г. Хабаровск |
|
10 марта 2022 г. |
А73-17181/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Мильчиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток": Кайгородовой А.Б. представителя по доверенности от 01.01.2022 (сроком по 31.12.2022);
от Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края: Ларионовой М.Н. представителя по доверенности от 21.01.2022 (сроком по 31.12.2022);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток"
на решение от 10.01.2022
по делу N А73-17181/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению акционерного общества "Газпром газораспределение Дальний Восток" (ИНН 2722010548, ОГРН 1022701128317)
к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530)
о признании незаконным отказа от 30.06.2021 N 4-2-13-2468 о внесении изменений в нормативный правовой акт,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток" (далее - заявитель, общество, АО "Газпром Газораспределение Дальний Восток") обратилось в Центральный районный суд г. Хабаровска с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет, орган тарифного регулирования), в соответствии с которым просило признать незаконным отказ о внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/9 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый АО "Газпром Газораспределение Дальний Восток" населению Хабаровского края на 2021".
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 05.10.2021 N 2а-4688/2021 дело направлено по подсудности на рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
При получении дела Арбитражным судом Хабаровского края 29.10.2021 делу присвоен номер N А73-17181/2021.
Решением суда от 10.01.2022 в удовлетворении заявления общества отказано; последнему возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 5000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы, в том числе утверждает следующее: с учетом требований статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Комитетом в постановлении N 41/9 установлен размер платы за газоснабжение с применением индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при этом экономически обоснованный тариф, рассчитанный в заключении о проведенной экономической экспертизе, Постановлением N 41/9 не утвержден; не установление Комитетом, наряду с ценой на газ, с применением предельного индекса роста платы за коммунальные услуги, экономически обоснованного тарифа, нарушает принципы ценообразования и лишает общество получения обоснованной нормы прибыли, и как следствие компенсации выпадающих доходов; решение суда вынесено в отсутствие общества, при наличии ходатайства последнего о переносе даты судебного заседания в силу объективной невозможности обеспечения явки его представителя.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, Комитет отклоняет доводы такой жалобы, просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В судебном заседании представитель общества поддерживает доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Комитета в судебном заседании отклоняет доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, АО "Газпром Газораспределение Дальний Восток" в 2021 осуществляло деятельность по реализации природного газа населению, проживающему на территории Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 8 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), полномочия по государственному регулированию розничных цен на природный и сжиженный газ, реализуемый на территории Хабаровского края, возложены на Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
Постановлением от 18.12.2020 N 41/9 (далее - постановление N 41/9) Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края установлены розничные цены на природный газ, реализуемый АО "Газпром Газораспределение Дальний Восток" населению Хабаровского края на 2021 год, с календарной разбивкой согласно приложению к настоящему постановлению (пункт 1 постановления N 41/9).
Цены, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 01.01.2021 по 31.12.2021 (пункт 2 постановления N 41/9).
04.06.2021 АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" обратилось в Комитет с претензий N ХБ20-27/4058, в которой просило внести изменения в постановление N 41/9 и утвердить экономически обоснованный тариф, отраженный в заключении Комитета.
По результатам рассмотрения претензии, Комитет письмом от 30.06.2021 N 4-2-13-2468 отказал во внесении изменений в Постановление Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.12.2020 N 41/9 "Об установлении розничных цен на природный газ, реализуемый АО "Газпром Газораспределение Дальний Восток" населению Хабаровского края на 2021".
Основанием отказа внести изменения в постановление N 41/9 явился тот факт, что цены, отраженные в нем, утверждены с учетом предельных индексов изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при этом цены не являются льготными, либо ценами, установленными ниже экономически обоснованного уровня; установление льготных цен для определенной группы потребителей, Основными положениями не предусмотрено.
Полагая, что вышеуказанный отказ принят с нарушением требований закона, АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" обратилось в Центральный районный суд г. Хабаровска с рассматриваемым заявлением, указав, что в заключении о проведенной экономической экспертизе по установлению розничных цен на природный газ (далее - заключение) Комитетом рассчитан экономически обоснованный тариф на газ, реализуемый обществом населению и включающий в себя все необходимые для осуществления регулируемого вида деятельности и подтвержденные документами затраты общества, вместе с тем, указанный экономически обоснованный тариф не утвержден Постановлением N 41/9, в такой ситуации, применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы (далее - межтарифная разница) между утвержденным Постановлением N 41/9 тарифом для определенной группы потребителей и экономически обоснованным тарифом, отраженном в заключении.
В силу пункта "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации основы ценовой политики находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Определение основ ценовой политики в отношении газа относится к основополагающим принципам государственной политики в области газоснабжения (статья 4 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации").
Перечень цен (тарифов) в области газоснабжения, подлежащих государственному регулированию на территории Российской Федерации, закреплен в пункте 4 Основных положений, в который, в частности входят розничные цены на газ, реализуемый населению; указанный перечень носит закрытый характер, и правовых норм, позволяющих органу тарифного регулирования субъекта Российской Федерации его расширять, Основные положения не содержат.
Установление льготных цен (тарифов) для определенной группы потребителей, Основными положениями также не предусмотрено.
В соответствии с Основными положениями, приказом ФСТ России от 27.10.2011 N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания), пунктом 27 которых установлено, что розничные цены на газ утверждаются не менее чем на год одновременно с пересмотром регулируемых оптовых цен на газ, определяемых в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.
Орган регулирования устанавливает розничные цены на газ с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них (пункт 13 Методических указаний).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 2827-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской федерации, за исключением Республики Крым и г. Севастополя, на 2021 год, согласно которым средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по Хабаровскому краю на второе полугодие 2021 года составляет 3,8%.
Цены, утвержденные постановлением N 41/9, были утверждены с учетом роста с 01.07.2021 на 3,8%.
Цены, установленные Комитетом с учетом предельных индексов изменений размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, не являются льготными, либо ценами, установленными ниже экономически обоснованного уровня.
Применение ограничения индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги отвечает принципу государственного регулирования цен на газ, установленному подпунктом "в" пункта 11 Основных положений, согласно которому при установлении цен необходимо исходить из удовлетворения платежеспособного спроса на газ, достижения баланса экономических интересов покупателей и поставщиков газа.
Таким образом, как верно установил суд, принятие тарифного решения, не предусмотренного положениями действующего законодательства, будет являться превышением полномочий органа тарифного регулирования, из чего следует, что Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края имелись основания для отказа внести изменения в Постановление N 41/9.
Принимая во внимание установленные в судебном заседании обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемый отказ Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 30.06.2021 N 4-2-13-2468 о внесении изменений в нормативный правовой акт, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи, с чем на основании положений части 3 статьи 201 АПК РФ обоснованно отказал в удовлетворении заявления общества.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, и вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Поскольку суд первой инстанции мотивированно отклонил ходатайство общества об отложении судебного разбирательства (лист решения 2, 6 абз.), не принимается в качестве обоснованной ссылка заявителя жалобы о том, что решение суда вынесено в отсутствие общества, при наличии ходатайства последнего о переносе даты судебного заседания.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Излишне уплаченная 20.01.2022 заявителем жалобы государственная пошлина в сумме 1500 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статей 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10 января 2022 года по делу N А73-17181/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Газпром газораспределение Дальний Восток" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., как излишне уплаченную согласно платежного поручения N 1056 от 20.01.2022. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17181/2021
Истец: АО "Газпром газораспределение Дальний Восток"
Ответчик: Комитет по Ценам и Тарифам Правительства Хабаровского Края