город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2022 г. |
дело N А53-30604/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Емельянова Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соколовой В.Д.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам суда первой инстанции заявление Муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (далее - предприятие, МУМПП ЖКХ Ворошиловского района) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ростовской области к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области (далее - налоговый орган, МИФНС N 23 по Ростовской области, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2021 N 61932120500431900004 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 27 000 руб.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2021 по делу N А53-30604/2021 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило решение суда отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что наличие вины выступает необходимым признаком состава правонарушения, а бремя ее доказывания, по общему правилу, возлагается на уполномоченные государственные органы и их должностных лиц. Решениями Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону отменены 78 постановлений по делу об административном правонарушении в отношении директора МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района, таким образом, в настоящее время отсутствует должностное лицо предприятия, виновное в совершении административного правонарушения по ст. 15.25 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Определением от 31.01.2022 в целях всестороннего, полного исследования обстоятельств по делу, суд апелляционной инстанции назначил судебное заседание и предложил Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области представить отзыв по доводам апелляционной жалобы, в том числе указать какими представленными в материалы дела доказательствами подтверждается факт выплаты заработной платы через кассу общества 28.09.2020.
Определением от 11.02.2022 суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку в материалах дела отсутствовала платежная ведомость от 28.09.2020 N 164, подтверждающая факт совершения правонарушения, судом первой инстанции определение в порядке части 5 статьи 227 АПК РФ не принято.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть заявление без участия лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Изучив материалы дела, оценив доводы заявления, отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.12.2019 между МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района (резидент) и гражданином Узбекистана Иноятовым Наврузбеком Ибодулла Угли (нерезидент) заключен трудовой договор N 70.
22.08.2019 между МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района (резидент) и гражданином Узбекистана Холматовым Фарход Фахруддин Угли (нерезидент) заключен трудовой договор N 54.
07.02.2020 между МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района (резидент) и гражданином Узбекистана Зиедуллоевым Бекзод Аскарали Угли (нерезидент) заключен трудовой договор N 7.
28.09.2020 между МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района, являющееся резидентом Российской Федерации, произвело выплаты наличных денежных средств сотрудникам физическим лицам-нерезидентам - заработную плату за первую половину сентября 2020 года через кассу на общую сумму 36 000,00 руб. по платежной ведомости N 164 от 28.09.2020:
Иноятову Наврузбеку Ибодулла Угли в размере 12 000,00 руб.
Холматову Фарходу Фахруддин Угли в размере 12 000,00 руб.
Зиедуллоеву Бекзоду Аскарали Угли в размере 12 000,00 руб.
04.08.2021 составлен протокол об административном правонарушении по признакам наличия в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
18.08.2021 начальником МИФНС N 23 по Ростовской области принято постановление N 61932120500431900004, которым предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 27 000 руб.
Не согласившись с постановлением, МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Часть 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Если иное не предусмотрено Федеральным законом N 173-ФЗ, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ).
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов и электронных денежных средств, предусмотрен частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ.
Установленные частью 2 статьи 14 Закона о валютном регулировании требования об осуществлении расчетов через счета в уполномоченных банках обусловлены необходимостью обеспечения надлежащего контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, в том числе для предотвращения неконтролируемого оттока капитала за рубеж, противодействия незаконным и "сомнительным" финансовым операциям.
Возможность осуществления такой валютной операции как выдача резидентом нерезиденту (физическому лицу) наличных денежных средств в валюте Российской Федерации по трудовому договору, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Таким образом, если предприятие является резидентом, а его работники - нерезидентами, расчеты между ними должны производиться через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Указанные работники предприятия по состоянию на сентябрь 2020 года гражданства Российской Федерации или вида на жительство не имели, доказательств обратного предприятием не представлено.
В рассматриваемом случае работники МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района являются гражданами иностранных государств - нерезидентами, поэтому реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм Закона N 173-ФЗ и локальные нормативные акты общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Таким образом, при выдаче предприятием иностранным работникам заработной платы применению подлежала специальная норма Закона N 173-ФЗ.
Факт совершенного предприятием административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 04.08.2021, трудовыми договорами от 05.12.2019, 22.08.2020, 07.02.2020, заключенными между предприятием и иностранными лицами, заявлением иностранных гражданин на выдачу заработной платы через кассу, платежной ведомостью от 28.09.2020 N 164, расходным кассовым ордером от 28.09.2020 N 230 и другими доказательствами.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что указанные лица являются резидентами Российской Федерации.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения предприятия от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в этой связи вина предприятия в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в деянии общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В материалы дела предприятием не представлены доказательства, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, которые указывали бы на малозначительность совершенного обществом правонарушения.
Допущенное предприятием административное правонарушение с учетом недоказанности исключительных обстоятельств, а также характера допущенного правонарушения (согласно материалам дела осуществление валютных операций с нерезидентом - физическим лицом, минуя счета в уполномоченных банках, производилось неоднократно), свидетельствует о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, и того обстоятельства, что обществом совершено несколько аналогичных правонарушений.
Таким образом, оснований для признания вмененного предприятию правонарушения малозначительным не имеется.
С учетом установленных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекцией применена минимальная мера административной ответственности, установленная частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере трех четвертых размера суммы незаконной валютной операции.
Ссылка предприятия на отмену 78 постановлений по делу об административном правонарушении в отношении директора МУ МПП ЖКХ Ворошиловского района решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону судом отклоняется, так как данные судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения данного дела, имеют различный субъектный состав.
В соответствии со статьей 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них.
Положения части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применимы, так как каждое выявленное в ходе проверки нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что выплата работникам заработной платы производилась в разные периоды, на разные суммы, по разным платежным ведомостям, следовательно, предприятием допущено несколько самостоятельных (несмотря на схожесть) правонарушений, и юридическое лицо подлежит административной ответственности за каждое административное правонарушение.
Кроме того, с учетом установленного порядка назначения административного штрафа за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, количество принятых налоговым органом постановлений правового значения не имеет, поскольку не приведет ни к уменьшению, ни к увеличению санкции.
Административное правонарушение, совершенное обществом (резидентом), посягает на установленный и охраняемый государством порядок правоотношений в сфере валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
В данном случае предприятию назначен минимальный штраф в размере 27 000 руб., который составляет 75% суммы незаконной валютной операции и соответствует ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, а также критериям неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, справедливости и соразмерности наказания, законности, и согласуется с его предупредительными целями.
(36 000 руб. (размер выплаченной заработной платы) х 75%).
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления не истек, с учетом даты совершения административного правонарушения - 28.09.2020.
Государственная пошлина в размере 3 000 рублей, излишне уплаченная при обращении с апелляционной жалобой согласно платежному поручению N 2617 от 22.11.2021, подлежит возвращению муниципальному унитарному многоотраслевому производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону из федерального бюджета на основании ст. ст. 333.21, 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в силу ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Поскольку при принятии определения от 26.11.2021 по делу N А53-30604/2021 суд первой инстанции неправильно применил нормы процессуального права, обжалованный судебный акт подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления муниципального унитарного многоотраслевого производственного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону о признании незаконным и отмене постановления от 18.08.2021 N 61932120500431900004 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 27 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2021 по делу N А53-30604/2021 отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Возвратить муниципальному унитарному многоотраслевому производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства Ворошиловского района города Ростова-на-Дону из федерального бюджета 3 000 руб. по платежному поручению от 22.11.2021 N 2617.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30604/2021
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ МНОГООТРАСЛЕВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Ростовской области, Межрайонная ИФНС N 23 по Роствоской области