г. Москва |
|
10 марта 2022 г. |
Дело N А40-177086/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Кудрявцевым И.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "Компания Промсервис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.11.2021 г. по делу N А40-177086/21,
по заявлению ООО "Компания Промсервис"
к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области
о признании незаконными постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
Ярунин И.Д. по дов. от 03.02.2022; |
от заинтересованного лица: |
Воронин И.А. по дов. от 06.07.2021; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Промсервис" (далее - Заявитель, ООО "Компания Промсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области (далее - Ответчик, Главгосстройнадзор, Главное управление, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановлений Главгосстройнадзора N 06-07-006321-06-01 от 28.07.2021 г. о признании ООО "Компания Промсервис" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 160 000 рублей и N 06-07-006321-06-02 от 28.07.2021 г. о признании ООО "Компания Промсервис" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении штрафа в размере 160 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021 г. в удовлетворении заявления ООО "Компания Промсервис" отказано.
ООО "Компания Промсервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Компания Промсервис" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель Главгосстройнадзора с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Компания Промсервис" осуществляет строительство многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Московская область, Истринский район, Ивановское сельское поселение, д. Высоково, д. N N 3, 4, 9, 12, 14-24, 27, 31, 33, с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
Должностным лицом Главного управления Заявителю направлены предписания об устранении выявленных в Обществе нарушений от 25.05.2021 г. N 06-07-001521-05-01, N 06-07-001521-05-02, со сроком устранения до 08.06.2021 г. по каждому предписанию.
По предписанию об устранении выявленных нарушений от 25.05.2021 г. N 06-07-001521-05-01 Заявитель должен был разместить в единой информационной системе жилищного строительства информацию в проектных декларациях по домам NN 9, 12, 23, 16 (NN 50-001706, 50-001707, 50-001710, 50-001708) в разделах 04, подразделах 14.2, 15.2. В проектной декларации дома N 19 (N 50-001709) в разделах 04, разделе 15 подразделах 15.2. В проектных декларациях домов NN 33, 4 (NN 50-001711, 50-001705) в разделе 04.
По предписанию об устранении выявленных нарушений от 25.05.2021 г. N 06-07-001521-05-02 Заявитель должен был разместить в единой информационной системе жилищного строительства информацию, раскрытие которой предусмотрено частью 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ, а именно: разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 1,2, 3 квартал 2019 года, соблюсти сроки размещения информации в единой информационной системе жилищного строительства, которые указаны в части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, не нарушать периодичность размещения фотографий, отражающих текущее состояние их строительства (создания).
Указанные предписания направлены ООО "Компания Промсервис" посредством их размещения через личный кабинет в единой информационной системе жилищного строительства.
Предписания об устранении выявленных нарушений от 25.05.2021 г. N 06-07-001521-05-01, N 06-07-001521-05-02 в судебном порядке не обжаловались.
С целью установления факта исполнения или неисполнения предписаний об устранении выявленных нарушений от 25.05.2021 г. N 06-07-001521-05-01, N 06-07-001521-05-02, Главным управлением в отношении Заявителя на основании распоряжения от 21.06.2021 г. N 06-07-006321-02-01 проведена внеплановая документарная проверка.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Компания Промсервис" в установленные сроки не представлены доказательства исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений от 25.05.2021 г. N 06-07-001521-05-01, N 06-07-001521-05-02 в части исполнения требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 14.07.2021 г. N 06-07-006321-04-01.
Кроме того, ООО "Компания Промсервис" повторно были направлены предписания об устранении выявленных нарушений от 14.07.2021 г. N 06-07-006321-05-01 N 06-07-006321-05-02 со сроком устранения до 23.07.2021 г. и до 27.07.2021 г. соответственно.
По факту выявленных нарушений, Главным управлением 23.06.2021 г. Заявителю направлены телеграммы о необходимости прибыть 14.07.2021 г. для составления протоколов об административных правонарушениях по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Должностным лицом Главного управления в отсутствие Заявителя составлены протоколы об административных правонарушениях от 14.07.2021 г. N 06-07-006321-06-014, N 06-07-006321-06-02 по части 4 статьи 19.5 КоАП РФ.
Учитывая, что Заявитель не явился, протоколы об административных правонарушениях с сопроводительным письмо были направлены в адрес Заявителя почтовым отправлением (почтовый идентификатор N РПО 14340761023621, N 14340761023614), с указанием даты, времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях.
О дате, времени и месте рассмотрения материалов об административном правонарушении Заявитель был извещен надлежащем образом.
Материалы вышеуказанных дел об административных правонарушениях, в отсутствие Заявителя рассмотрены и по результатам рассмотрения материалов административных дел вынесены постановления по делам об административных правонарушениях от 28.07.2021 г. N 06-07-006321-06-01, N 06-07-006321-06-02 и о наложении на Заявителя наказания в виде административных штрафов в размере 160 000 руб. по каждому вынесенному постановлению.
Постановления по делам об административных правонарушениях от 28.07.2021 г. N 06-07-006321-06-01, N 06-07-006321 -06-02 были направлены почтовыми отправлениями (почтовый идентификатор N 80081163303647, N 80081163303708).
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены Административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Согласно части 1 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ единая информационная система жилищного строительства - система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном строительстве, а также иной информации, связанной с жилищным строительством.
Частью 4 статьи 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что застройщики обязаны размещать в системе информацию, раскрытие которой предусмотрено Федеральным законом N 214-ФЗ, а также правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости.
Согласно части 1 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ застройщик, привлекающий денежные средства участников долевого строительства, обеспечивает свободный доступ к информации (раскрывает информацию), предусмотренной Федеральным законом N 214-ФЗ, путем размещения ее в единой информационной системе жилищного строительства, указанной в ст. 23.3 Федерального закона N 214-ФЗ. Информация считается раскрытой после ее размещения в указанной системе.
В качестве адреса сайта в ЕИСЖС в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" постановлением Правительства Российской Федерации N 1133 от 25.09.2018 г., установлен сайт наш.дом.рф.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2019 г. N 319 "О единой информационной системе жилищного строительства", утверждены Правила размещения информации субъектами информации, обязательное размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации, в единой информационной системе жилищного строительства.
Частью 6 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что застройщик в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по раскрытию информации, неполноту и (или) недостоверность информации, подлежащей раскрытию в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ.
В соответствии с частью 3.2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ фотографии, указанные в пункте 8 части 2 статьи 3.1 Федерального закона N 214-ФЗ, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства ежемесячно.
Частью 4 статьи 3.1 Федерального закона 214-ФЗ установлено, что изменения, внесенные в сведения и документы, подлежащие раскрытию в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ, подлежат размещению в единой информационной системе жилищного строительства в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений.
Пунктом 9 части 6 статьи 23 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что контролирующий орган направляет лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписание об устранении выявленных нарушений требований Федерального закона N 214-ФЗ, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений.
Частью 2.1 статьи 23.4 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что в случае направления документа через личный кабинет субъекта информации датой его получения иным субъектом информации считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете субъекта информации.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Поскольку предписание носит административно-властный характер, природа и назначение данного ненормативного акта, исходя из его названия и функций Главного управления, заключается в необходимости обязательного выполнения всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу. В рассматриваемом случае предписание адресовано лицу, на которое возложена обязанность по устранению выявленных нарушений. Главным управлением установлен достаточный срок для исполнения требований предписания.
В соответствии с частью 4 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Факт неисполнения в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных и (или) иных объектов недвижимости, образующий объективную сторону правонарушения, подтверждается материалами дела.
Объектом вменяемого правонарушения является установленный порядок в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Объективную сторону составляют действия (бездействие) лица, в результате которых не исполняется и (или) ненадлежащим образом исполняются предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Субъективная сторона правонарушения заключается в том, что Заявитель, имея возможность устранить в установленный срок выявленные нарушения, соответствующих мер не предприняло. Таким образом, имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о наличии в действиях Заявителя события и состава вмененного административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2020 г. по делу N А40-187788/2019, Общество с ограниченной ответственностью "Компания промсервис" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
Признание Заявителя несостоятельным (банкротом) само по себе не свидетельствует об отсутствии его вины в совершении вмененного административного правонарушения, что, в свою очередь не освобождает его от исполнения обязанностей, предусмотренных законодателем.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника -унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом N 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.2 Федерального закона N 127-ФЗ в случае, если на арбитражного управляющего возлагаются полномочия руководителя должника, на него распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника, и по отношению к нему применяются все меры ответственности, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.
Пунктом 8.1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ установлено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Учитывая, что законодательством не предусмотрены иные обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении в отношении юридических лиц, находящихся в конкурсном производстве, то на конкурсного управляющего возлагается обязанность по соблюдению требований, установленных Федеральным законом N 214-ФЗ.
При этом, ООО "Компания промсервис" надлежащим образом была извещена на составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение материалов административных дел, однако на рассмотрение не явилось, где могло дать пояснения Главному управлению относительно возможности и (или) невозможности предоставления информации (сведений о намерениях "Фонда защиты прав граждан-участников долевого строительства Московской области" и Публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" стать приобретателем земельных участков (прав на земельные участки), в том числе объектов незавершенного строительства, и исполнить обязательства Заявителя перед гражданами-участниками строительства по передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений) в сроки (до 08.06.2021 г.) установленные предписаниями об устранении выявленных нарушений от 25.05.2021 г. N 06-07-001521-05-01, N06-07-001521-05-02.
Постановления по делам об административных правонарушениях были вынесены 28.07.2021 г., в то время как итоговое определение (в полном объеме) в рамках дела N А40-187788/2019 вынесено судом 02.08.2021 г.
Соответственно, на момент составления протоколов об административных правонарушениях и рассмотрении материалов административных дел, судебные акты (определения) не вступили в законную силу и могли быть обжалованы в вышестоящую инстанцию, что свидетельствуют о наличии в деянии Заявителя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 стть 19.5 КОАП РФ.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пунктам 1, 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 КоАП РФ).
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях Заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности Административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, установленных статьей 4.1 КоАП РФ, основания для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления и представления отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые Заявителем постановления Главгосстройнадзора N 06-07-006321-06-01 от 28.07.2021 г., N 06-07-006321-06-02 от 28.07.2021 г. являются законными и обоснованными.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 18.11.2021 по делу N А40-177086/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-177086/2021
Истец: ООО "КОМПАНИЯ ПРОМСЕРВИС"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ