г. Челябинск |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А07-14532/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кожевниковой А.Г.,
судей Забутыриной Л.В., Журавлева Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтажный поезд N 765" на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2022 по делу N А07-14532/2021.
В судебное заседание явился представитель общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтажный поезд N 765" - Кильметов Алексей Альбертович (доверенность от 03.11.2021 сроком действия до 03.11.2022, паспорт, диплом).
В Арбитражный суда Республики Башкортостан поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтажный поезд N 765" обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании Государственного автономного учреждение Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ" (ОГРН 1030203893356, ИНН 0274017550) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.09.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство промышленной энергетики и инновации по Республики Башкортостан, Минземимущество Республики Башкортостан.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2022 во введении в отношении ГАУ РНТИК "Баштехинформ" процедуры наблюдении, отказано, производство по заявлению прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, кредитор обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой указал, что судом не верно истолкована норма статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, ГАУ РНТИК "Баштехинформ" необоснованно отнесено у лицам, в отношении которых не может быть введена процедура банкротства.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Присутствующий участник процесса в судебном заседании 11.03.2022 заявил суду свою позицию относительно доводов апелляционной жалобы (согласно протоколу судебного заседания), на основании статей 9, 65, 262, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционным судом отказано в приобщении отзыва на апелляционную жалобу от третьего лица, поскольку им не исполнена обязанность по заблаговременному направлению отзыва иным участникам процесса и суду (отправка датирована 10.03.2022).
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда от 02.02.2021 по делу N А07-29289/2020 удовлетворены требования кредитора о взыскании с должника суммы долга по договору N403р/10-01/19 от 2.07.2019 в размере 1 086 852, 00 руб., суммы пени в размере 32 257, 76 руб. за период с 30.06.2020 по 27.01.2021.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3419/2021 от 07.04.2021 решение Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменения.
Как следует из материалов дела, должник зарегистрирован в качестве юридического лица и действует на основании устава.
Из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ГАУ РНТИК "Баштехинформ" является некоммерческой организацией в форме автономного учреждения, основной вид деятельности - научные исследования разработки в области естественных и технических наук.
Согласно пункту 1.1 Устава, государственное автономное учреждение Республиканский научно-технологический II информационный комплекс "Баштехинформ" создано в соответствии с Распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 242-р от 12 марта 2009 года путем изменения типа Государственного учреждения "Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ".
В силу пункта 1.3 Устава, учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг о целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан в сферах электроэнергетики, дополнительного образования, информационного обеспечения научной деятельности и иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
В пункте 1.8 Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.
В соответствии с пунктом 3.1 Устава, имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Решение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за Учреждением пли о выделении средств на его приобретение.
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в отзыве пояснило, что ГАУ РНТИК "Баштехинформ" является автономным учреждением, согласно Сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом его деятельности является деятельность в области научных исследований и разработки в области естественных и технических наук прочие. Данная деятельность, в первую очередь, является некоммерческой.
Согласно письменному пояснению должника, в соответствии с приказами Минземимущества Республики Башкортостан от 04.02.2021 N 145, от 04.02.2021 N 147 прекращено право оперативного управления Учреждениями на нежилые помещения по адресу: г.Уфа, ул.Кирова, 15. Остальное имущество Учреждения является особо ценным движимым имуществом. Статус особо ценного движимого имущества в данном случае закреплен в п.4 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
Указав, что нормы действующего закона не предусматривают ликвидацию автономных учреждении путем банкротства, суд отказал во введении в отношении должника процедуры наблюдения и прекратил производство по заявлению о банкротстве.
Исследовав обстоятельства дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
На основании части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о банкротстве действие настоящего Закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (часть 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По мнению апеллянта, законодатель, формулируя норму части 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что не могут быть признаны банкротом исключительно казенные предприятия и бюджетные учреждения, которые полностью финансируются за счет бюджета соответствующего уровня по смете доходов и расходов, в связи с чем должник, являясь автономным учреждением, может быть признан несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном Законом о банкротстве.
Указанные доводы заявителя апелляционной жалобы нельзя признать основанными на правильном толковании норм материального права в силу следующего.
Согласно части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
По смыслу статьи 65 названного Кодекса, учреждения, наряду с казенными предприятиями, политическими партиями и религиозными организациями, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) по решению арбитражного суда.
При этом, исходя из буквального толкования приведенной нормы, установленная законом невозможность ликвидации путем признания несостоятельным (банкротом) распространяется на учреждения как на одну из организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, независимо от их вида (казенные, бюджетные, автономные). Каких-либо исключений в отношении автономных учреждений законодатель не установил.
Таким образом, оснований для ограничительного толкования положений части 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации в части невозможности признания несостоятельными (банкротами) только казенных предприятий и бюджетных учреждений, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
В силу статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях, предусмотренных указанной статьей, а также в иных предусмотренных настоящим Законом случаях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права.
Доводы подателя жалобы не опровергают установленные судом обстоятельства и не влияют на существо принятого судебного акта, поэтому не являются основанием для его отмены.
Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для его отмены в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 07.02.2022 по делу N А07-14532/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергомонтажный поезд N 765" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.Г. Кожевникова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-14532/2021
Должник: государственное автономное учреждение Республиканский научно-технологический и информационный комплекс "Баштехинформ"
Кредитор: ООО "ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ", ООО ЭНЕРГОМОНТАЖНЫЙ ПОЕЗД N 765
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Министерство промышленности, энергетики и инноваций Республики Башкортостан, НП "ЦЕНТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ"
Хронология рассмотрения дела:
15.03.2022 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2547/2022