г. Москва |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А40-178709/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.
судей: |
Кочешковой М.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-178709/21,
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве
третьи лица: 1) Правительство Москвы, 2) Пермяков О.В.
о признании незаконным уведомления,
в присутствии:
от заявителя: |
Полещук С.С. по дов. от. 13.12.2021; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
1. Полещук С.С. по дов. от. 10.12.2021; 2.не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 признано незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 01.07.2021 N КУВД-001/2021-10875419/3. Суд обязал Управление Росреестра по Москве в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав Департамента городского имущества города Москвы путем государственной регистрации договора аренды от 15.03.2021 N И-04-002110 земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006003:7305, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Некрасовская, влд.6
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда отменить, в связи с неправильным применением норм права.
Представитель Департамента и третьего лица - Правительства Москвы в судебном заседании письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, доводы апелляционной жалобы отклонил.
Управление, третье лицо - Пермяков О.В., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили, дело рассмотрено в отсутствие последних.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из фактических материалов дела и установлено судом, Департамент городского имущества города Москвы (далее - Департамент) обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлением от 24.03.2021 N КУВД-001/2021- 10875419 об осуществлении государственной регистрации договора аренды от 15.03.2021 N И-04-002110 земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006003:7305, имеющего адресный ориентир: г. Москва, ул. Некрасовская, влд. 6.
Уведомлением от 01.04.2021 N КУВД-001/2021-10875419/1 (MFC-0558/2021-499675) Управлением Росреестра по Москве приостановлена государственная регистрация договора аренды земельного участка от 15.03.2021 N И-04-002110.
Департаментом было направлено письмо от 12.05.2021 ДГИ-1-32602/21-1 в ответ на замечания Управления Росреестра по Москве.
Решением от 01.07.2021 N КУВД-001/2021-10875419/3 (MFC-0558/2021-499675) Управлением Росреестра по Москве отказано в осуществлении государственной регистрации договора аренды земельного участка от 15.03.2021 N И-04-002110 в связи с истечением срока и не устранением причин приостановления государственной регистрации.
Заявитель, полагая, что указанное выше решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает его права, обратился в суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд первой инстанции признал оспариваемый отказ Управления недействительным и обязал последнее устранить допущенные нарушения.
Апелляционный суд, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства с учетом всех обстоятельств дела, поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Управление осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о недвижимости) и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
При этом, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 29 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав включает в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав (пункт 3).
При этом, понятие "правовой экспертизы" представленных на государственную регистрацию документов в соответствии со ст. 29 Закона N 218-ФЗ представляет собой проверку на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Правовая экспертиза не затрагивает содержание гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Департамент, в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно положениям ст. 57.3 ГрК РФ градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования,
строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, установленных в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса.
Выписка из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:04:0006003:7305 в части сведений о видах разрешенного использования соответствует перечню, поименованному в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ N RU77166000-046367):
Согласно выписке из ЕГРН предоставляемому в аренду земельному участку соответствуют следующие виды разрешенного использования: обеспечение занятий спортом в помещениях, размещение спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов в зданиях и сооружениях (5.1.2); площадки для занятий спортом, размещение площадок для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (физкультурные площадки, беговые дорожки, поля для спортивной игры) (5.1.3); оборудованные площадки для занятий спортом, размещение сооружений для занятия спортом и физкультурой на открытом воздухе (теннисные корты, автодромы, мотодромы, трамплины, спортивные стрельбища) (5.1.4).
Москомархитектурой утвержден ГПЗУ от 09.08.2019 N RU77166000-046367, предусматривающий ВРИ "Размещение объектов капитального строительства в качестве спортивных клубов, спортивных залов, бассейнов, физкультурно-оздоровительных комплексов, фитнес-центров (5.1.2); устройство площадок для занятия спортом и физкультурой (беговые дорожки, спортивные сооружения, теннисные корты, поля для спортивной игры, автодромы, мотодромы, трамплины и т.п., трассы и спортивные стрельбища), в том числе водными видами спорта (причалы и сооружения, необходимые для водных видов спорта и хранения соответствующего инвентаря) (5.1.3)".
В соответствии с п. 3.2.2 постановления Правительства Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП "Об утверждении правил землепользования и застройки города Москвы" предусмотренные ГПЗУ ВРИ земельного участка соответствуют ВРИ по классификатору видов разрешенного использования, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 г. N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Вместе с этим в п. 1.4 Договора указано, что строительство объекта должно осуществляться в соответствии с показателями, указанными в ГПЗУ.
Согласно ст. 437, 438, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия аукциона, порядок и условия заключения договора с участником аукциона являются публичной офертой, а подача заявки на участие в аукционе акцептом такой оферты, в связи с чем участник аукциона принимает все условия договора аренды.
Таким образом, при подаче заявки участник подтверждает, что надлежащим образом ознакомлен с порядком проведения аукциона, проектом договора аренды, документацией об аукционе и согласен на участие в аукционе на указанных условиях.
В связи с чем, порядок проведения аукционов и требования действующего законодательства нарушены не были, обратного Управлением не доказано.
Управление Росреестра по Москве указывает на то, что по сведениям, размещенным в информационно-аналитической системе "Управление градостроительной деятельностью", имеется несколько ГПЗУ на рассматриваемый земельный участок.
Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается. Таким образом, ссылка Управления Россресстра по Москве на ГПЗУ N RU77-166000-034536 не может быть принята во внимание.
В соответствие с п. 1.4 договора аренды от 15.03.2021 N И-04-002110 строительство объекта должно осуществляться в соответствии с утвержденным ГПЗУ N RU77166000-046367.
Довод заинтересованного лица о том, что виды разрешенного использования земельного участка в договоре аренды и в сведениях ЕГРН разняться, суд отклоняет, поскольку в пункте 1.4 договора аренды среди видов разрешенного использования указано на устройство площадок для занятия спортом и физкультурой, что соответствует пункту 5.1.4 вида разрешенного использования, отраженного в ЕГРН.
В связи с этим противоречия, на которые ссылается Управление Росреестра по Москве отсутствуют.
Таким образом, в Управление Росреестра по Москве были предоставлены все необходимые документы для осуществления регистрационных действий.
Суд в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ обоснованно обязал Управление Росреестра по Москве осуществить регистрационные действия.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 17.12.2021 по делу N А40-178709/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-178709/2021
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ, Пермяков Олег Валерьевич