г. Ессентуки |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А63-9810/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Сомова Е.Г., судей Семенова М.У. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Руковицкой Е.О., с участием в судебном заседании предстьвителя частного учреждения здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Минеральные Воды" - Шаренко О.А. (доверенность от 10.01.2022), в отсутствие заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2021 по делу N А63-9810/2021,
УСТАНОВИЛ:
частное учреждение здравоохранения "Клиническая больница "РЖД-Медицина" города Минеральные Воды" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Минераловодский городской суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными и отмене постановления от 03.11.2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и представления от 03.11.2020.
Определением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 21.06.2021 дело N 12-230/2021 по заявлению учреждения, направлено на рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края в соответствии с установленной компетенцией судов.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2021 заявление принято к производству арбитражного суда. В ходе рассмотрения дела учреждение уточнило свои требования, просило:
- признать незаконными и отменить постановление от 03.11.2020 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- признать недействительным представление от 03.11.2020;
- прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Решением от 24.12.2021 требования учреждения удовлетворены; признаны незаконными и отменены постановление от 03.11.2020 и представление от 03.11.2020; производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной жалобе управление ставит вопрос о законности и обоснованности принятого судебного акта, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, неполно выяснены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве учреждение указало на несостоятельность доводов жалобы, просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
В судебном заседании представитель учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, учреждение осуществляет деятельность по добыче минеральной воды на основании лицензии от 29.05.2007 СТВ N 00964-МЭ с целевым назначением и видами работ - добыча минеральной воды из скважины N 1-Т на Джемухском месторождении.
В соответствии с пунктом 2.1 Лицензионного соглашения (далее - лицензионное соглашение) об условиях пользования недрами для добычи минеральных вод Джемухского месторождения, расположенного на территории Минераловодского района Ставропольского края, срок действия лицензии установлен до 15.08.2031.
В адрес управления из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования поступила информация Федерального агентства по недропользованию от 31.07.2020 N 03/11466-п о том, что учреждением не выполняются условия пользования недрами, осуществляется добыча минеральных подземных вод в отсутствие проекта разработки месторождения минеральных подземных вод.
Усмотрев в действиях учреждения признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса управление составило протокол об административном правонарушении от 21.09.2020 N 20-10131/01-03/Ф/1-117/1 и вынесло постановление от 03.11.2020 N 20-10131/01-03/Ф/1-117/7 о назначении административного наказания, в соответствии с которым учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса выразившегося в отсутствии проекта разработки месторождения минеральных подземных вод, а также технологическая схема разработки Джемухского месторождения минеральных вод не согласована с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующими территориальными подразделениями с назначением наказания в виде 300 тыс. руб. административного штрафа.
Также управлением 03.11.2020 вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения N 20-10131/01-03/Ф/1-117/9, которым административный орган обязал учреждение принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно осуществить разработку месторождения минеральных вод согласно требованиям утверждённой в установленном порядке проектной документации на эксплуатацию месторождения, прошедшей необходимые согласования и экспертизы.
Не согласившись с постановлением и представлением, общество обратилось за судебной защитой нарушенных прав.
Согласно части 2 статьи 7.3 Кодекса в редакции, действовавшей в спорный период, пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон Российской Федерации N 2395-1) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Статьей 11 Закона Российской Федерации N 2395-1 установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации N 2395-1 разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 м3 в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых.
Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Судом установлено, что НУЗ "ОКБ на станции Минеральные Воды ОАО "РЖД" утверждена технологическая схема разработки Джемухского месторождения (скважина N 1-Т), которая 04.12.2003 согласована с Госгортехнадзором России Управления по Ставропольскому краю, с учетом дополнений к технологической схеме разработки, утвержденных 10.06.2009.
При подготовке, согласовании и утверждении Технологической схемы применялись действующие на тот момент Правила, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 01.12.1999 N 88, Правила охраны недр, утвержденные постановление Госгортехнадзора России 06.06.2003 N 71 и Правила разработки и охраны месторождений минеральных вод и лечебных грязей, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 06.06.2003 N 72.
НУЗ "ОКБ на станции Минеральные Воды ОАО "РЖД" 29.05.2007 выдана лицензия СТВ N 00964-МЭ на право пользования недрами с целевым назначением: добыча лечебных минеральных вод Джемухского месторождения из скважины N 1 -Т в Минераловодском районе Ставропольского края на срок до 15.08.2031, которая 29.05.2007 зарегистрирована в Управлении по недропользованию по Ставропольскому краю.
В соответствии с пунктом 2.3 лицензионного соглашения действие лицензии не прерывается в случае реорганизации владельца лицензии, она может быть переоформлена в порядке правопреемственности соответствующему лицу со всеми правами и обязанностями, вытекающими из данного соглашения.
Судом установлено и выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что учреждение с 02.04.2020 является правопреемником НУЗ "ОКБ на станции Минеральные Воды ОАО "РЖД".
Доказательств того, что имеющаяся у учреждения технологическая схема разработки месторождения минеральных вод не соответствует названным нормативным правовым актам, не представлено. Материалы административного дела в отношении учреждения, такие документы не содержат.
Положения Закона Российской Федерации N 2395-1, постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 и утвержденного им Положения не содержат требований, предусматривающих повторное согласование уже согласованной уполномоченным органом проектной документации, в рассматриваемом случае Технологической схемы разработки Джемухского месторождения минеральных вод (скважина N 1-Т) 2009 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Таким образом, Технологическая схема разработки Джемухского месторождения минеральных вод (скважина N 1-Т), согласованная отделом горного надзора и охраны недр Управления Ростехнадзора в 2009 году является действующим документом, позволяющим учреждению добывать минеральную воду из названного месторождения в течение срока действия лицензии СТВ N 00964-МЭ.
Каких-либо дополнений к лицензионному соглашению, возлагающих на учреждение обязанность подготовить и согласовать новую Технологическую схему разработки спорного месторождения, в связи с принятием Положения N 118 и передачей полномочий по согласованию таких документов от Управления Ростехнадзора другому органу (постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404) учреждением с уполномоченным органом не заключалось, доказательств, обратного не представлено. При наличии согласованной Технологической схемы разработки месторождения такая обязанность не предусмотрена.
Таким образом, со стороны учреждения отсутствуют нарушения норм действующего законодательства в области недропользования и условий лицензионного соглашения к лицензии СТВ N 00964-МЭ.
В действиях учреждения отсутствует состав правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса, соответственно оспариваемое постановление вынесено управлением в отсутствие предусмотренных действующим законодательством оснований, соответственно подлежит признанию незаконным и отмене.
Поскольку оспариваемое обществом представление от 03.11.2020 вынесены по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, оно подлежат признанию недействительными и отмене.
Прекращая производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса, суд указал, что рассмотрение требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения по доводам жалобы, относящимся к существу рассмотренного судом спора, отсутствуют, поскольку они не опровергают выводы суда, сводятся к несогласию с ними и направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств.
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.12.2021 по делу N А63-9810/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9810/2021
Истец: ЧУЗ "КБ "РЖД-Медицина" города Минеральные Воды"
Ответчик: Северо-Кавказское межрегиональное управление Росприроднадзора
Третье лицо: Печевская Мария Станиславовна