г. Киров |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А29-5646/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2022 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
без участия представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленый лес"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2021 (резолютивная часть вынесена 01.11.2021) по делу N А29-5646/2021,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зеленый лес" (ИНН: 1121022882, ОГРН: 1141121000030)
к Дагестанской таможне (ИНН: 0541015036, ОГРН: 1020502528727)
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Зеленый лес" (далее - заявитель, ООО "Зеленый лес", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об отмене постановления Дагестанской таможни (далее - ответчик, Таможня) от 26.04.2021 N 10801000-3074/2020, в соответствии с которым ООО "Зеленый лес" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд первой инстанции, приняв заявление ООО "Зеленый лес" к рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), определением от 04.08.2021 перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2021 (резолютивная часть вынесена 01.11.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Зеленый лес" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе заявитель выражает несогласие с наличием события вмененного ему административного правонарушения. Как указывает Общество, заявленный декларантом товар является пиломатериалом и не может быть классифицирован как лесоматериал. Применение в декларации на товары кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 4407 заявитель обосновывает тем, что декларантом выбрана наиболее точно и полно описывающая задекларированный товар позиция ТН ВЭД ЕАЭС. По утверждению заявителя жалобы, применение к спорному товару кода ТН ВЭД ЕАЭС 4409 (пиломатериалы) не представляется возможным, поскольку указанная позиция включает в себя изделия в виде профилированного погонажа. Подробно позиция изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 14.12.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 15.12.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
02.02.2022 рассмотрение дела было отложено до 13 часов 15 минут 09.03.2022.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом первой инстанции, 02.11.2020 таможенному посту ЖДПП Дербент Дагестанской таможни с целью последующего убытия за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) в железнодорожном вагоне N 54556790 представлен товар, вывозимый по товаросопроводительным документам (железнодорожная накладная от 21.10.2020 N 29750614, инвойс от 09.10.2020 N 58, спецификация от 09.10.2020 N 58, фитосанитарный сертификат от 09.10.2020 N 031110105091020001) и задекларированный ООО "Зеленый лес" по декларации на товары N 10228010/091020/0013742 (далее - ДТ, ДТ N 10228010/091020/0013742) как "пиломатериалы обрезные из сосны (Pinus sylvestris L.) распиленные вдоль, нестроганные, необтесанные, нешлифованные, нелущенные, без торцевых соединений и соединений в шип" с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 4407119300, общим весом брутто 68 600 кг, в объеме 99,98 м3.
Отправителем товара является ООО "Зеленый лес", получателем товара - ООО "NFNVTV" (Азербайджан).
При совершении таможенной операции, связанной с убытием товаров с таможенной территории ЕАЭС, применен профиль риска, по результатам которого осуществлены меры по минимизации риска, связанные с проведением таможенного осмотра и привлечением таможенного эксперта-специалиста (проведено идентификационное исследование в экспертно-исследовательском отделе N 2 г. Махачкала).
Согласно представленному в материалы дела заключению специалиста от 10.11.2020 N 12405020/0028598 исследованный товар, предъявленный к вывозу, идентифицирован как лесоматериал - доска обрезная из хвойных пород дерева, полученная продольным пилением и последующим поперечным раскроем полученных частей бревна, ровная со всех сторон прямоугольного сечения, без соединения в шип, нелущенная, необтесанная, нешлифованная, непрофилированная (том 2 л.д. 60-66).
На основании полученного заключения специалиста от 10.11.2020 ответчик пришел к выводу о том, что спорный товар является лесоматериалом. Данное обстоятельство согласуется и с тем, что само Общество задекларировало по ДТ спорный товар с ТН ВЭД ЕАЭС 4407119300. В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения к административной ответственности) под данной позицией ТН ВЭД ЕАЭС понимаются лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм, хвойные, из сосны обыкновенной вида "Pinus sylvestris L.".
В представленном в целях убытия товара фитосанитарном сертификате от 09.10.2020 N 031110105091020001 (том 1 л.д. 57) вывозимый товар заявлен как "пиломатериалы из хвойных пород 99,98 м3", что не соответствует товару, фактически предъявленному к вывозу с территории ЕАЭС, согласно заключению специалиста.
С учетом изложенного Таможня пришла к выводу о том, что декларантом ООО "Зеленый лес" в нарушение требований статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза для целей убытия товара за пределы таможенной территории ЕАЭС таможенному органу представлен разрешительный документ на товар (фитосанитарный сертификат от 09.10.2020 N 031110105091020001), относящийся к другим товарам, при этом на фактически вывозимый товар в целях убытия его с таможенной территории ЕАЭС разрешительный документ не представлен, то есть допущено несоблюдение установленных запретов и ограничений на вывоз товаров с таможенной территории ЕАЭС, которое является административным правонарушением и влечет административную ответственность по статье 16.3 КоАП РФ.
По данному факту несоблюдения установленных запретов и ограничений 11.11.2020 в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
09.04.2021 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 10801000-3074/2020, которым деяние заявителя квалифицировано по статье 16.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ООО "Зеленый лес" вынесено постановление от 26.04.2021 N 10801000-3074/2020, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, равно как и о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом (том 2 л.д. 2-6, 23-28).
Не согласившись с вынесенным постановлением от 26.04.2021, ООО "Зеленый лес" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с требованием о его отмене.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия со стороны ответчика существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении. Оснований для квалификации совершенного административного правонарушения в качестве малозначительного или замены административного штрафа на предупреждение суд не установил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и представленного отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 16.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Под запретами и ограничениями понимаются применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов (подпункт 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 ТК ЕАЭС лица, определенные ТК ЕАЭС, обязаны представлять таможенным органам документы и (или) сведения, необходимые в соответствии с ТК ЕАЭС для совершения таможенных операций.
Как следует из пункта 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан, в том числе произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.
Согласно пункту 3 статьи 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС.
В силу подпунктов 4, 7 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения о товарах, в том числе наименование, описание, необходимое для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, а также сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС и сведения о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанные в статье 108 ТК ЕАЭС.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подпункт 4 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114-117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3 статьи 108 ТК ЕАЭС).
Согласно статьи 140 ТК ЕАЭС соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС является необходимым условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ "О карантине растений" вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2015 N 995 утверждены Правила осуществления таможенными органами контроля за вывозом из Российской Федерации подкарантинной продукции, в пункте 2 которых установлено, что вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера, информация о которых размещается на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Так, на официальном сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://fsvps.gov.ru/ размещена информация о фитосанитарных требованиях, предъявляемых к подкарантинной продукции, ввозимой на территорию Азербайджанской Республики, разработанных в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 26.05.2006 N 102-IIIQ "О фитосанитарном надзоре", распоряжениями Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 29.12.2006 N 280, от 07.12.2006 N 260.
Пунктом 2 названных фитосанитарных требований предусмотрено, что виды подкарантинной продукции идентифицируются в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.
Согласно тексту товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС в нее отнесены лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм; в товарную позицию 4409 ТН ВЭД ЕАЭС включены пиломатериалы (включая планки и фриз для паркетного покрытия пола, несобранные) в виде профилированного погонажа (с гребнями, пазами, шпунтованные, со стесанными краями, с соединением в виде полукруглой калевки, фасонные, закругленные или аналогичные) по любой из кромок, торцов или плоскостей, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения (решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения и привлечения Общества к административной ответственности).
Как было указано выше, ООО "Зеленый лес" задекларировало по ДТ N 10228010/091020/0013742 товар с кодом ТН ВЭД ЕАЭС - 4407119300, который является подкарантинным и вывоз которого должен сопровождаться представлением таможенному органу фитосанитарного сертификата.
Так, лесоматериалы, распиленные или расколотые вдоль, разделенные на слои или лущенные, строганные или не строганные, шлифованные или не шлифованные, имеющие или не имеющие торцевые соединения, толщиной более 6 мм (код ТН ВЭД ЕАЭС 4407) поименованы в Перечне подкарантинной продукции, утвержденном решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 318, и подлежат карантинному фитосанитарному контролю (надзору).
Из материалов настоящего дела следует, что Общество при вывозе подкарантинного товара, классифицируемого в товарной позиции 4407 ТН ВЭД ЕАЭС, представило фитосанитарный сертификат от 09.10.2020 N 031110105091020001 на товар, соответствующий товарной позиции 4409 ТН ВЭД ЕАЭС (пиломатериалы).
При таких обстоятельствах является обоснованным вывод, изложенный в оспариваемом постановлении Таможни, о том, что ООО "Зеленый лес" в нарушение требований статьи 7 ТК ЕАЭС при убытии спорного товара с таможенной территории ЕАЭС не представило документ, подтверждающий соблюдение запретов и ограничений, в частности фитосанитарный сертификат, удостоверяющий соответствие данного подкарантинного товара фитосанитарным требованиям, что является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "Зеленый лес" вышеперечисленных требований подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении от 09.04.2021, что свидетельствует о наличии в деянии заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Доводы, приводимые Обществом в обоснование отсутствия события вмененного ему административного правонарушения, в том числе указание ООО "Зеленый лес" на то, что фактически заявленный декларантом товар является пиломатериалом, а обозначенный в ДТ код ТН ВЭД ЕАЭС 4407 выбран Обществом в целях наиболее точного и полного описания задекларированного товара, не опровергают изложенные выше выводы, в связи с чем отклоняются апелляционным судом. Заключение специалиста от 10.11.2020 не оспорено, ходатайство о проведении судебной экспертизы Обществом не заявлялось.
Перечень подкарантинной продукции содержит разделение товаров по категориям "лесоматериалы" и "пиломатериалы" по соответствующим товарным позициям ТН ВЭД ЕАЭС. Общество обязано проверять содержание фитосанитарного сертификата и принимать меры по соблюдению действующего таможенного законодательства.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения установленной обязанности.
Доказательств наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что ООО "Зеленый лес" приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
При установленных по делу обстоятельствах следует признать доказанным наличие в деянии ООО "Зеленый лес" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.
Совершение последующих действий по устранению выявленного нарушения не позволяет говорить о принятии заявителем всех зависящих от него достаточных мер по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, не исключает оснований для привлечения к административной ответственности за его совершение.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение рассматриваемого административного правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Юридико-фактические основания для квалификации допущенного Обществом административного правонарушения в качестве малозначительного и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют. Исключительных обстоятельств судом не установлено. Соответствующих мотивированных и документально подтвержденных доводов, позволяющих прийти к иному выводу, заявителем не приведено. Совершенное Обществом административное правонарушение, предусмотренное статьей 16.3 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере таможенного регулирования и таможенного контроля.
Размер назначенного Обществу административного штрафа определен в минимальном размере санкции, установленной статьей 16.3 КоАП РФ, назначенное административное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения и соразмерно его тяжести.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2021 (резолютивная часть вынесена 01.11.2021) по делу N А29-5646/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Зеленый лес" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не уплачивается, в связи с чем вопрос о ее взыскании судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.11.2021 (резолютивная часть вынесена 01.11.2021) по делу N А29-5646/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Зеленый лес" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-5646/2021
Истец: ООО "ЗЕЛЕНЫЙ ЛЕС"
Ответчик: Дагестанская таможня