г. Владимир |
|
09 марта 2022 г. |
Дело N А43-4085/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.03.2022.
Полный текст постановления изготовлен 09.03.2022.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2021 по делу N А43-4085/2021,
принятое по заявлению Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 03.02.2021 N 052/01/18.1-109/2021 в части; а также по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" (ОГРН 1175275009986, ИНН 5235007853) о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 03.02.2021 052/01/18.1-109/2021,
при участии в деле третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Груп Дельта Инвестментс", общества с ограниченной ответственностью "Древпром", общества с ограниченной ответственностью "ЛК Вудтех", общества с ограниченной ответственностью "Агросервис".
В судебном заседании приняли участие представители:
Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - Сперанская Е.С. по доверенности от 30.04.2021 N 271 сроком действия 3 года.
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Савенко А.А. по доверенности от 06.07.2021 сроком действия 1 год, специалист; Копытова О.Г. по доверенности от 17.01.2022 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
общества с ограниченной ответственностью "Груп Дельта Инвестментс" - Исмаилов М.М. по доверенности от 09.08.2021 сроком действия 1 год (представлен диплом о высшем юридическом образовании); Поспелова Е.Г. по доверенности от 09.08.2021 сроком действия 1 год (представлено удостоверение адвоката N 944);
общества с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" - Смирнов С.В. по доверенности от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2024.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департаментом лесного хозяйства Нижегородской области (переименовано в Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области) (далее - Министерство) 21.08.2020 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов извещение и документация о конкурсе на право заключения договора аренды лесного участка кадастровый номер 52:11:0000000:569 и 52:11:0000000:239, номер извещения 210820/0168806/01.
Многоконтурный лесной участок, предполагаемый к предоставлению в аренду, расположен в Воскресенском районе Нижегородской области, Воскресенском районом лесничестве, Красноярском участковом лесничестве, кварталах N N 5-9, 17-19, 25-27, 34-37, 44-48, 55-59, 73-82, 98-104, 117-123, 130-135, части квартала 142 (кроме выдела 12, части выдела 21), 143-147, части квартала 152 (кроме части выдела 1), 153-176, части квартала 177, части квартала 178, 179, 180, 223, 224, общей площадью 17 032,9511 га.
Кадастровые номера лесного (земельного) участка 52:11:0000000:569, 52:11:0000000:239.
Ежегодный объем заготовки древесины - 29,74 тыс. м3, в том числе 15,08 тыс. м3 по хвойному хозяйству.
Обременения на лесном участке отсутствуют.
Начальная цена предмета конкурса (начальный размер арендной платы) составляет 6 834 924 руб. 17 коп.
Заявки на участие в конкурсе поданы: обществом с ограниченной ответственностью "Нижегородский ЛесоКомбинат" (далее - ООО Нижегородский ЛесоКомбинат"), обществом с ограниченной ответственностью "Древпром" (далее - ООО "Древпром"), обществом с ограниченной ответственностью "Груп Дельта Инвестментс" (далее - ООО "Груп Дельта Инвестментс"), обществом с ограниченной ответственностью "ЛК Вудтех" (далее - ООО "ЛК Вудтех"), обществом с ограниченной ответственностью "Агросервис" (далее - ООО "Агросервис").
Полагая, что действия Министерства при организации и проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, номер извещения 210820/0168806/01 являются незаконными, 21.01.2021 ООО "Груп Дельта Инвестментс" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) с жалобой.
Решением 03.02.2021 по делу N 052/01/18.1-109/2021 Управление признало жалобу ООО "Груп Дельта Инвестментс" на действия Министерства при проведении конкурса на право заключения договора аренды лесного участка (номер извещения 210820/0168806/01) обоснованной в части установления противоречивых сведений относительно указания информации по критерию N3 конкурсного предложения, конкурсную комиссию нарушившей требования статей 80.1, 80.2 ЛК РФ, а также выдало Министерству обязательное для исполнения предписание, которым возложило на Министерство в срок до 17.02.2021 обязанность отменить все протоколы, составленные в ходе проведения указанной закупки, внести изменения в документацию конкурса на право заключения договора аренды лесного участка кадастровый номер 52:11:0000000:569, 52:11:0000000:239, размещенного на сайте https://torgi.gov.ru/, номер извещения 210820/0168806/01 с учетом выводов Комиссии, изложенных в решении по делу, а также о продлении срока подачи заявок на участие в запросе предложений в электронной форме с учетом требований действующего законодательства.
Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 03.02.2021 N 052/01/18.1-109/2021 в части признания жалобы ООО "Груп Дельта Инвестментс" обоснованной, недействительным предписания от 03.02.2021 по делу N 052/01/18.1- 109/2021.
ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" также обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления от 03.02.2021 052/01/18.1-109/2021.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены ООО "Груп Дельта Инвестментс", ООО "Древпром", ООО "ЛК Вудтех", ООО "Агросервис".
Решением от 15.12.2021 Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, участник, подавая заявку на участие в процедуре, конклюдентно соглашается с требованиями документации, в связи с чем презюмируется позиция участника о признании таких условий соответствующими требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Министерство считает, что обжалование участником положений документации о конкурсе после окончания срока подачи заявок свидетельствует о злоупотреблении им своим правом на обжалование процедуры торгов.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что применение оспариваемой формулы исключает возможность неоднозначного понимания того, каким образом участник торгов должен сформировать конкурсное предложение по критерию N 3 и оформить свою заявку.
Представитель Министерства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило в ее удовлетворении отказать.
Представители Управления в судебном заседании поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" в отзыве на апелляционную жалобу поддержало позицию Министерства.
Представитель ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат" в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не направили.
Представители ООО "Груп Дельта Инвестментс" в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В части 1 статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ указано, что данный Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров регулируется статьей 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
По правилам статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает, в частности, жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 4 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей (часть 17 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
По результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (часть 20 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Антимонопольный орган осуществляет полномочия, в том числе выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов (подпункт "а" пункта 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона N 135-ФЗ).
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, 19.01.2021 конкурсная комиссия составила протокол N 2, в соответствии с которым заседание комиссии является неправомочным в связи с отсутствием кворума.
Жалоба ООО "Груп Дельта Инвестментс" подана в антимонопольный орган 21.01.2021 с соблюдением десятидневного срока на обжалование, установленного частью 4 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
При этом в силу части 2 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ подача заявки на участие в торгах не препятствует дальнейшему обжалованию действий организатора торгов.
В этой связи судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы заявителей по делу об отсутствии у антимонопольного органа оснований для рассмотрения жалобы по существу.
Поскольку частью 4 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ регламентирован срок подачи жалобы на действия (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, довод апелляционной жалобы о том, что положения документации подлежали обжалованию только до окончания срока подачи заявок, несостоятелен.
Рассматриваемые торги проводились в соответствии с нормами Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Открытый конкурс на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины (далее также - конкурс) проводится на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления, осуществляющих распоряжение лесными участками в соответствии с полномочиями, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, принимаемого на основании заявления о проведении конкурса, поданного лицом, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 1 статьи 80.1 ЛК РФ).
Согласно пунктам 8, 12 части 17 статьи 80.1 ЛК РФ извещение о проведении конкурса должно содержать сведения, в том числе, о форме заявки на участие в конкурсе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе. Срок подачи заявок на участие в конкурсе должен составлять не менее шестидесяти дней; о требованиях к содержанию конкурсных предложений, а также о порядке их представления в конкурсную комиссию.
В соответствии пунктом 4 части 18 статьи 80.1 ЛК РФ документация о конкурсе наряду со сведениями, указанными в извещении о проведении конкурса, должна содержать форму заявки на участие в конкурсе, а также инструкцию по ее заполнению.
Таким образом, инструкция о заполнении заявки является частью документации о конкурсе наряду с требованиями к содержанию конкурсных предложений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 241 "Об утверждении Правил оценки конкурсных предложений участников конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины и критериев, на основании которых проводятся оценка предложенных условий и определение победителя конкурса на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для заготовки древесины" планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ является одним из критериев оценки предложенных условий и определение победителя конкурса.
В соответствии с конкурсной документацией оценка предложенных условий и определение победителя конкурса проводятся конкурсной комиссией на основании критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 241.
Конкурсные предложения должны содержать следующие показатели:
1) Предлагаемая цена предмета конкурса (ежегодная арендная плата), руб.
2) Планируемая стоимость (годовая) произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, получаемая с лесного участка, являющегося предметом конкурса, руб.
3) Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, получаемой, с лесного участка являющегося предметом конкурса, чел.
4) Наличие у участника конкурса договоров аренды лесных участков для заготовки древесины, срок действия которых в день оценки конкурсного предложения не истек, шт.
5) Численность работников участника конкурса, чел.
В соответствии с документацией о конкурсе к заявке прилагаются в числе прочего конкурсные предложения, содержание которых установлены приложением N 4 документации о конкурсе.
Приложением N 5 документации о конкурсе установлено обоснование конкурсных предложений участников конкурса.
Одним из показателей, которые участники должны указать в своем конкурсном предложении, является планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, получаемой, с лесного участка являющегося предметом конкурса, чел.
Согласно таблице 2 Приложения N 5 к заявке планируемое увеличение численности работников указывается как разность показателей, указанных в столбцах N 2 и N 3, а именно:
Наименование объекта (оборудования)*
Численность работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины**
Численность работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, с которыми заключен трудовой договор длительностью более 6 месяцев
Планируемое увеличение численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, после заключения договора***
1
2
3
4
итого
*соответствует таблице "Расчет планируемой годовой стоимости произведенных изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, виды которой определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 80.1 ЛК РФ, получаемой с лесного участка, являющегося предметом конкурса";
**информация о численности работников, состоящих в штате и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, предоставляется в соответствии с указанным в столбце 1 наименованием объекта (оборудования) на момент подачи заявки на участие в конкурсе (занятые и вакантные рабочие места в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, с учетом объема древесины, полученной с лесного участка, являющегося предметом конкурса).
Для проверки расчета планируемого увеличения численности работников, конкурсная комиссия вправе запрашивать информацию о штатной численности участника конкурса, в том числе за предыдущие 3 года.
*** столбец N 4 = столбец N 2 - столбец N 3.
Таким образом, согласно обоснованию конкурсного предложения в части планируемого увеличения численности работников, приведенному в приложении N 5 документации о конкурсе, в конкурсном предложении подлежит указанию значение, на которое планируется увеличить численность работников.
Вместе с тем согласно инструкции по заполнению, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации, показатель критерия N 3 указывается как количество человек, до которого планируется увеличить численность работников, состоящих в штате заявителя и занятых в производстве изделий из древесины и иной продукции переработки древесины, получаемой в результате заготовки древесины на лесной участке, являющимся предметом конкурса, после заключения договора аренды.
Тем самым Министерством при составлении конкурсной документаций допущено наличие противоречивых сведений относительно указания информации по критерию N 3 конкурсного предложения.
В силу частей 4, 5 статьи 80.2 ЛК РФ при рассмотрении конкурсных предложений устанавливается их соответствие требованиям конкурсной документации, проверяются наличие необходимых документов и правильность их оформления. Оценка конкурсных предложений проводится конкурсной комиссией.
Согласно пункту 3 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 N 241 Правил оценка конкурсных предложений проводится по каждому конкурсному предложению отдельно.
В этой связи наличие установленного противоречия в конкурсной документации может привести к возникновению у участников закупок ошибок при заполнении и формировании своих заявок, повлиять на результаты рассмотрения и оценки конкурсных предложений, прилагаемых к заявке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал правомерным вывод антимонопольного органа о допущенном Министерством нарушении требований статей 80.1, 80.2 ЛК РФ в части организации конкурса, а именно указании в извещении и документации о конкурсе требований к содержанию конкурсных предложений, являющихся приложением к заявке, а также инструкции по заполнению заявки, имеющих неоднозначное толкование со стороны участников конкурса.
Ссылка заявителя на необоснованность указания на нарушение требований статьи 80.2 ЛК РФ судом первой инстанции правомерно отклонена, поскольку при наличии установленных противоречий в части указания критерия N 3 конкурсного предложения проверка правильности оформления конкурсного предложения в соответствии с требованиями части 4 статьи 80.2 ЛК РФ не может быть осуществлена.
Довод Министерства об отсутствии обращений ООО "Груп Дельта Инвестментс" с заявлением о разъяснении положений конкурсной документации, а также подачу правильно оформленной заявки в рамках иного конкурса, об отсутствии выявленных нарушений не свидетельствует.
С учетом изложенного суд первой инстанции правильно счел законным оспоренное решение Управления и вынесенное на его основании предписание как соответствующее требованиям статей 18.1, 23 Федерального закона N 135-ФЗ, статей 80.1, 80.2 ЛК РФ и не нарушающее права и законные интересы заявителей по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам.
Арбитражный суд Нижегородской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.12.2021 по делу N А43-4085/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4085/2021
Истец: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, ООО "Агросервис", ООО "ГРУП ДЕЛЬТА ИНВЕСТМЕНТС", ООО "Древпром", ООО "ЛК Вудтех", ООО "Нижегородский ЛесоКомбинат"