г. Вологда |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А05-10570/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2022 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года по делу N А05-10570/2021,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1022901141702, ИНН 2905001195; адрес: 165653, Архангельская область, город Коряжма, улица имени М.Х. Сафьяна, дом 18; далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявление к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050, ИНН 2926000555; адрес: 163072, Архангельская область, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38, корпус 1; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 23.07.2021 N 09-09/341 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 декабря 2021 года по делу N А05-10570/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить в связи с неправильным применение судом первой инстанции норм материального права. В обоснование жалобы ссылается на правомерность произведенного расчета по пункту 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, поскольку квартира является коммунальной.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по обращению жителя дома N 15 по ул.Театральной в г.Коряжме Архангельской области с жалобой на нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации к порядку определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги (N 402/ж-3648), инспекцией на основании распоряжения от 21.07.2021 N 09-01/981 проведена внеплановая документарная проверка предприятия по порядку определения размера платы за жилищно-коммунальные услуги.
По результатам проверки составлен акт проверки соблюдения жилищного законодательства от 23.07.2021 N 09-08/908, согласно которому установлено, что предприятие, в нарушение пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), определяло размер платы за горячее водоснабжение, исходя из количества зарегистрированных граждан в квартире без учета доли собственника в данной квартире.
По данному факту инспекцией выдано предписание от 23.07.2021 N 09-09/341 об устранении выявленных нарушений. В рамках полученного предписания от 23.07.2021 N 09-09/341 предприятию надлежит в срок до 15.11.2021 произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение гражданину, имеющему долю в квартире N 12 дома N 15 по ул.Театральной в г.Коряжме Архангельской области, за период с января 2017 года по июнь 2021 года в соответствии с требованиями жилищного законодательства и Правил N 354.
Предприятие не согласилось с предписанием, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
На основании пункта 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Пунктами 10, 11 части 1 статьи 4 ЖК РФ установлено, что отношения по предоставлению коммунальных услуг, по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются жилищным законодательством.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 157 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги установлен Правилами N 354.
Потребителем признается собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги (абзац 15 пункта 2 Правил N 354).
Пунктом 42 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 Правилам N 354, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из показаний приборов учета горячей воды.
Данный пункт Правил N 354 предусматривает лишь одно основание учитывать при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению всех граждан, зарегистрированных в жилом помещении, в частности: при отсутствии индивидуального прибора учета коммунального ресурсу расчет платы производится исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в названном помещении.
В ходе проверки установлено, что квартира N 12 дома N 15 по ул.Театральной в г.Коряжме Архангельской области оборудована индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости гражданину, обратившемуся с жалобой в инспекцию, на праве общей долевой собственности принадлежит квартира N 12 (общая площадь - 106,80 кв.м.) указанного дома: доля в праве собственности с 28.12.2007 составляет 42/300, с 18.02.2014 - 51/300 (42/300+17/100), с 15.09.2017 - 144/300 (42/300+ 17/100+ 17/100).
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором (часть 3 статьи 30 ЖК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" собственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).
По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.
В рассматриваемом случае у заявителя отсутствуют основания для расчета платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению за спорный период по жилому помещению N 12 в доме N 15 в соответствии с количеством зарегистрированных граждан без учета доли собственника.
Таким образом, в период с января 2017 по 15 сентября 2017 плата за горячее водоснабжение должна быть начислена исходя из 51/300 доли в квартире, с 15 сентября 2017 по июнь 2021 - исходя из доли 144/300.
Предприятие, в нарушение пункта 42 Правил N 354, определяло размер платы за горячее водоснабжение исходя из количества зарегистрированных граждан в квартире без учета доли собственника в квартире N 12 дома N 15 по ул. Театральной в г. Коряжме Архангельской области.
Доводы жалобы о правомерности проведенного расчета на основании пункта 50 Правил N 354 без учета доли собственника подлежат отклонению.
Согласно пункту 50 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд установил, что спорная квартира не является коммунальной, оборудована индивидуальным прибором учета и находится в общей долевой собственности. Сведений о том, что квартира N 12 обладает статусом коммунальной квартиры, что комнаты в ней являются объектами недвижимости, в материалах дела не имеется.
В этом случае инспекция правомерно выдала предписание в адрес предприятия о прекращении нарушений требований жилищного законодательства и устранении выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, изложенные в решении суда. Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01 декабря 2021 года по делу N А05-10570/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Селиванова |
Судьи |
Е.Н. Болдырева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-10570/2021
Истец: МУП города Коряжмы Архангельской области "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Архангельской области
Третье лицо: Судебный участок N 1 Коряжемского судебного района