г. Владивосток |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А24-5207/2021 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Н. Горбачевой,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Смагиной Татьяны Григорьевны,
апелляционное производство N 05АП-825/2022
на решение от 12.01.2022
судьи С.П. Громова
по делу N А24-5207/2021 Арбитражного суда Камчатского края
по иску публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (ОГРН 1024101024078, ИНН 4100000668)
к индивидуальному предпринимателю Смагиной Татьяне Григорьевне (ОГРНИП 315410100000602, ИНН 410100515480)
о взыскании 93 642 руб. 34 коп., из которых: 92 252 руб. 52 коп. долга по оплате поставленной в целях содержания общего имущества многоквартирных домов электрической энергии по договору энергоснабжения от 01.09.2018 N 5323 за период с июля по август 2021 года и 1 389 руб. 82 коп. пени за период с 17.08.2021 по 31.10.2021 со взысканием пени с 01.11.2021 по день фактической уплаты ответчиком денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - истец, ПАО "Камчатскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Смагиной Татьяне Григорьевне (далее - ответчик, ИП Смагина Т.Г., предприниматель) о взыскании 92 252 рублей 52 копеек основного долга за поставленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с июля по август 2021 года, 1 389 рублей 82 копеек неустойки за период с 17.08.2021 по 31.10.2021, а также длящейся неустойки, начиная с 01.11.2021 по день его фактической оплаты.
Решением суда от 23.12.2021, принятым в порядке упрощенного производства в виде резолютивной части, мотивированное решение от 12.01.2022, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Смагина Т.Г. обжаловало его в порядке апелляционного производства, в обоснование доводов указывает, что поскольку между сторонами не заключен договор на поставку электроэнергии в целях содержания общедомового имущества многоквартирных домов, расположенных по адресу: ул. Авиационная 10, 11, 16, 8; ул. Вилюйская 43, 45; ул. Индустриальная 1, 3, 9, 21, 27, 28, 33; ул. Пржевальского 19, 28; ул. Щорса 12, 12а, 12б, то истец не вправе требовать оплаты поставленной в такие дома электрической энергии, следовательно, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Ссылаясь на постановление от 29.01.2019 по делу N А75-9540/2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, апеллянт полагает, что назначенная решением муниципального органа управляющая организация не обязана оплачивать ресурсоснабжающей организации расходы, связанные с поставкой коммунальных ресурсов в целях содержания общедомового имущества.
Кроме того, апеллянт указывает, что в спорных домах имеет место самоуправление, вследствие чего, собственники помещений в таких домах обязаны самостоятельно оплачивать поставленную на содержание общедомового имущества электрическую энергию.
В письменном отзыве ПАО "Камчатскэнерго" возразило по доводам апелляционной жалобы, просит в её удовлетворении отказать, обжалуемое решение оставить без изменения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: постановление Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа N 1517 от 28.08.2020, лицензия N 144 от 01.03.2018, договоры управления многоквартирными домами от 31.08.2020 в количестве 17 экземпляров, счета в количестве 34 штук, что рассматривается как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для приобщения указанных документов к материалам дела в силу прямого запрета, установленного частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), согласно которой дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 названного кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. Кроме того, указанные документы уже имеются в материалах дела.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, для перехода в соответствии с частью 6.1 статьи 268 названного кодекса к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, не установлено, в связи с чем суд апелляционной инстанции отказывает в приобщении к материалам дела указанных документов. Кроме того, часть указанных документов имеется в материалах дела. Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные документы будут возвращены апеллянту почтой.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270, 272.1 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в силу следующего.
Из материалов дела установлено, что 01.09.2018 между ПАО "Камчатскэнерго" (РСО) и ИП Смагина Т.Г. (исполнитель) заключен договор энергоснабжения в целях содержания многоквартирного дома N 5323 (далее - договор), в соответствии с которым РСО обязалось в течение срока действия договора осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных лиц оказывать услуги по передаче электроэнергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии исполнителю для целей содержания общего имущества в многоквартирном доме, а исполнитель обязался своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, определенных договором.
Перечень многоквартирных домов, находящихся на обслуживании исполнителя, указан в приложении N 1.
В силу пунктов 5.2, 5.3 договора расчетным периодом по договору является один календарный месяц, оплата за который должна быть произведена в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации N 1616 от 21.12.2018 "Об утверждении правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" между Управлением коммунального хозяйства и жилищного фонда Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ИП Смагиной Т.Г. заключены договоры управления многоквартирными домами от 31.08.2020, расположенными по адресу: ул. Авиационная 8, 10, 10а, 11, 16, 17; ул. Вилюйская 43, 45; ул. Геологическая 8; ул. Индустриальная 1, 3, 9, 21, 27, 28,33; ул. Капитана Беляева 7; проспект Победы 101; ул. Пржевальского 28; ул. Рябиковская 29; ул. Щорса 12, 12б в г. Петропавловск-Камчатском.
Во исполнение принятых на себя обязательств, ПАО "Камчатскэнерго" в июле, августе 2021 года осуществило поставку электрической энергии в целях содержания общедомового имущества в спорные многоквартирные дома, в связи с чем выставило предпринимателю счета-фактуры N ПЭ064638 от 31.07.2021 на сумму 45 776 рублей 34 копейки, N ПЭ070364 от 31.08.2021 на сумму 46 476 рублей 18 копеек, всего на сумму 92 252 рубля 52 копейки.
Поскольку предприниматель в установленные договором сроки не оплатил поставленную электрическую энергию, претензию истца оставил без удовлетворения, ПАО "Камчатскэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции верно установил, что отношения сторон регулируются общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), с учетом положений главы 30 данного Кодекса и положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно статье 539, части 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация подает потребителю электрическую энергию, а потребитель оплачивает ее в объеме, принятом от поставка энергоресурсов.
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
Частью 17 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Таким образом, временно назначенные управляющие организации с учетом пунктов 8, 9, 13 и 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) являются исполнителями коммунальных услуг и в качестве таковых обеспечивают предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах посредством приобретения соответствующих коммунальных ресурсов у ресурсоснабжающих организаций.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу положений части 7.1 ЖК РФ, пункта 44 Правил N 354 собственники вправе принять решение о внесении платы за потребленные коммунальные услуги непосредственно в пользу ресурсоснабжающей организации, размер платы собственников за потребленные услуги определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 указанных Правил.
Конституционный Суд РФ в определении от 24.10.2019 N 2854-О указал, что абзац второй пункта 44 Правил N 354 ограничивает нормативом потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме объем соответствующей коммунальной услуги, распределяемой между потребителями для установления размера платы. Данное положение направлено на защиту потребителей от необоснованных платежей и призвано обеспечить эффективное управление многоквартирным домом
В рассматриваемом случае коммунальные ресурсы поставлялись в многоквартирные жилые дома, поэтому правоотношения сторон подпадают под регулирование норм жилищного законодательства, а также Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017 расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрическую энергию, потребляемую при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, в том числе управляющими организациями в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении такой управляющей организации.
Согласно Постановлению N 1498 объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, установлен пунктом 21(1) Правил N 124.
Согласно подпункту "а" пункта 21 (1) Правил N 124 по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, объем коммунального ресурса (за исключением тепловой энергии), поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний прибора учета как разность между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
По нормативу объем коммунального ресурса, потребляемого на общедомовые нужды, определяется в случаях, установленных подпунктом "в" пункта 21(1) Правил N 124 (отсутствие общедомового прибора учета, его неисправность или непредставление показаний свыше 3 месяцев и т.п.).
Таким образом, законодательство предоставляет возможность определения объемов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды как исходя из разницы показаний общедомовых и индивидуальных объемов потребления в пределах нормативов потребления таких коммунальных услуг на общедомовые нужды либо, при отсутствии расчетных общедомовых приборов учета, согласно нормативу потребления.
Из материалов дела следует, что ПАО "Камчатскэнерго" производит расчет объема поставленной электрической энергии в виде разницы между данными общедомовых приборов учета электроэнергии и индивидуального потребления собственников и нанимателей помещений по индивидуальным приборам учета, а в отношении домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета - в соответствии с нормативными значениями потребления электрической энергии.
Согласно пункту 3 Правил N 1616 предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в период управления МКД управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
Согласно подпункту "б" пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ - со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
Согласно пункту 31(1) Правил N 354, управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "г" - "ж" пункта 17 названных Правил, обязаны заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, законодатель возложил именно на управляющую компанию, определенную частью 17 статьи 161 ЖК РФ, обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями договоров на приобретение коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, следовательно, такая организация обязана оплачивать коммунальный ресурс в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом управляющая компания, определенная на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ, осуществляет содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 N 290.
Данное обстоятельство также не исключает возможности для управляющей компании самостоятельно отдельной строкой выставлять к оплате ресурс на общедомовые нужды. То обстоятельство, что ресурсоснабжающая организация при назначении управляющей организации по указанному основанию становится исполнителем коммунальной услуги (либо продолжает исполнять такие обязанности), в соответствии с пунктом 31(1) Правил N 354 не отменяет обязанности управляющей организации вносить плату за ресурс, поставленный на содержание общедомового имущества.
Вместе с тем, вопреки доводам апеллянта, доказательств, подтверждающих, что обществом в счета на оплату электрической энергии, направляемые потребителям, включена стоимость электроэнергии, поставленной на содержание общедомового имущества, предпринимателем не представлено.
Следовательно, управляющая организация, назначенная в соответствии с положениями пункта 17 Правил N 354, части 17 статьи 161 ЖК РФ, обязана приобретать коммунальные ресурсы в целях содержания общедомового имущества и оплачивать их ресурсоснабжающим организациям, в связи с чем доводы апеллянта об обратном отклоняются как основанные на неверном толковании норм права.
Факт поставки электрической энергии в спорный период на общедомовые нужды подтверждается представленными в материалы дела актами проверки (допуска в эксплуатацию) измерительного комплекса расчетного учета, расчетными ведомостями к акту выполненных работ за спорный период, сведениями о начисленных объемах коммунальных услуг и счетами-фактурами и ответчиком по существу не оспаривается.
Доводы заявителя жалобы о том, что в силу положений Постановления Правительства Российской Федерации N 1616 от 21.12.2018 (далее - Постановление N 1616) договор управления многоквартирным домом, собственниками которого не выбран способ управления заключается с управляющей организацией на срок не более года либо менее, если собственниками на общем собрании выбран иной способ управления или лицо, осуществляющее временное управление, в связи с чем в спорный период ИП Смагина Т.Г. не являлась управляющей организацией спорных многоквартирных домов, отклоняются судом апелляционной инстанции, исходя из следующего.
Во исполнение Постановления N 1616 Администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа принято постановление N 1517 от 28.08.2020 "Об определении управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация".
Согласно указанному Постановлению ИП Смагина Т.Г. определена управляющей организацией до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 ЖК РФ, но не более одного года, для управления многоквартирными домами, расположенными в Петропавловск-Камчатском городском округе, по следующим адресам: ул. Авиационная 10, 11, 16, 8; ул. Вилюйская 43, 45; ул. Индустриальная 1, 3, 9, 21, 27, 28, 33; ул. Пржевальского 19, 28; ул. Щорса 12, 12а, 12б. Срок управления предпринимателем спорными жилыми домами определен администрацией в размере не более 1 года.
Следовательно, с момента издания соответствующего Постановления и принятия спорных домов в управлении в соответствии с нормами жилищного законодательства предприниматель в течение одного года осуществляет управление ими, если не наступили обстоятельства, свидетельствующие об утрате ответчиком возможности такого управления.
Таким образом, в период июля, августа 2021 года годичный срок управления спорными многоквартирными домами на стороне ответчика не истек, следовательно, последний был обязан приобретать в целях оказания услуг по содержанию общедомового имущества электрическую энергию и оплачивать ее в установленном договором (законом) порядке.
Факт нахождения вышеуказанных жилых домов в управлении предпринимателя в спорный период подтверждается, в том числе представленной выпиской из Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства. Кроме того, вопреки доводам апеллянта, истец не предъявляет к взысканию с ответчика стоимость электрической энергии, поставленной в жилой дом по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Пржевальского 19, в вязи с его исключением из реестра лицензий предпринимателя 22.03.2021.
Несмотря на отсутствие в условиях договора положений о предоставлении электрической энергии на содержание общедомового имущества в вышеуказанных домах, факт пользования потребителем услугами обязанной стороны в силу положений пункта 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует рассматривать как договорные правоотношения, следовательно, ссылка заявителя жалобы на незаключенность дополнительных соглашений к договору и отсутствие у истца права требования платы за поставленную электроэнергию отклоняется как необоснованная.
Ссылка апеллянта на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2019 по делу N А75-9540/2018, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанный судебный акт принят по иным фактическим обстоятельствам спора, отличающихся от имеющихся в настоящем деле.
Проверив произведенный истцом расчет суммы основного долга за поставленную в июле, августе 2021 года электрическую энергию в целях содержания общедомового имущества, суд апелляционной инстанции признает его верным арифметически, соответствующим положениями пункта 21(1) Правил N 124, Правил N 354 с правильным применением тарифов и нормативов, действующих в соответствующий период.
При таких обстоятельствах, в отсутствие доказательства погашения спорной задолженности, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ПАО "Камчатскэнерго" о взыскании с ИП Смагиной Т.Г. 92 252 рублей 52 копеек основного долга.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика 1 389 рублей 82 копеек неустойки за период с 17.08.2021 по 31.10.2021, а также неустойки, начисленной на сумму долга в размере 45 776 рублей 34 копеек, начиная с 01.11.2021 по 14.11.2021 из расчета 1/170 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), с 15.11.2021 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а также неустойки, начисленной на сумму долга в размере 46 476 рублей 18 копеек за период с 01.11.2021 по 14.11.2021 из расчета 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, за период с 15.11.2021 по 14.12.2021 из расчета 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, начиная с 15.12.2021 по день фактической оплаты долга, исходя из 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Согласно статьям 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом и другими способами, предусмотренными договором или законом. Под неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Поскольку материалами дела подтверждается и ответчиком не оспорен факт просрочки оплаты поставленной электрической энергии, истцом правомерно заявлено требование о взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства.
Проверив произведенный истцом расчет неустойки, суд апелляционной инстанции признает его верным арифметически, соответствующим положениям Закона N 35-ФЗ.
Доказательств отсутствия вины ответчика в допущенной просрочке исполнения денежного обязательства апеллянтом не представлено, ходатайства о снижении размера взыскиваемой неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ не заявлено.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования ПАО "Камчатскэнерго" о взыскании с ИП Смагиной Т.Г. неустойки, в том числе по день фактического исполнения денежного обязательства с учетом разъяснений пункта 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта не имеется.
С учетом результата рассмотрения спора, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 110 АПК РФ, правомерно отнес судебные расходы за подачу иска не ответчика, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 12.01.2022 (резолютивная часть от 23.12.2021) по делу N А24-5207/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Судья |
С.Н. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-5207/2021
Истец: ПАО энергетики и электрификации "Камчатскэнерго"
Ответчик: ИП Смагина Татьяна Григорьевна