город Самара |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А65-10539/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова С.А., судей Буртасовой О.И., Барковской О.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Добычиной Е.А., с участием: от ответчика 2: представитель Филатов Р.Е. (доверенность от 01.06.2021), от других лиц, участвующих в деле, представители не явились, извещены надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санрайз" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2021 (судья Хамитов З.Н.) по делу N А65-10539/2021 по иску общества с ограниченной ответственностью "Санрайз" к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан, обществу с ограниченной ответственностью "Витара" о признании результатов открытого конкурса и контрактов недействительными,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Санрайз" (далее - ООО "Санрайз", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Исполнительному комитету Бавлинского муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик) о признании недействительным результатов открытого конкурса N 0111300013220000065 на оказание услуг по организации питания в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях Бавлинского Муниципального района и города Бавлы Республики Татарстан, оформленных протоколом от 25.12.2020 N 1 о признании недействительным контрактов, заключенных по итогам открытого конкурса N 0111300013220000065.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Витара" (далее - ООО "Витара", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2021 в иске отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе истец просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2021 отменить, принять новый судебный акт, иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек третье лицо к участию в деле в качестве ответчика (определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2022).
Ответчики в отзыве на апелляционную жалобу и письменных объяснениях просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика 2 возражал относительно удовлетворения иска.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 28.11.2021 Исполнительным комитетом Бавлинского Муниципального района Республики Татарстан, г. Бавлы в качестве уполномоченного органа на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru, опубликовано извещение N 0111300013220000065 о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме. Наименование объекта закупки "Оказание услуг по организации питания в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях Бавлинского муниципального района и города Бавлы Республики Татарстан". Срок оказания услуг с 11.01.2021 по 31.12.2021. Дата начала подачи заявок - 28.11.2020, Дата окончания подачи заявок - 22.12.2020. Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 22.12.2020. Дата подачи окончательных предложений 24.12.2020. Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 25.12.2020. Начальная (максимальная) цена контрактов - 47 893 077 руб. 95 коп.
Протоколом N 1 от 22.12.2020 рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 комиссией по осуществлению закупок Ответчика установлено, что 21.12.2020 поступила заявка ООО "Витара", которой присвоен номер 3669.
21.12.2020 поступила заявка ООО "Санрайз", которой присвоен номер 3685. ООО "Витара", ООО "Санрайз" комиссией по осуществлению закупок Ответчика допущены к участию в конкурсе с ограниченным участием и признаны участниками конкурса с ограниченным участием.
Протоколом N 1 от 25.12.2020 рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 комиссией по осуществлению закупок Ответчика установлено, что заявки ООО "Витара" и ООО "Санрайз" соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией. Также комиссией по осуществлению закупок Ответчика произведена оценка заявок ООО "Витара", ООО "Санрайз" по критерию оценки "Цена контракта" в порядке п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в порядке п. 4 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Протоколом N 0111300013220000065 от 25.12.2020 подведения итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 комиссией по осуществлению закупок Ответчика ООО "Витара" признано победителем конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065.
11.01.2021 между ООО "Витара" в качестве исполнителя и муниципальными образовательными учреждениями были заключены следующие муниципальные контракты: N 65/1 с МБОУ "Татарско-Кандызская основная общеобразовательная школа"; N 65/2 с МБОУ "Александровская средняя общеобразовательная школа"; N 65/3 с МБОУ "Потапово-Тумбарлинская основная общеобразовательная школа имени Г.П. Евсеева"; N65/4 с МБОУ "Крым-Сарайская основная общеобразовательная школа" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан; N 65/5 с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 2 с углубленным изучением отдельных предметов"; N 65/6 с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 3 имени Ю.А. Гагарина"; N 65/7 с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 7"; N 65/8 с МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 6"; N 65/9 с МБДОУ "Детский сад N 7 "Колокольчик"; N 65/10 с МБОУ "Основная общеобразовательная школа N1"; N 65/11 с МБОУ "Гимназия N 4"; N 65/12 с МБАОУ "Средняя общеобразовательная школа N5"; N65/13 с МБДОУ "Детский сад N 4 "Ромашка"; N 65/14 с МБДОУ "Детский сад N 8 "Виктория"; N 65/15 с МБДОУ "Детский сад N 1 "Алсу"; N 65/16 с МБДОУ "Детский сад N 12 "Алтынчэч"; 65/17 с МБДОУ "Удмуртско-Ташлинский детский сад"; N 65/18 с МБДОУ "Покровско-Урустамакский детский сад"; N 65/19 с МБДОУ "Поповский детский сад"; N 65/20 с МБДОУ "Потапово-Тумбарлинский детский сад"; N 65/21 с МБДОУ "Татарско-Тумбарлинский детский сад"; N 65/22 с МБОУ "Кзыл-Ярская средняя общеобразовательная школа имени Ф.Г. Яруллина"; N 65/23 с МБДОУ "Александровский детский сад"; N 65/24 с МБДОУ "Исергаповский детский сад"; N 65/25 с МБДОУ "Кзыл-Ярский детский сад"; N 65/26 с МБОУ "Алексеевская основная общеобразовательная школа"; N 65/27 с МБОУ "Татарско-Тумбарлинская основная общеобразовательная школа"; N 65/28 с МБОУ "Новочутинская основная общеобразовательная школа"; N 65/29 с МБОУ "Исергаповская средняя общеобразовательная школа"; N 65/30 с МБДОУ "Детский сад N 9 "Аленка"; N 65/31 с МБДОУ "Детский сад N 5 "Бэлэкэч"; N 65/32 с МБДОУ "Детский сад N 2 "Рябинка"; N 65/33 с МБДОУ "Детский сад N 10 "Ласточка"; N 65/34 с МБОУ "Поповская средняя общеобразовательная школа"; N 65/35 с МБОУ "Новозареченская основная общеобразовательная школа"; N 65/36 с МБОУ "Покровско-Урустамакская средняя общеобразовательная школа"; N 65/37 с МБОУ "Шалтинская основная общеобразовательная школа".
По условиям муниципальных контрактов ООО "Витара" обязалось оказать услуги по организации питания в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях Бавлинского муниципального района и города Бавлы Республики Татарстан в соответствии с условиями Контракта и Задания (Приложение N 1 к Контракту), являющегося неотъемлемой частью Контракта и согласно циклическому меню и дифференцированному меню по возрастным группам на основании суточной нормы потребления в школах и дошкольных образовательных учреждениях (Приложение N 2 к Контракту согласно возрастной группе и временем пребывания в ДОУ и школах), в соответствии с требованиями норм действующего законодательства, регулирующего организацию питания и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - Управление Роспотребнадзора по РТ), а Заказчик обязался принять их и оплатить. Срок оказания услуг по организации питания по муниципальным контрактам с 11.01.2021 года по 31.12.2021.
ООО "Санрайз" обратилось в суд с иском, полагая, что при подведении итогов конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 комиссией по осуществлению закупок Ответчика были неправильно оценена заявка ООО "Санрайз" по критериям "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для оказания услуг", "Наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки". ООО "Санрайз" утверждает, что ООО "Витара" была представлена недостоверная информация о количестве специалистов в штате.
Суд апелляционной инстанции, разрешая спор, исходит из следующего.
Порядок оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 определен Конкурсной документацией на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации пятиразового горячего питания для детского оздоровительного лагеря.
В части оценки квалификации трудовых ресурсов (специалистов), предлагаемых для оказания услуг, предусмотрен следующий порядок оценки заявки:
Количество баллов, присваиваемое по данному показателю:
НЦБ1i = КЗ1 х 100 х (К1i / К1max), где
НЦБ1i - количество баллов, присужденных заявке (предложению) участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов) предлагаемых для оказания услуг";
K1i - предложение участника закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов) предлагаемых для оказания услуг", заявка (предложение) которого оценивается.
K1max - максимальное предложение из предложений по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов) предлагаемых для оказания услуг", сделанных участниками закупки.
КЗ1 - коэффициент значимости показателя "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов) предлагаемых для оказания услуг" (КЗ1 - 0,50).
Исполнительным комитетом Бавлинского Муниципального района Республики Татарстан, г.Бавлы в материалы дела представлены данные заявок ООО "Витара", ООО "Санрайз", из которых следует, что ООО "Витара" имеет 217 квалифицированных специалистов в штате, ООО "Санрайз" имеет 59 квалифицированных специалистов в штате.
Количество баллов, присваиваемых заявке ООО "Санрайз" по критерию "Квалификация трудовых ресурсов", определено организатором торгов исходя из следующего расчета:
НЦБ1i = КЗ1 х 100 х (К1i / К1max), где
K1i = 59 - предложение участника закупки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов) предлагаемых для оказания услуг", заявка (предложение) которого оценивается.
K1max = 217 - максимальное предложение из предложений по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов) предлагаемых для оказания услуг", сделанных участниками закупки.
КЗ1 = 0,5 - коэффициент значимости показателя "Квалификация трудовых ресурсов (специалистов) предлагаемых для оказания услуг" (КЗ1 - 0,50).
НЦБ1i = 0,5 х 100 х (59/217) = 13,59 баллов
В части оценки "Наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки" предусмотрен следующий порядок оценки заявки:
Количество баллов, присваиваемое по данному показателю, рассчитывается по следующей формуле:
НЦБ2i =КЗ2*(К2i),
НЦБ2i - количество баллов, присужденных заявке (предложению) участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается, по показателю "Наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки";
К2i - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
КЗ2 - коэффициент значимости показателя "Наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки" (КЗ2 - 0,25).
Количество баллов, присваиваемых заявке ООО "Санрайз" по критерию "деловой репутации", определено организатором торгов исходя из следующего расчета:
К2i - 100 баллов за наличие документа, подтверждающего соответствие системе менеджмента ХАССП;
КЗ2 - коэффициент значимости показателя "Наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки" (КЗ2 - 0,25).
НЦБ2i = 0 х 0,25 = 0 баллов.
Организатором закупки заявки ООО "Витара" и ООО "Санрайз" по критериям "Наличие у участника закупки финансовых ресурсов", "Цена контракта" были оценены одинаково. В этой части Истцом о нарушении его прав не заявлено. Истец указал на нарушение его прав при оценке заявки по критериям "Квалификация трудовых ресурсов" и "Наличие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки".
В части результатов оценки Ответчиком заявки ООО "Санрайз" по критерию "Квалификация трудовых ресурсов" судом первой инстнации нарушений не усматривается, так как оценка заявки ООО "Санрайз" на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 произведена комиссией по осуществлению закупок Ответчика в соответствии с законом и положениями конкурсной документации, расчет является арифметически верным.
Устанавливая требования к "Наличию документов, подтверждающих квалификацию участника закупки", Ответчик в качестве критерия оценки указал:
1) Наличие документов, подтверждающих соответствие системе менеджмента ХАССП, согласно ГОСТУ Р 51705.1-2001. Сертификат должен быть зарегистрирован на сайте: Федеральный Регистр международных стандартов FederalRegisterofInternationalStandards - http://com-1.ru.
2) Наличие документов, подтверждающих соответствие системе ГОСТ РИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005), удостоверяющий, что система менеджмента безопасности пищевой продукции применительно к услугам по организации общественного питания.Сертификат соответствия ГОСТ Р ИСО 22000-2007 (ISO 22000:2005) должен быть выдан юридическому лицу не менее чем за 6 месяцев до участия в тендере, и быть зарегистрирован на сайте: Федеральный Регистр международных стандартов FederalRegisterofInternationalStandards - http://com-1.ru/
Установление Ответчиком требований по дате выдаче документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, является избыточным и нарушает требования ст. 8, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Установление Ответчиком избыточных требований к документам, подтверждающим квалификацию участников закупки, не оказало существенного влияния на результат торгов, т.к. в случае получения Истцом максимального количества баллов по указанному критерию оценки, это не привело бы к признанию Истца победителем в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065.
В обоснование исковых требований ООО "Санрайз" приведены доводы о недостоверности представленных ООО "Витара" сведений о количестве квалифицированных специалистов в штате. В подтверждение указанного довода ООО "Санрайз" сослалось на данные из электронного сервиса "Прозрачный бизнес" ФНС, согласно которым среднесписочная численность работников ООО "Витара" за 2020 год составила 90 человек.
Данные о среднесписочной численности сотрудников ООО "Витара" за 2020 год не относимы к рассматриваемому спору.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ООО "Санрайз" о недостоверности сведений о штатной численности квалифицированных специалистов ООО "Витара" ввиду применения последним специального налогового режима в форме упрощенной системы налогообложения, который не подлежит применению налогоплательщиками, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
Как следует из приобщенных к материалам дела документов заявки ООО "Витара" на участие в открытом конкурсе с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 организация имеет в штате 217 квалифицированных специалистов. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
ООО "Витара" в материалы дела представлены отчеты по форме СЗВ-М за декабрь 2020 года, из которых следует, что по итогам декабря 2021 года ООО "Витара" в ПФР представлены сведения в общей сложности о 243 застрахованных лицах.
Истец обращался в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан с жалобой на действия Ответчика в связи проведением открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065. В ответе на обращение Истца Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан изложены результаты проверки заявления Истца, в том числе в ходе проверки Управления не нашли своего подтверждения доводы о недостоверности о численности сотрудников ООО "Витара" на дату подачи заявок на участие в конкурсе.
Срок оказания услуг в соответствии с заключенными по результатам конкурса Муниципальными контрактами 11.01.2021 по организации питания установлен с 11.01.2021 по 31.12.2021. В связи с этим судом принимается во внимание, что нарушений при проведении торгов допущено не было, срок оказания услуг к настоящему времени истек более чем на 80 %, а также отсутствует возможность повторного проведения торгов об оказании тех же услуг. При таких обстоятельствах признание недействительными результатов открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065 не направлено на защиту и восстановление прав ООО "Санрайз". Аналогичная правовая позиция выражена в Определении Верховного Суда РФ от 09.12.2020 N 301-ЭС20-19571 по делу N А17-6311/2019.
Ввиду того, что не подлежит удовлетворению требование о признании недействительными результатов открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0111300013220000065, отсутствуют основания и для признания недействительными Муниципальных контрактов от 11.01.2021, заключенных между общеобразовательными и дошкольными образовательными учреждениями Бавлинского муниципального района и города Бавлы Республики Татарстан и ООО "Витара".
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 167, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 68, 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 32, 54.3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденые постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020)", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020, информационном письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", пунктом 79.7 Приказа Росстата от 27.11.2019 N 711 "Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации", N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации", информационном письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", иск не подлежит удовлетворению.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих доводы ответчиков.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ в связи с рассмотрением настоящего дела с участием победителя торгов в качестве третьего лица с меньшим объемом прав и обязанностей, которыми наделена сторона по делу (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.07.2020 N 2814/10 по делу N А56-7912/2008, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 301-ЭС15-12618 по делу N А29-506/2014).
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на истца.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02.11.2021 по делу N А65-10539/2021 отменить.
В иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
С.А. Кузнецов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10539/2021
Истец: ООО "Санрайз", г.Лениногорск
Ответчик: Исполнительный комитет Бавлинского Муниципального района Республики Татарстан, г.Бавлы
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Витара", г.Лениногорск