город Томск |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А27-26027/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2022 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Назарова А.В.,
судей: Колупаевой Л.А.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания проводимого в онлайн-режиме с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Атрощенко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-436/2022) муниципального предприятия Новокузнецкого городского округа "Кузнецкий сад" на решение от 15.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26027/2020 (судья О.С. Андуганова) по исковому заявлению публичного акционерного общества "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (650036, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Кемерово, проспект Ленина, 90/4, ОГРН 1064205110133, ИНН 4205109214) к муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа "Кузнецкий сад", (654007, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Новокузнецк, улица Тольятти (Центральный Р-Н), дом 45б, ОГРН 1154253002826, ИНН 4253029015) о взыскании задолженности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка (654006, Кемеровская Область - Кузбасс область, город Новокузнецк, проспект Дружбы (Центральный Р-Н), 8 Б, ОГРН 1114217000413, ИНН 4217131091), Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (654080, Кемеровская Область - Кузбасс область, г. Новокузнецк, ул. Кирова (Центральный Р-Н), д.71, кв.317, ОГРН 1024201467509 ИНН 4216006034),
при участии в судебном заседании:
от истца - Камалдинова Т.В. по доверенности от 27.06.2021, паспорт, диплом,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному предприятию Новокузнецкого городского округа "Кузнецкий сад" (далее - ответчик, предприятие) о взыскании задолженности за электроэнергию, поставленную по договору энергоснабжения от 01.01.2017 N 102284 (далее - договор) в период июль - сентябрь 2020 года в размере 325 806 рублей 51 копеек.
Решением от 15.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с принятым судебным актом не согласился, в апелляционной жалобе просит решение отменить.
В обоснование к отмене судебного акта указано, что все МКД переданы во временное управление ответчику до 02.01.2021; временное управление определяется на период до выбора собственниками помещений в МКД способа управления или до заключения договоров управления с управляющей организацией, определенной собственниками в МКД или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), но не более года; в отношении спорных МКД ответчик не осуществляет управление и между собственниками и предприятием договоры управления не заключались; собственники не вносили плату ОДН в адрес предприятия и должны оплачивать данную услугу самостоятельно; в отсутствие государственной регистрации права хозяйственного ведения, предприятие не является обязанным лицом в силу положений действующего законодательства
Компания в порядке статьи 262 АПК РФ представила отзыв, в котором возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы отзыва.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав участника процесса, проверив в порядке статьи 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает основания для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между истцом (РСО) и ответчиком (исполнитель) заключен договор, предметом которого является продажа электроэнергии в объеме необходимом для потребления при содержании общего имущества в многоквартирных домах, перечень домов определен в Приложении 1.
Пунктом 5.1 договора установлено, что объем потребленной исполнителем электрической энергии определяется следующим образом:
Объем электрической энергии (мощности) и оказанных услуг, поставленный по договору в многоквартирные дома, оборудованные общедомовыми приборами учета, определенными в Приложении N 7.2, определяется на основании показаний указанных приборов учета за расчетный период за вычетом объемов поставки электроэнергии собственникам жилых помещений.
Объем электрической энергии (мощности) и оказанных услуг, поставленный за расчетный период (расчетный месяц) по договору, в многоквартирные дома, не оборудованные общедомовым прибором учета, определяется за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 6.1 договора стоимость электрической энергии (мощности) и оказанных услуг, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется в соответствии с тарифами, утвержденными Региональной энергетической комиссией Кемеровской области для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Тариф на 2020 год утвержден Постановлением РЭК Кемеровской области N 599 от 17.12.2019.
Согласно пункту 6.3 договора исполнитель обязан произвести оплату электрической энергии (мощности) путем перечисления денежных средств на расчетный счет либо внесения в кассу РСО до 15 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг в расчетном месяце.
В соответствии с расчетом исковых требовании за период: июль - сентябрь 2020 года РСО отпущено, а исполнителем принято 154 888 кВтч электрической энергии.
С учетом частичной оплаты задолженность предприятия за электрическую энергию составляет 325 806 рублей 51 копеек, что подтверждается представленными в материалы дела счетами-фактурами, расшифровками.
Из расшифровок к счетам-фактурам и пояснений истца следует, что ответчику предъявляется потребление электроэнергии для содержания общедомового имущества, то есть из показаний общедомового прибора, представленных сетевой организацией вычитается индивидуальное потребление, которое определяется по приборам учета, а в его отсутствие по нормативам потребления, предусмотренным постановлениями Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31.10.2006 N 141 и от 30.05.2017 N 82.
Поскольку претензия истца была оставлены ответчиком без удовлетворения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Из материалов дела следует, что задолженность за предшествующий период (январь - апрель 2020 года) взыскана постановлением апелляционного суда от 19.10.2021 по делу N А27-14942/2020, за последующий (октябрь - декабрь 2020 г.) - решением от 24.01.2022 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-3731/2021.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из их обоснованности.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Росийской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 ГК РФ).
Исходя из того, что управляющая организация принимает электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в его управлении, к отношениям сторон подлежат применению положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии со статьей 161, частями 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В соответствии с пунктом 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Согласно пункту 3 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616 (далее - Правила N 1616) предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в период управления многоквартирным домом управляющей организацией, определенной решением об определении управляющей организации, осуществляется ресурсоснабжающими организациями в соответствии с подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354.
В свою очередь подпунктом "б" пункта 17 Правил 354 предусмотрено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:
собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил, либо управление которым осуществляет управляющая организация на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ;
со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил, а в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ;
со дня внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением соответствующего договора управления таким домом.
В соответствии с пунктом 31 (1) Правил N 354 управляющая организация, товарищество или кооператив, осуществляющие управление многоквартирным домом, в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 17 настоящих Правил (временная управляющая организация), обязаны, в частности:
а) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
б) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
г) осуществлять контроль качества коммунальных ресурсов и непрерывности их подачи до границ раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, определяемых в договоре ресурсоснабжения;
д) при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и не позднее 26-го числа текущего месяца направлять полученные показания ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном заключенным управляющей организацией, товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией договором о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
е) предоставлять ресурсоснабжающей организации ежемесячно, не позднее 26-го числа текущего месяца, показания индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом;
ж) обеспечивать ресурсоснабжающим организациям доступ к общему имуществу в многоквартирном доме для осуществления приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме либо по соглашению с ресурсоснабжающими организациями осуществлять приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме;
з) обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий возложено на гарантирующего поставщика.
На основании вышеуказанных правовых норм, обязанность временной управляющей организации по внесению платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, не отличается от обязанностей управляющей организации, избранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу прямого указания подпункта "а" пункта 31 (1) Правил N 354 временная управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества (далее также СОИ) в многоквартирном доме (МКД).
Таким образом, то обстоятельство, что гарантирующий поставщик при назначении временной управляющей организации становится исполнителем коммунальной услуги для собственников и пользователей помещений в МКД, не отменяет обязанности такой организации вносить плату за ресурс, поставленный на содержание общедомового имущества.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно - расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ).
Соответствующие изменения также внесены в ЖК РФ, Правила N 354, Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Следовательно, принимая во внимание толкование применимых норм жилищного законодательства, можно сделать вывод о том, что норму части 17 статьи 161 Ж РФ не следует понимать в качестве основания для применения части 5 статьи 154 ЖК РФ. Напротив, после реализации правового механизма части 17 статьи 161 ЖК РФ в отношениях по приобретению коммунальных ресурсов, потребляемых на СОИ в МКД, появляется "назначенная" управляющая компания, что, соответственно, исключает внесение платы за коммунальные ресурсы, потребляемые на СОИ, в пользу РСО.
О справедливости такого утверждения свидетельствует и содержащаяся в части 9 статьи 157.2 ЖК РФ отсылка к особенностям Правил N 354, которая влечет за собой необходимость учета в рассматриваемых отношениях прямого регулирования, предусмотренного подпунктом "а" пункта 31 (1) указанных правил, явно закрепляющего обязанность управляющей организации по заключению с РСО договора о приобретении коммунальных ресурсов, потребляемых на СОИ в МКД в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354, который, в свою очередь, прямо регулирует отношения, вытекающие из применения положений части 17 статьи 161 ЖК РФ, то есть распространяется на временные управляющие организации.
Также необходимо отметить, что положения Правил N 124 не содержат норм, исключающих их применение к отношениям по управлению МКД, осложненным участием временной управляющей организации.
С учетом изложенного, схема организации отношений, связанных с поставкой коммунального ресурса в МКД, находящегося в управлении временной управляющей организации, определяется в соответствии с общими правилами, установленными частью 1 статьи l57.2 и частью 12 статьи 161 ЖК РФ и в любом случае предполагает необходимость вступления управляющей организации в договорные отношения с РСО по приобретению коммунальных ресурсов на СОИ в МКД, а, значит, и возникновение у временной управляющей организации обязанности по их оплате в пользу РСО.
Судом первой инстанции установлено, что МКД, управление которыми в спорный период осуществлял ответчик, можно разделить на три блока:
1. МКД в городе Новокузнецке по адресам: Калужская, 38, Кубинская, 2, Серпуховская, 51, Тушинская, 1 и 3, Учительская, 3, Черноморская, 14, Байдаевская, 8а, Зыряновская 70б, Маркшедерская, 17, Мурманская, 44 и 51, Юбилейная, 38 заключен договор управления, дома включены в лицензию;
2. МКД в городе Новокузнецке по адресам: Ливинская, 31, Челюскина, 5 и 39,, Климасенко 1/1 и 24/1, Кирова 21а и 23, Курако 24, Пирогова, 24, Строителей, 45, Ленина 160, Ленинградская, 40, Народная, 35, Юбилейная, 15 закреплены на праве хозяйственного ведения;
3. МКД в городе Новокузнецке по адресам: Воробьева, 1, Каирская, 49, Луговая, 1, Садгородская, 16, Челюскина, 40, Черномоская, 6, Микрорайон 13, 4, 5 и 6, Земнухова, 56, Энтузиастов, 7, Алюминиевая, 40, Ленинградская, 36, Электролизная, 39, Пушкина, 11, Разведчиков, 17 находились в управлении на основании части 17 статьи 161 ЖК РФ.
Данные обстоятельства также установлены в рамках дела N А27-14942/2020.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что по первому блоку, ответчик обязан оплачивать электроэнергию, поставленную для содержания общего имущества многоквартирных домов, с которыми заключен договор управления и которые включены в лицензию, в силу статьи 162 ЖК РФ.
По второму блоку - ответчик, являясь обладателем права хозяйственного ведения, в силу статьи 294 ГК РФ обязан осуществлять и нести расходы по его текущему содержанию и ремонту, в том числе оплачивать и расходы на общедомовые нужды, учитывая, что управляющая компания в спорный период на указанном доме отсутствовала, собственниками не был выбран способ управления МКД.
Относительно МКД по адресам; г. Новокузнецк, ул. Климасенко 24/1 и 11/4 судом установлено, что до момента назначения ответчика временной управляющей компанией, предприятие фактически осуществляло функции управляющей компании и собирало с жителей МКД оплату на текущее содержание и ремонт, включающую в себя и оплату коммунальных услуг на общедомовые нужды, на основании договора на комплексное обслуживание специализированного жилищного фонда от 27.07.2018года, соответственно, являлось исполнителем коммунальных услуг по отношению к ресурсоснабжающей организации, а после назначения временной управляющей компанией на указанных домах обязано оплачивать расходы по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды на основании подпункта "б" пункта 17 Правил N 354.
При этом, по указанным домам расчеты скорректированы, начисления отсутствуют.
По третьему блоку - объём, стоимость отпущенной электрической энергии в спорный период в МКД, в отношении которых ответчик назначен временной управляющей компанией на основании пункта 17 статьи 161 ЖК РФ ответчиком не оспорен, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены.
Ответчик является управляющей организацией, а потому обязанной собирать плату за содержание и ремонт общего имущества, в состав которой с 01.01.2017 включен коммунальный ресурс на ОДН, за исключением отопления, соответственно, истец с 01.01.2017 вправе получать указанную плату не иначе как с управляющей организации, независимо от наличия (отсутствия) прямых договоров с потребителями, а также подписания (неподписания) договора с управляющей организацией.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 15.06.2021 N 310-ЭС21-7903.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, не установлены.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.12.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-26027/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
А.В. Назаров |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26027/2020
Истец: ПАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания"
Ответчик: Муниципальное предприятие Новокузнецкого городского округа НГО "Кузнецкий сад"
Третье лицо: Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Новокузнецка, КУМИ г.Новокузнецка