г. Киров |
|
11 марта 2022 г. |
Дело N А29-11451/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа п. Чикшино", ИНН 1105012100, ОГРН 1021100876378
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2021 по делу N А29-11451/2021
по иску акционерного общества "Коми тепловая компания" (ИНН 1101205461 ОГРН 1041100412682)
к муниципальному общеобразовательному учреждению "Основная общеобразовательная школа п. Чикшино" (ИНН 1105012100 ОГРН 1021100876378)
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми тепловая компания" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа п. Чикшино" (далее - Учреждение, ответчик, заявитель) 5 739 руб. 98 коп. задолженности в виде платы за негативное воздействие на систему водоотведения по договору холодного водоснабжения и водоотведения от 26.02.2021 N 32/В/К25 (далее - Договор) за апрель-июль 2021 года (далее - спорный период), 8 350 руб. 76 коп. неустойки за период с 11.06.2021 по 27.10.2021, начисленной за несвоевременную оплату по договору теплоснабжения от 26.02.2021 N 32/Т/25.
Решением Арбитражного суда Республики Коми 22.12.2021 иск удовлетворен. Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что согласно пункту 43 Договора сведения о нормативах сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, установленных для абонента в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, указываются по форме согласно приложению N 7, в котором настоящие сведения и расчеты отсутствуют. При выставлении счетов-фактур на оплату за негативное воздействие истец должен обосновать расчет предъявленной суммы, что с его стороны сделано не было. Истец не разъяснил, почему именно таким способом и на основании каких данных он рассчитал расходы на оплату за негативное воздействие, минуя тот факт, что такое негативное воздействие не установлено.
Истец в отзыве просит в удовлетворении жалобы отказать. Подробно позиция истца изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 31.01.2022 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 01.02.2022 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Истец заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Коми проверены Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
Между Обществом (теплоснабжающая организация, организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (абонент) заключены договор теплоснабжения от 26.12.2021 N 32/Т/25, договор холодного водоснабжения и водоотведения от 26.02.2021 N 32/В/К/25, объектом которых является здание, расположенное по адресу: г. Печора, п. Чикшино, ул. Центральная, д. 1а.
На оплату отопления за май, июнь 2021 года и услуг по водоотведению за период с апреля по июль 2021 года истец выставил ответчику следующие универсальные передаточные документы:
- от 31.05.2021 N 1596/11 на сумму 75 724 руб. 37 коп. (отопление),
- 30.06.2021 N 2021/11 на сумму 36 906 руб. 18 коп. (отопление),
- от 30.04.2021 N 1826/11 на сумму 1 494 руб. 46 коп. (водоотведение),
- от 31.05.2021 N 1597/11 на сумму 1 385 руб. 28 коп. (водоотведение),
- от 31.05.2021 N 1598/11 на сумму 2 988 руб. 90 коп. (водоотведение),
- от 31.05.2021 N 1890/11 на сумму 1 494 руб. 46 коп. (водоотведение),
- от 31.07.2021 N 2387/11 на сумму 2 579 руб. 98 коп. (водоотведение),
- от 31.07.2021 N 2388/11 на сумму 5 502 руб. 12 коп. (водоотведение),
- от 31.07.2021 N 2389/11 на сумму 2 751 руб. 06 коп. (водоотведение).
Данные документы подписаны ответчиком без замечаний.
Задолженность за отопление в мае, июне 2021 года погашена ответчиком платежными поручениями от 27.10.2021 N 251010 на сумму 75 724 руб. 37 коп., от 27.10.2021 N 251009 на сумму 36 906 руб. 18 коп.
Оплата водоснабжения и водоотведения также произведена в полном объеме.
За период с апреля по июль 2021 года ответчику были выставлены для оплаты счета-фактуры за негативное воздействие на систему водоотведения в общей сумме 5 739 руб. 98 коп.:
- от 30.04.2021 N 1826/11 на сумму 1 494 руб. 46 коп.,
- от 31.05.2021 N 1890/11 на сумму 1 494 руб. 46 коп.,
- от 31.07.2021 N 2389/11 на сумму 2 751 руб. 06 коп.
Расчет платы произведен на основании пункта 123(4) Правил N 644.
Ответчик данные требования считает необоснованными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ абонент по договору водоотведения обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
Помимо платы за водоотведение, в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ).
В силу подпунктов "ж", "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с данными Правилами, а также соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов, соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил N 644.
В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены данными Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, либо в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130-130(3) Правил N 644, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение, либо по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) названных Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте (пункты 118 и 119 Правил N 644).
Пунктом 123(4) Правил N 644 определен перечень абонентов, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, при наличии любого из указанных в данном пункте условий, в том числе, если среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод менее указанного в абзаце первом пункта 124 данных Правил (то есть менее 30 кубометров в сутки).
Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:
П = К x Т x Qпр1,
где:
К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);
Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);
Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае, если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Учитывая изложенное, для объектов абонентов при наличии любого из условий, указанных в абзацах 2 - 5 пункта 123(4) Правил N 644, расчет и взимание платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения осуществляется по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) Правил N 644, без установления факта несоответствия сточных вод, принимаемых от объекта абонента, требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил N 644, в том числе отбор проб сточных вод (данная редакция пункта 123(4) действует с 03.06.2020).
Положения пункта 123(4) Правил N 644 направлены на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, имеют целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона о водоотведении. Данные положения определяют условия, при которых расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения может осуществляться организациями, осуществляющими водоотведение, без проведения контроля состава и свойств сточных вод абонентов, что не исключает добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации) (решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.12.2020 N АКПИ20-722).
Из материалов дела следует, что среднесуточный объем сброшенных сточных вод на объекте не превышает 30 куб.м. (гарантированный объем подачи указан в Приложении N 3 к Договору - 316,92 м3), в связи с чем объект абонента подпадает по действие пункта 123(4) Правил N 644.
Доказательств иного заявителем не представлено.
Вопреки доводам заявителя плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения начисляется и без проведения анализа отобранных организацией водопроводно-канализационного хозяйства проб сточных вод, в случае, если абонентом не обеспечена возможность отбора проб сточных вод или возможность отбора проб сточных вод имеется, но отсутствует поданная абонентом в установленном порядке декларация, и при этом объект абонента соответствует хотя бы одному из критериев пункта 123(4) Правил N 644.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об обеспечении Учреждением мест отбора проб сточных вод, а также, если ответчик считает, что соответствующее место имеется, подачи им декларации.
Учреждение не воспользовалось правом урегулировать соответствующие разногласия путем внесения изменений в договор.
В пункте 18 Договора закреплена обязанность ответчика вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о взыскании задолженности в заявленном размере.
Расчет пени произведен судом в соответствии с действующим законодательством и по существу заявителем не оспорен.
Также заявитель не согласен с решением в части взыскание неустойки.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Кредитор вправе требовать уплаты законной неустойки независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 9.1. статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В силу пункта 60 договора теплоснабжения от 26.02.2021 N 32/Т/25 абонент, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию, обязан уплатить теплоснабжающей организации неустойку (пени) в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Из уточненных требований истца следует, что пени начислены за период с 11.06.2021 по 27.10.2021 за несвоевременную оплату по договору теплоснабжения от 26.02.2021 N 32/Т/25 по счетам-фактурам от 31.05.2021 на сумму 75 724 руб. 37 коп, от 30.06.2021 на сумму 36 906 руб. 18 коп.
Пунктом 15 договора теплоснабжения предусмотрена оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
Данные счета-фактуры оплачены ответчиком платежными поручениями от 27.10.2021 N 251010, N 251009.
Расчет пени произведен истцом в соответствии с условиями договора и нормами действующего законодательства.
Заявителем с апелляционной жалобой представлены платежные поручения, подтверждающие внесение спорной платы за негативное воздействие, при этом платежные поручения датированы 18.01.2022, то есть после принятия обжалуемого решения.
Указанные платежные поручения не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве дополнительного доказательства по делу на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку денежные средства по указанным платежным документам оплачены после вынесения решения суда и, соответственно, не могли быть учтены судом при принятии решения. Факт оплаты долга после вынесения обжалуемого судебного акта не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, а является добровольным исполнением ответчиком обязательств по договору после принятия решения суда о взыскании задолженности и процентов. Данное обстоятельство подлежит учету при исполнении решения суда в порядке исполнительного производства.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.12.2021 по делу N А29-11451/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа п. Чикшино" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-11451/2021
Истец: АО "Коми тепловая компания"
Ответчик: МОУ "ООШ п. Чикшино"
Третье лицо: МОУ СОШ пгт.Кожва