г. Хабаровск |
|
14 марта 2022 г. |
А04-9563/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Швец Е.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору; муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети"; публичного акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети"
на решение от 19.01.2022
по делу N А04-9563/2021
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
к муниципальному унитарному предприятию "Коммунальные сети"
о привлечении к административной ответственности
третье лицо: публичное акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала "Амурэнергосбыт"
УСТАНОВИЛ:
Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заявитель, Дальневосточное управление Ростехнадзора, управление) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети" (далее - МУП "Коммунальные сети", предприятие) к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.07.2022 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с судебным актом, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке. В обоснование жалобы приводит доводы об отсутствии состава вменяемого правонарушения в связи с тяжелым материальным положением предприятия. Обращение в банк за предоставлением банковской гарантии являлось бесперспективным, поскольку предприятие выплачивает ПАО "ДЭК" задолженность, указанную в уведомлении от 27.05.2021 N 07-01/2784, на основании вступивших в законную силу решений арбитражного суда. Таким образом, у МУП "Коммунальные системы" отсутствует реальная возможность, как оплатить задолженность в пользу ПАО "ДЭК", так и предоставить банку денежные средства в сумме 100% от суммы банковской гарантии. Просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать.
ПАО "ДЭК" и Дальневосточное управление Ростехнадзора в представленных возражениях на жалобу выразили несогласие с доводами последней, просили оставить судебный акт в силе как законный и обоснованный.
Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе посредством размещения определения о принятии апелляционной жалобы к производству на официальном сайте www.arbitr.ru в сети Интернет, явку представителей в судебное заседание, не обеспечили, что в силу части 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что между ПАО "ДЭК" (гарантирующий поставщик) и МУП "Коммунальные сети" (потребитель) 01.06.2014 заключен договор энергоснабжения N СКООЭ0003401, на основании которого осуществляется поставка электроэнергии на следующие объекты: водонапорная башня в пгт. Ерофей Павлович, база водоснабжения в пгт. Ерофей Павлович, центральный водозабор "Орочинские ключи" в пгт. Ерофей Павлович, ул. Октябрьская, скважины N 10, N 33, N 33 А в пгт. Ерофей Павлович, водозабор "Сегачамские ключи" в пгт. Ерофей Павлович, очистные сооружения в пгт. Ерофей Павлович, водокачка на ж/д станции Аячи на ж/д разъезде Аячи, водозабор станции Большая Омутная на ж/д разъезде Омутная находящиеся во владении МУП "Коммунальные сети" и снабжаемые электроэнергией в соответствии с приложением N 3 к договору энергоснабжения от 01.06.2014 N СК00 30003401 - "Перечень точек поставки и измерительных комплексов, по которым производится расчет за потребленную электроэнергию (мощность)".
Перечисленные объекты являются объектами централизованного водоснабжения, водоотведения и канализации.
В соответствии с п. 3.1.1 договора от потребитель обязан оплачивать приобретенную электрическую энергию и оказанные услуги в срок и на условиях, предусмотренным настоящим договором.
Расчетным периодом по настоящему договору является один из календарных месяцев (с 01 числа каждого месяца по следующее число текущего месяца) (пункт 6.1 договора).
В процессе исполнения обязательств по вышеуказанному договору у МУП "Коммунальные сети" перед ПАО "ДЭК" образовалась задолженность, послужившая основанием для направления уведомления от 27.05.2021 N 07-01/2784 - 6 764 тыс. руб., в т.ч. за октябрь 2020 - 1826,9 тыс. руб., за ноябрь 2020 - 2388,6 тыс. руб., за декабрь 2020 - 2548,5 тыс. руб., (задолженность подтверждена судебными актами по делам N А04- 9990/2020, N А04-552/2021, N А04-1319/2021).
В направленном уведомлении также указано, что обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) в виде безотзывной банковской гарантии должно быть предоставлено в течение 62 дней после даты получения уведомления.
По состоянию на 05.08.2021 обеспечение исполнения обязательств со стороны потребителя по уведомлению не представлено, задолженность потребителя перед ПАО "ДЭК" на 05.08.2021 составляет 16 930,7 тыс. руб. (октябрь 2020 - 1960,6 тыс. руб., ноябрь 2020 - 2 270,1 тыс. руб., декабрь 2020 - 2 548,5 тыс. руб., январь 2021 - 2 429,8 тыс. руб., февраль 2021 - 2 320,3 тыс. руб., март 2021 - 1 978,7 тыс. руб., апрель 2021 - 2 133 тыс. руб., май 2021 - 1 419,4 тыс. руб., июнь 2021 - 640,3 тыс. руб., не оплачена, в том числе задолженность -основание направления уведомления от 27.05.2021 N 07- 01/2784 не оплачена.
По установленному факту подразделением отдела государственного энергетического надзора по Амурской области Дальневосточного управления Ростехнадзора, 25.11.2021 в отношении предприятия составлен протокол N 03А14/127 об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении МУП "Коммунальные сети" к административной ответственности.
В силу статьи 14.61 КоАП РФ нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективную сторону указанного правонарушения образует нарушение порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по ее оплате в соответствии с установленными договором сроками платежей.
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения выступает потребитель электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определяются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
В случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен главой XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442, Основные положения N 422), в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2017 N 139.
В соответствии с пунктом 255 Основных положений N 442, потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
В силу пункта 256 Основных положений N 442 гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 настоящего документа потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Указанное уведомление должно содержать следующую информацию: размер задолженности потребителя, послуживший основанием для предъявления требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, расчет указанного размера задолженности и среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности); величина обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), подлежащего предоставлению потребителем гарантирующему поставщику; срок, на который должно быть предоставлено обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности); срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В соответствии с пунктом 258 Основных положений потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 настоящего документа критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 259 Правил N 442 срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В силу абзаца 4 пункта 6 статьи 38 Закона N 35-ФЗ в случае, если потребитель электрической энергии до истечения указанного в уведомлении срока предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) устранил допущенное нарушение обязательств по оплате электрической энергии (мощности), послужившее основанием для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, предоставление такого обеспечения в связи с возникновением указанных в уведомлении оснований не требуется.
Судом установлено, что МУП "Коммунальные сети" осуществляет потребление электрической энергии, поставляемой гарантирующим поставщиком - ПАО "ДЭК" на основании договора энергоснабжения от 01.06.2014 N СКООЭ0003401, для целей надлежащего функционирования объектов централизованного водоснабжения, водоотведения и канализации в пгт.Ерофей Павлович, являющимися объектами ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Таким образом, предприятие относится к категории потребителей электрической энергии, ограничение режима которой может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям (пункт 2 Приложения к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии).
Материалами дела подтверждается наличие задолженности МУП "Коммунальные сети" перед ПАО "ДЭК", по состоянию на 05.08.2021, в общем размере 16 930,7 тыс. руб. Данный факт предприятием не оспаривается.
Факт административного правонарушения подтверждается договором энергоснабжения от N СКООЭ0003401 от 01.06.2014; уведомлением ПАО "ДЭК" от 04.08.2021; счетами фактурами за октябрь-декабрь 2020; справкой о задолженности по состоянию на 24.11.2021.
В указанный срок МУП "Коммунальные сети" обеспечение исполнения обязательств ПАО "ДЭК" не предоставило, обязательства по оплате электрической энергии, неисполнение которых послужило основанием для возникновения у потребителя обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств, в установленный срок в полном объеме не исполнило, что свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) МУП "Коммунальные сети" объективной стороны вменяемого административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
При этом доводы предприятия о принятии всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение вменяемого правонарушения, со ссылками на запрос в кредитную организацию 11.03.2021 о предоставлении банковской гарантии, отказ в предоставлении банковской гарантии от 01.04.2021, письмо от 13.01.2021 адресованное главе пгт. Ерофей Павлович о возможности рассмотрения вопроса о предоставлении ПАО "ДЭК" обеспечения исполнения обязательств МУП "Коммунальные сети" по оплате электрической энергии за период с ноября 2019 по апрель 2020 в виде муниципальной гарантии, правомерно отклонены судом первой инстанции поскольку, задолженность, послужившая основанием для направления уведомления ПАО "ДЭК" от 27.05.2021 N 07-01/2784 образовалась за период с октября по декабрь 2020; доказательств согласования вопроса о предоставлении муниципальной гарантии, по оплате задолженности за потребленную электроэнергию за период с октября по декабрь 2020, предприятием в материалы дела не представлено. Кроме того, обращение в кредитную организацию о предоставлении банковской гарантии предприятию датировано 01.03.2021, в то время как уведомление ПАО "ДЭК" о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств направлено 27.05.2021. Доказательств обращений в кредитные организации предприятием в период после 01.03.2021 в материалы дела не представлено.
В силу часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Сведения, подтверждающие принятие предприятием должных мер по недопущению нарушений установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) либо наличие чрезвычайных или непредотвратимых обстоятельств, не позволивших соблюсти требования закона, в материалах дела отсутствуют.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, судом также не установлено.
Имеющиеся в деле доказательства суд апелляционной инстанции находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания общества виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) МУП "Коммунальные сети" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, и, соответственно, оснований для привлечения данного юридического лица к административной ответственности по этой статье КоАП РФ.
Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судом не установлено.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения заявления в суде не истек.
Фактические обстоятельства дела, как верно установил суд первой инстанции, не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", так как основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств наличия указанных обстоятельств материалы дела не содержат.
Основания для замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение по правилам статьи 4.1.1 КоАП РФ, в рассматриваемом случае, также отсутствуют.
Вместе с тем, при назначении наказания суд, руководствуясь принципами соразмерности, справедливости, индивидуальности и разумности наказания, а также приняв во внимание тяжелое финансовое положение, посчитал возможным применить к предприятию положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб., что составляет ниже низшего предела санкции статьи 14.61 КоАП РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Таким образом, выводы суда первой инстанции по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 АПК РФ. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта по данному делу, не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Учитывая вышеизложенное, коллегия не усматривает правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 19.01.2022 по делу N А04-9563/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9563/2021
Истец: Дальневосточное управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Ответчик: МУП "Коммунальные сети"
Третье лицо: ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" в лице филиала"Амурэнергосбыт"