г. Москва |
|
03 марта 2022 г. |
Дело N А40-204603/21 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратовой Н.И.
рассмотрев апелляционную жалобу
Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 января 2022 года
по делу N А40-204603/21, принятое судьей Дудкиным В.В. (135-1485),
в порядке упрощенного производства,
по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области
(ОГРН: 1025004060014, ИНН: 5032000299)
к ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (ОГРН: 1024701893336, ИНН: 4716016979)
о взыскании задолженности за период 01.10.2020 по 30.06.2021 по договору аренды земельного участка от 12.02.2013 N 5488 в размере 502 163 руб. 19 коп. и пени за период с 01.10.2020 по 30.06.2021 в размере 111 348 руб. 61 коп.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ПАО "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 502 163 руб. 19 коп. и пени в размере 111 348 руб. 61 коп.
Дело рассмотрено Арбитражным судом г. Москвы в порядке упрощенного производства, решением от 15 декабря 2021 года по делу N А40-204603/21 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции принятая по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Из материалов дела следует, что между КУМИ Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (арендодатель) и ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (арендатор) заключен договор от 12.02.2013 N 5488 аренды земельного участка, общей площадью 1 513 +/- 27 кв.м, из земель населенных пунктов, с КN 50:20:0020411:479, по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, г.п. Одинцово. г. Одинцово, 20 км трассы М-1 "Беларусь", для размещения КЛ 500, 220, 110 кВ. Участок частично входит в зону: "Охранная зона воздушной линии электропередачи ПО кВ Очаково - Одинцово-2 (двухцепная) с отпайкой Мамоново". Срок аренды устанавливается с 12.02.2013 по 09.02.2014.
В соответствии со ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Учитывая, что арендатор не возвратил арендованный земельный участок, продолжает пользоваться после истечение срока действия договора, доказательств обратного ответчиком суду не представлено, в связи с чем, на основании ст. 621 ГК РФ, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Как следует из п.3.1, арендная плата за участок устанавливается в соответствии нормативно -правовыми актами Российской Федерации, Московской области и органами местного самоуправления.
Арендная плата вносится арендатором в полном объеме до 15 числа последнего месяца текущего квартала включительно.
Согласно п. 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор уплачивает арендодателю пени в размере 0,05% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
КУМИ Администрации Одинцовского городского округа в адрес арендатора было направлено уведомление от 10.01.2020 за N 7.1.18/10 об изменении размера арендной платы по договору аренды, согласно которому арендная плата в год составляет 741 363 руб. 95 коп.
Обращаясь с настоящим иском Администрация утверждает, что в нарушение условий договора, арендатор не внес арендную плату за период с 01.10.2020 по 30.06.2021, долг составляет сумму в размере 502 163 руб. 19 коп., в связи с чем истцом начислены пени за период с 01.10.2020 по 30.06.2021 в размере 111 348 руб. 61 коп.
Расчет задолженности признан судом первой инстанции неверным, наличие задолженности неподтвержденным, с чем соглашается апелляционный суд.
Размер арендной платы по договору от 12.02.2013 N 5488 устанавливается в п. 3.5 договора.
В соответствии с п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" даны разъяснения о том, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Договор аренды заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, соответственно арендная плата по нему является регулируемой (п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
К объектам государственного значения (объектам федерального значения, объектов регионального значения) или объектам местного значения относит объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения (пп. 2 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Пунктом 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства от 16.07.2009 N 582, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в том числе, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11, от 17.12.2013 N 10782/13, принципы, закрепленные в Постановлении Правительства от 16.07.2009 N 582, являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей) установлена ставка арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации и предоставлены для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей), либо занятые такими объектами.
Согласно п. 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 ставка арендной платы, установленная пунктом 1 настоящего Приказа, не должна превышать предельных ставок арендной платы соответствующих земельных участков.
Размер предельной ставки арендной платы для Московской области согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507 составляет 26,24 руб. за кв. м.
Положения земельного законодательства, введенные в действие с 01.03.2015, распространяются на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, поскольку такие участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, в силу п. 2 ст. 214 ГК РФ - являются государственной собственностью.
Таким образом, ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы, а новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В силу того, что регулирование арендной платы за находящиеся в публичной собственности земли осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений. Новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Таким образом, расчет арендной платы за земельный участок, право государственной собственности на который не разграничено и который используется для размещения объектов электросетевого хозяйства, должен рассчитываться в соответствии со ставками, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 22.09.2011 N 507. Земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, по смыслу действующего законодательства находится в государственной собственности, поскольку не является частной или муниципальной собственностью.
Положения п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации являются специальной нормой, определяющей размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Данная норма устанавливает ограничения максимального размера арендной платы за некоторые особо значимые земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. В частности, это касается земельных участков, предоставленных в аренду для размещения объектов федеральных энергетических систем (объектов федерального значения).
В данном случае, арендная плата ежегодно рассчитывается и выплачивается исходя из предельной ставки арендной платы для Московской области с учетом коэффициентов инфляции в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 22.09.2011 N 507, либо в соответствии с предельной ставкой арендной платы по Московской области.
Оплата арендный платежей в срок подтверждается платежными поручениями, представленными ответчиком.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о своевременности внесения арендных платежей и об отсутствии задолженности по договору аренды от 12.02.2020 N 5488.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского городского округа Московской области является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271, 272.1 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 24 января 2022 года по делу N А40-204603/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204603/2021
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ОДИНЦОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"