г. Хабаровск |
|
14 марта 2022 г. |
А73-16281/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение"
на решение от 09.12.2021
по делу N А73-16281/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоснабжение"
о признании незаконным и отмене постановления от 27.09.2021 N 2071 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водоснабжение" (далее - ООО "Водоснабжение", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, Управление, административный орган) от 27.09.2021 N 2071, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ).
В соответствии с положениями статей 226 - 228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 09.12.2021 в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы утверждает следующее: при рассмотрении дела в суде первой инстанции не было учтено, что потребитель, проживающий по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п. Эльбан, 2-й Микрорайон, д. 12, кв. 88, отказался от услуг горячего водоснабжения, жилое помещение оборудовано электрическим водонагревателем, следовательно, холодная вода тратится на обогрев, при этом приборы учета холодной воды отсутствуют; нормативно-правовым актом Хабаровского края не установлен отдельный норматив потребления коммунальной услуги холодного водоснабжения для потребителей, проживающих в жилых домах при отсутствии централизованного горячего водоснабжения, но установлено правило в пункте 1(2) Постановления Правительства Хабаровского края от 09.06.2015 N 130-пр о том, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения объем воды, используемый для подогрева принимается равным нормативам потребления горячего водоснабжения; расчет, который применяет ООО "Водоснабжение" распространяется только на случаи, когда потребитель отказался от услуг горячего водоснабжения, и имеется подтверждение, что холодная вода тратится на подогрев (установлено нагревательное оборудование) при отсутствии прибора учета холодной воды; в данном случае расчет применяется по аналогии, допустимость которой предусмотрена статьей 7 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); норма расхода воды водоразборным устройствами предусмотрена в таблице 5 приложения N 1, согласно которой учитываются такие процедуры, как ванна, душ, раковина и т.д.; в случае отказа собственника от централизованного горячего водоснабжения, отсутствия приборов учета холодного водоснабжения, наличия собственного нагревательного оборудования, при начислении платы, неправомерно использовать норматив объема потребления только холодного водоснабжения, поскольку он не учитывает использование воды на иные цели, кроме хозяйственно-питьевых; при корректировке тарифа на 2021 год принят объем реализации населению - 538,54 тыс. куб. м., что подтверждается экспертным заключением о пересмотре тарифов на 2021 год (дело N 236/ч от 23.10.2020); исключение объема потребления холодной воды, используемого населением на подогрев, из объема реализации приведет к убыткам водоснабжающей организации; ООО "Водоснабжение" не допущено нарушений норм действующего законодательства при расчете платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, отсутствуют основания для привлечения общества к административной ответственности.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, при рассмотрении поступивших материалов в отношении ООО "Водоснабжение", по факту обмана потребителей при расчете и начислении платы за холодное водоснабжение за расчетный период март 2021 года потребителям холодного водоснабжения в п. Эльбан Амурского района Хабаровского края, Управлением Роспотребнадзора установлено, что ООО "Водоснабжение" в качестве ресурсоснабжающей организации осуществляет продажу коммунальных ресурсов по холодному водоснабжению (далее - ХВС) с расчетом, сбором платежей и предоставлением потребителям ХВС платежных документов.
15.04.2021 в 10:35 по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п. Эльбан, ул. 2-й микрорайон, д. 26А, ООО "Водоснабжение", в срок не позднее 30 числа текущего расчетного месяца, потребителю гражданину, проживающему по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п. Эльбан, ул. 2-й Микрорайон, д. 12, кв. 88, за расчетный месяц март 2021 года произвело начисление размера платы за коммунальную услугу ХВС по неутвержденному (искаженному) порядку расчета размера платы, а именно путем сложения нормативов ХВС и горячего водоснабжения (далее - ГВС), умножения полученной суммы на повышающий коэффициент 1,5 и на количество проживающих в жилом помещении, представив потребителю к оплате счет (квитанцию 0200120880) за расчетный месяц март 2021 года в сумме 1628,92 рублей (оплачен потребителем 15.04.2021), чем допустило обман потребителя на общую сумму 664,73 рублей.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Водоснабжение" извещено уведомлением от 06.08.2021 N 04.0-9414.
Письмом от 08.09.2021 за N 987 общество сообщило о получении уведомления N 04.0-9414 и просило рассмотреть вопрос о составлении протокола без участия его представителя.
13.09.2021 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в отношении ООО "Водоснабжение" составлен протокол N 2071 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Определением от 13.09.2021 назначено время и место рассмотрения дела об административном правонарушении (27.09.2021 с 11.00 до 13.00), которое направлено в адрес ООО "Водоснабжение" и получено обществом, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80090264603099 - 16.09.2021.
Согласно письму от 24.09.2021 N 1003 Общество просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
27.09.2020 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю вынесено постановление N 2071, которым ООО "Водоснабжение" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, с назначением административный штраф в размере 20000 рублей.
Несогласие общества с указанным постановлением Управления явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Объектом данного правонарушения выступают имущественные интересы потребителя, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.
Объективная сторона административного правонарушения, квалифицированного по данной норме, состоит в совершении противоправных действий, относящихся к формам обмана потребителей.
Обман характеризуется тем, что лицо преднамеренно вводится в заблуждение другим лицом путем ложного заявления, обещания, искажения фактов, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Из преамбулы к Закону Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1, Закон о защите прав потребителей) следует, что потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие потребителям услуги по возмездному договору, является исполнителем (абзац 5 преамбулы указанного Закона).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона РФ N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно третьему абзацу пункта 42 Правил N 354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по снабжению электрической энергией, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4 (1) приложения 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению с применением повышающего коэффициента, а именно:
Pi = N i x N j x Kпов x Tкр, где:
N i - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
N j - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года - 1,5.
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 09.06.2015 N 130-пр норматив потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях для Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района составляет 4,4484 куб. м/чел. в месяц.
На основании вышеизложенного, как верно установило Управление Роспотребнадзора, расчет платы за холодное водоснабжение за расчетный период март 2021 года в жилом помещении по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п. Эльбан, ул. 2-й Микрорайон, д. 12, кв. 88, должен быть произведен следующим образом:
Pi = 5 чел. х 4,4484 куб. м/чел. в мес х 1,5 х 28,9 руб. = 964,19 руб.
Вместе с тем, ООО "Водоснабжение" начислено к оплате 1628,92 руб.
Таким образом, общество завысило расчет потребителю на 664,73 руб.
Согласно материалам проверки в данном доме, в указанной квартире имеется техническая возможность для установки прибора учета воды.
В случае если прибор учета не установлен, при расчете платы за коммунальную услугу применяется повышающий коэффициент, что согласуется с требованиями пункта 42 Правил N 354.
В связи, с чем ООО "Водоснабжение" не имело правовых основании для выставления потребителю суммы счета в размере 1628,92 рублей по неутвержденному порядку расчета размера платы по ХВС за расчетный месяц март 2021 года по адресу: Хабаровский край, Амурский район, п. Эльбан, ул. 2-й Микрорайон, д. 12, кв. 88.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии в действиях общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина в соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении правонарушения исследован Управлением при рассмотрении дела об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении.
Доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства заявителем жалобы не представлено.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания рассматриваемого правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Возможности применения к рассматриваемой ситуации положений статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены назначенного административным органом административного штрафа на предупреждение судом также не усматривается, ввиду причинения потребителю имущественного ущерба, выразившегося в повышенном начислении размера платы за коммунальную услугу.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения, оснований для применения положений статьи 4.1 КоАП РФ не имеется.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Постановление о привлечении к административной ответственности принято в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, арбитражный суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю.
Доводы заявителя жалобы сводятся к иной, чем у суда первой инстанции оценке обстоятельств дела, поэтому они не могут являться правовым основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, которым дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09.12.2021 по делу N А73-16281/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16281/2021
Истец: ООО "Водоснабжение"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю