г. Москва |
|
02 марта 2022 г. |
Дело N А40-204305/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Кочешковой М.В., Марковой Т.Т., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Научно технический центр экологическая безопасность Сибири"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-204305/21,
по заявлению ООО "Научно-технический центр экологическая безопасность Сибири"
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным и отмене решения,
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Гладилина А.С. по дов. от 21.12.2021 |
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 отказано в удовлетворении требований ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири" к Ростехнадзору о признании незаконным решения об отказе в предоставлении лицензии.
Не согласившись с указанным решением, Общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Представитель Ростехнадзора в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы полагает необоснованными.
Проверив в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность вынесенного судом решения, изучив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 17.06.2021 г. ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири" обратилось в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) с заявлением на предоставление лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности. Ростехнадзором было принято решение об отказе в предоставлении лицензии, оформленное приказом N 377-лп от 18.08.2021 г., о котором стало известно заявителю из уведомления об отказе в предоставлении лицензии от 19.08.2021 г. N 00-06-07/957.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции признал, что оспариваемое уведомление Ростехнадзора соответствует лицензионному законодательству, в связи с чем не нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Апелляционный суд вопреки доводам жалобы считает данные выводы суда первой инстанции, основанными на законе, и соответствующими фактическим обстоятельствам дела исходя из следующего.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", опись прилагаемых документов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ в срок, не превышающий сорока пяти рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов, лицензирующий орган осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в указанных заявлении и документах сведений, в том числе проверку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19 настоящего Федерального закона, и принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ).
В силу части 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ основанием отказа в предоставлении лицензии является:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации;
2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены ряд требований, в том числе наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1477 утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее - Положение).
Подпунктом "б" пункта 4 Положения установлено, что одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии является наличие зданий или нежилых помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, используемых при осуществлении лицензируемой деятельности, а также оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
В соответствии с пунктом 6 Положения соискатель лицензии для получения лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 99-ФЗ, а также прилагает следующие документы и сведения:
а) копии приказов о приеме на работу экспертов в области промышленной безопасности, заверенные руководителем (заместителем руководителя) соискателя лицензии или его обособленного структурного подразделения;
б) реквизиты квалификационных удостоверений экспертов в области промышленной безопасности;
в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании по месту осуществления лицензируемой деятельности зданий или нежилых помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях или помещениях);
г) перечень оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности и принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании;
д) опись прилагаемых документов.
Согласно пункту 25 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 25.11.2020 N 455 (далее - Административный регламент), для получения лицензии соискатель лицензии направляет заявление по форме, приведенной в приложении N 1 к Административному регламенту.
Согласно пункту 24 Административного регламента заявительные документы представляются в Ростехнадзор непосредственно или направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Заявитель вправе направить заявительные документы через ЕПГУ в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктом 26 Административного регламента к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются документы, указанные в пункте 6 Положения.
Согласно пункту 89 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является оформленный акт документарной проверки и принятое решение о соответствии заявления и прилагаемых к нему документов требованиям пунктов 25 - 28 Административного регламента.
Согласно пункту 90 Административного регламента ответственный (головной) исполнитель направляет поручение территориальному органу Ростехнадзора на проведение внеплановой проверки в отношении соискателя лицензии.
Согласно пункту 91 Административного регламента территориальный орган Ростехнадзора при получении поручения ответственного (головного) исполнителя о необходимости проведения внеплановой проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям, установленным Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, организует и проводит указанную проверку в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных статьей 19 Федерального закона N 99-ФЗ.
В соответствии с пунктом 92 Административного регламента по результатам внеплановой проверки соискателя лицензии составляется акт проверки.
В соответствии с пунктом 94 Административного регламента ответственный (головной) исполнитель оформляет и направляет заключение о соответствии (не соответствии) соискателя лицензии лицензионным требованиям с приложением согласованного проекта решения в структурное подразделение Ростехнадзора, ответственное за предоставление государственной услуги.
В соответствии с пунктом 96 Административного регламента решение о предоставлении (не предоставлении) лицензии оформляется приказом.
Согласно результатам проверки соответствия соискателя лицензии ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири" лицензионным требованиям, установленным пунктом 4 Положения, отраженным в выводах акта проверки Сибирского управления Ростехнадзора от 19.07.2021 N 22-03-04/2021, установлено, что соискатель лицензии полностью соответствует указанным выше лицензионным требованиям.
В то же время, в ходе рассмотрения результатов проверки, отраженных в акте проверки Сибирского управления Ростехнадзора от 19.07.2021 N 22-03-04/2021 и представленных (в комплекте) лицензионных материалов ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири", выявлено несоблюдение соискателем лицензии лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 Положения.
В целях установления соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям согласно подпункту "б" пункта 4 Положения, у соискателя лицензии должны быть в наличии здания или нежилые помещения, принадлежащие соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, используемые при осуществлении лицензируемой деятельности, а также иметься оборудование, приборы, материалы и средства информационного обеспечения.
Выводы, содержащиеся в акте внеплановой выездной проверки, не имеют определяющего значения для вынесения решения по результатам рассмотрения заявительных документов.
В соответствии с Административным регламентом определяющими являются выводы, содержащиеся в заключении о несоответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязательным реквизитом первичного учетного документа является дата составления документа.
Согласно акту проверки от 19.07.2021 N 22-03-04/2021, проведенной Сибирским управлением Ростехнадзора, в качестве документа, подтверждающего наличие у заявителя приборов, оборудования, материалов, принадлежащих ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири" на праве собственности или ином законном основании, представлен договор аренды приборов и оборудования от 01.04.2021 N 01020.070/00025/04-21, согласно пункту 2.1 которого имущество передается на основании заявки Арендатора (ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири") по акту приема-передачи (форма акта приведена в приложении N 2 к настоящему договору), в течении пяти рабочих дней с момента поступления заявки Арендодателю (АНО СЦТДЭ "ДИАСИБ").
При этом, предварительная заявка Арендатора, подтверждающая факт обращения ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири" в АНО СЦТДЭ "ДИАСИБ" на аренду оборудования отсутствует, прилагаемый к договору аренды приборов и оборудования от 01.04.2021 N 01020.070/00025/04-21 Акт N 1 приема-передачи приборов и оборудования не имеет даты, на основании чего можно сделать вывод об отсутствии на момент лицензионной проверки у Арендатора (ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири") оборудования, необходимого для проведения экспертизы промышленной безопасности, принадлежащего ему на праве собственности или ином законном основании.
В соответствии с частью 7 статьи 14 Федерального закона N 99-ФЗ несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям является основанием для отказа в предоставлении лицензии.
Копии свидетельств о поверке и сертификатов о калибровки на приборы и оборудование, представленные ООО "НТЦ Экологическая безопасность Сибири" в суд первой инстанции, не доказывают передачу этих приборов и оборудования Обществу на момент обращения последнего с заявлением в Ростехнадзор.
В этой связи апелляционный суд приходит к выводу о том, что Обществу было правомерно отказано в удовлетворении заявленного требования, поскольку предусмотренная статьей 198 АПК РФ совокупность условий в рассмотренном случае отсутствует.
Доводы, изложенные в обоснование позиции Общества при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2021 по делу N А40-204305/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-204305/2021
Истец: ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СИБИРИ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ