г. Челябинск |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А47-6124/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола помощником судьи Тверитиной Е.И., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декабристов" Тикана Николая Георгиевича на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 декабря 2021 г. по делу N А47-6124/2021.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи принял участие представитель директора общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декабристов"Тикана Николая Георгиевича - Гомозова О.С. (паспорт, доверенность от 22.06.2018).
Директор общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декабристов" Тикан Николай Георгиевич (далее - заявитель, директор общества, директор ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" Тикан Н.Г., Тикан Н.Г.) обратился в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ по Оренбургской области) о признании незаконным предписания от 18.02.2021 N ПР-226.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Отдел жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства Администрации Гайского городского округа (далее - третье лицо, Отдел ЖКХ и КС).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 20.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 14.12.2021) в удовлетворении требований директора общества отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Тикан Н.Г. (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает на то, что в управлении общества находится 21 многоквартирный дом (далее - МКД), все проживающие потребители в указанных домах фактически обеспечены оборудованными площадками для размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) и жители МКД беспрепятственно используют данные площадки для размещения своих ТКО, что следуют из актов, приобщенных к материалам дела. Указанные площадки ТКО созданы органами местного самоуправления (являются их собственниками) и расположены на земельных участках, являющихся собственностью муниципального образования.
Ввиду некорректного составления Реестра мест накопления ТКО на территории Гайского городского округа ответственными должностными лицами администрации Гайского городского округа, на сайте размещен документ, ошибочно не содержащий часть сведений, предусмотренных действующим законодательством, в частности не отражена информация о части МКД, жители которых обеспечены площадками ТКО, а также не отражены сведения о собственнике площадки ТКО - муниципальном образовании.
Таким образом, вывод о нарушении обществом лицензионных требований неправомерен, поскольку места накопления ТКО созданы муниципальным образованием, функционируют, на момент выдачи предписания потребители-собственники помещений МКД, управляемых обществом, фактически обеспечены площадкам (местами) сбора ТКО.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание заинтересованное лицо и третье лицо не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
На основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание арбитражного апелляционного суда проводилось с использованием систем видеоконференц-связи. Судом, организующим видеоконференц-связь, является Арбитражный суд Оренбургской области.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, с решением арбитражного суда первой инстанции не согласен, просил решение арбитражного суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 31.08.2020 по 07.09.2020 инспекцией на основании требования прокуратуры Оренбургской области от 10.08.2020 N 7-1-26-2020 и распоряжения исполняющего обязанности заместителя начальника инспекции от 24.08.2020 N 1103 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в части не организации (не оборудования) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества, о чем составлен акт проверки от 07.09.2020 N А-1103.
В ходе проверки установлены нарушения в деятельности общества.
Вместе с тем, по результатам проверки, ГЖИ по Оренбургской области директору ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" Тикану Н.Г. выдано предписание от 07.09.2020 N ПР-1103 со следующими выявленными нарушениями и требованиями по их устранению в срок до 15.10.2020:
директором ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" Тиканом Н.Г. не соблюдаются лицензионные требования, установленные подпунктом "б" пункта 3 Положения N 1110, в части:
оказания всех услуг и (или) выполнения работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
исполнения обязанностей по договору управления, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиата, в части не выполнения работ по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок.
По результатам проверки директору предписано:
1. Обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на 03.09.2020), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества.
2. Представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о: включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупных габаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями п. 26(1) Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" (вместе с "Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме") (далее - Минимальный перечень N 290), пп. "д (2)" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
На основании распоряжения от 29.01.2021 N 226 в целях контроля за исполнением требований ранее выданного предписания 07.09.2020 N ПР-1103 инспекцией проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 18.02.2021 N 226 (т. 1 л.д. 31), в котором инспекцией сделан вывод о том, что заявителем в срок до 15.10.2020 нарушения не устранены.
В связи с чем директору общества выдано предписание от 18.02.2021 N ПР-226 (т. 1 л.д. 32) со сроком исполнения - 03.06.2021 следующего содержания:
обеспечить соблюдение лицензионных требований при содержании общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении (согласно сведениям, содержащимся в реестре лицензий по состоянию на 03.09.2020), путем выполнения работ по организации (оборудованию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении общества;
представить в инспекцию документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений, в том числе сведения о включении в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов площадок, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, предназначенных для потребителей, проживающих в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества, владении на законных основаниях местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, установленных в соответствии с требованиями п. 26 (1) Минимального перечня N 290, пп. "д (2)" п. 11 Правил N 491.
Полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и законные интересы, директор общества обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из законности оспариваемого предписания, поскольку у заявителя имелась возможность на получение, в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственниками и органами местного самоуправления.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В части 1.1 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (части 1.2 статьи 161 ЖК РФ).
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с подпунктом "д (2)" пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения, многоквартирного дома включает в себя, в том числе, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствий с пунктом 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из Минимального перечня N 290.
В пункте 26 (1) Минимального перечня N 290 установлено, что работы по содержанию мест накопления твердых, коммунальных отходов предполагают организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок; организацию сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
Оборудование площадки для контейнеров и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате жизнедеятельности жителей многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома. По смыслу приведенных норм в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то указанная деятельность осуществляется управляющей организацией.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам, благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления; твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила N 1039).
Согласно пункту 3 Правил N 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного, самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно пункту 4 Правил N 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1039 реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - правила N 1156).
Правила N 1156 устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пунктам 13, 13.1 Правил N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз; орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами N 1039.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в письме от 03.04.2019 N 11696-АО/06 указано, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, а если такой объект входит в общедомовое имущество, указанная обязанность лежит на собственниках помещений многоквартирных домов или лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Системный анализ приведенных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления в тех случаях, когда такие места накопления не входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, именно на заявителя возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов, в том числе специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, для многоквартирных домов, находящихся в их управлении.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 29.09.2020 N ЮЭ9965-20-234636411 директором ООО "Домоуправление - 3 на Декабристов" является Тикан Н.Г.
ООО "Домоуправление-3 на Декабристов" на основании лицензии от 28.04.2015 N 00061, выданной ГЖИ по Оренбургской области и договоров управления осуществляет деятельность по управлению 21 многоквартирным домом, расположенным по адресам:
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Декабристов, д. 11;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Декабристов, д. 11 а;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Декабристов, д. 13;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Ленина, д. 47;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д. 126;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д. 126а;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д. 160;
- Оренбургская область, г. Гай, ул. Орская, д. 134а;
- Оренбургская область, г. Гай, пер. Парковый, д. 1;
- Оренбургская область, г. Гай, пер. Парковый, д.5;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.5;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.7;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д.9;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 10;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 11;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 12;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 13;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 16;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 16а;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 18;
- Оренбургская область, г. Гай, пр. Победы, д. 19а.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 4 Правил N 1039 общество обязано согласовать создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки.
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений многоквартирного дома или лицах, осуществляющих управление данным многоквартирным домом.
Таким образом, из системного толкования вышеназванных норм права следует, что организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок и содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома и является обязанностью управляющей организации.
Из анализа реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в Гайском городском округе, следует, что информация о местах накопления ТКО в реестре для вышеуказанных МКД отсутствует, за исключением дома N 13 по пр. Победы.
При этом информации о том, что данное место было создано заявителем или является ее владельцем, в реестре не имеется.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подателем жалобы в суд первой инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что места накопления ТКО созданы муниципальным образованием, функционируют, на момент выдачи предписания потребители-собственники помещений МКД, управляемых обществом, фактически обеспечены площадкам (местами) сбора ТКО, рассмотрены судом первой инстанции, им дана надлежащая и обоснованная оценка, оснований не согласиться с которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Так, исполнение органом местного самоуправления обязанности по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, не освобождает управляющую организацию от обязанности по созданию таких мест с целью исполнения лицензионных требований при управлении многоквартирными домами. Заявитель не представил доказательств, подтверждающих принятие им всех мер, предусмотренных Правилами N 1039.
Также, подлежит отклонению довод апелляционной жалобы о том, что согласно границ земельных участков, сформированных для размещения многоквартирных домов, находящихся в управлении общества и включенных в состав общего имущества, на данных земельных участках невозможно организовать (создать) места накопления ТКО с соблюдением санитарно - эпидемиологических норм и правил, поскольку доказательства того, что работы по созданию мест (площадок) накопления ТКО велись заявителем, соответствующие заключения о невозможности создания таких мест в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями ввиду особенностей размера и конфигурации земельных участков, на которых размещены 21 многоквартирный дом, апеллянтом в материалы дела не представлены.
При этом у заявителя имелась возможность как на получение, в установленном законом порядке земельного участка под обозначенные цели, так и заключение соглашения о порядке и условиях использования имеющихся контейнерных площадок с их собственниками, в том числе с органами местного самоуправления. Иного в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апеллянтом не доказано.
Учитывая изложенное, апелляционный суд находит верным вывод суда первой инстанции о том, что вынесенное ГЖИ по Оренбургской области предписание является законным и не нарушает прав и законных интересов общества.
Доводы апелляционной жалобы о противоречиях и несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела безосновательны, основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для их принятия апелляционной коллегией не имеется.
Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подателя апелляционной жалобы по уплате государственной пошлины относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 декабря 2021 г. по делу N А47-6124/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Домоуправление-3 на Декабристов" Тикана Николая Георгиевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6124/2021
Истец: Тикан Николай Георгиевич
Ответчик: Государственная жилищная инспекция по Оренбургской области
Третье лицо: Отдел Жилищно-коммунального хозяйства и капитального строительства администрации Гайского городского округа, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, ООО "Домоуправление-3 на Декабристов"