и N 29 "Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества".
Таким образом, из материалов дела усматривается, что в отношении допущенных ГБУЗ АО "Камызякская РБ" нарушений условие о неустойке в виде штрафа согласовано Сторонами в Договоре в полном соответствии с императивными положениями Закона N 326-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что результаты экспертизы качества медицинской помощи, оформленные вышеуказанными актами, являются основанием для применения к ответчику финансовых санкций.
Положения о пропуске истцом срока исковой давности в настоящем случае суд первой инстанции правомерно счел не подлежащими применению, поскольку, подписав акты сверки взаимных расчетов оN АС0000001 от 01.02.2019, N АС-001/20 от 01.02.2020, N АС-012/20 от 01.01.2021 с отражением суммы начисленных штрафов, ответчик совершил действия, свидетельствующее о признании долга (статья 203 ГК РФ, разъяснения пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности").
Поскольку доказательств оплаты штрафа, начисленного в соответствии с требованиями законодательства, в материалы дела не представлено, суд первой инстанции признал исковые требования АО "Страховая компания "СОГАЗ-Мед" подлежащими удовлетворению.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, как того требуют положения пункта 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия соглашается со всеми выводами, сделанными судом первой инстанции, и также полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой, представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 декабря 2021 года по делу N А06-4531/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Б. Шалкин |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4531/2021
Истец: АО "Страховая компания "Согаз-Мед"
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Камызякская районная больница"
Третье лицо: Двенадцатый Арбитражный апелляционный суд, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Астраханской области