г. Саратов |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А06-9926/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 14.03.2022 года.
Полный текст постановления изготовлен - 15.03.2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пузиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филипповой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя ГКФХ Прелова Александра Анатольевича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 января 2022 года по делу N А06-9926/2021 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя ГКФХ Прелова Александра Анатольевича (Астраханская обл., г. Камызяк, ОГРНИП: 312302320700035, ИНН: 300503147311)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, д. 42, ОГРН: 1033001700159, ИНН: 3017003414)
о признании незаконным и отмене постановления, и прекращении производства,
при участии в судебном заседании:
от Астраханской таможни - Мулдашева Н.Д., представитель по доверенности N 07-18/00013 от 10.01.2022 (срок доверенности до 31.12.2022), имеет высшее юридическое образование.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Прелов А.А. (далее - ИП Глава КФХ Прелов А.А., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Астраханской таможни от 28.09.2021 N 10311000-683/2021 о привлечении к ответственности по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 13 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ИП Глава КФХ Прелов А.А., не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, принять по делу новый судебный акт.
ИП Глава КФХ Прелов А.А. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 08.02.2022, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Астраханская таможня представила отзыв на апелляционную жалобу, который заблаговременно не направило в адрес ИП Главы КФХ Прелова А.А..
В силу частей 1, 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, направляет отзыв на апелляционную жалобу с приложением документов, подтверждающих возражения относительно жалобы, другим лицам, участвующим в деле, и в арбитражный суд. К отзыву, направляемому в арбитражный суд, прилагается также документ, подтверждающий направление отзыва другим лицам, участвующим в деле.
Отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания.
В случае несоблюдения лицом, участвующим в деле, требований части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что отзыв направляется заказным письмом с уведомлением о вручении в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с ним до начала судебного заседания, арбитражный апелляционный суд отказывает в приобщении отзыва к материалам дела.
Астраханская таможня не направила отзыв на апелляционную жалобу в адрес ИП Главы КФХ Прелова А.А., лишив его возможности ознакомления с доводами отзыва. При указанных обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд считает необходимым возвратить Астраханской таможне отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило выявленное административным органом нарушения предпринимателем требований Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2020 N 891, выразившееся в представлении статистической формы учета перемещения товаров за январь 2021 года с нарушением установленного срока.
По факту выявленных нарушений в отношении ИП Главы КФХ Прелова А.А. составлен протокол от 24.08.2021 N 10311000-683/2021 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ (т. 1 л.д. 40-45).
Постановлением Астраханской таможни от 28.09.2021 N 10311000-683/2021 предприниматель признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 20 000 руб. (т. 1 л.д. 6-13).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт административного правонарушения и вина ИП Главы КФХ Прелова А.А. в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.
Объектом административного правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств - членов Евразийского экономического союза или вывозимых из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Объективную сторону правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении установленных требований о своевременности представления в таможенный орган статистических форм, а также их достоверности.
Субъектами правонарушения являются должностные и юридические лица, ответственные за предоставление в таможенный орган указанных статистических форм.
Согласно статье 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статистика взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации.
Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.
Порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе устанавливать статистические пороги учета товаров в статистике взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Союза.
Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 N 891 "О порядке ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329" утверждены Правила ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза (далее - Правила).
В силу пункта 5 Правил, российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, либо при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязано своевременно представлять в таможенный орган содержащую достоверные сведения статистическую форму, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности, размещенном на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от стоимости товаров, количества и вида транспорта, которым они перевозятся.
В соответствии с пунктом 6 Правил, статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Для товаров, отправляемых посредством торговли в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в адрес физических лиц, статистическая форма представляется по всем отгрузкам за отчетный месяц отдельно по каждой стране получения.
Статистическая форма представляется в таможенный орган в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет (пункт 8 Правил).
Согласно пункту 9 Правил, статистическая форма представляется в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведены отгрузка или получение товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящих Правил.
Местом представления статистической формы является таможенный орган, осуществивший электронную регистрацию статистической формы. Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет (пункт 10 Правил).
В пункте 11 Правил указано, что регистрация таможенным органом статистической формы и аннулирование зарегистрированной таможенным органом статистической формы осуществляются в порядке, установленном Федеральной таможенной службой.
Как предусмотрено пунктом 12 Правил, таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений, в том числе посредством запроса у заявителя через личный кабинет дополнительных сведений, которые должны быть представлены в таможенный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения заявителем такого запроса.
Пунктом 16 Правил установлено, что непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 04 апреля 2021 года ИП Главой КФХ Преловым А.А. была заполнена статистическая форма учета перемещения товаров (далее - СФ, статформа) с системным номером ED 20210404204857907, заверенная электронной подписью заявителя: Прелов Александр Анатольевич (выдана ООО "АСТРАЛ-М"), которой был присвоен регистрационный номер 10311000/040421/С400753, содержащая сведения об экспортных операциях в январе 2021 года.
Согласно указанной СФ товары N 1 - "рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе", код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 0302130000, 2 - "карп..." код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 0302730000, N 3 - "рыба свежая или охлажденная, за исключением рыбного филе" код ЕТН ВЭД ЕАЭС - 0302130000, вывезены продавцом ИП Главой КФХ Преловым А.А. (416340, Россия, Астраханская область, г. Камызяк, - ул. Молодежная, дом 28) в адрес покупателя ТОО "ТIЛЕКIШI" (160009, Республика Казахстан, г. Атырау, с. Амангельды, ул. Абая, 36) общей стоимостью 524 000,000 руб., общим весом 18 000,00 кг по следующим документам: договор Nб/н от 26.01.2021 г., товарная накладная N 24 от 26.01.2021.
Таким образом, предприниматель должен был представить статистическую форму учета перемещения товаров за январь 2021 года не позднее 12.02.2021.
Однако, статистическая форма учета перемещения товаров представлена предпринимателем только 04.04.2021, то есть с нарушением установленного срока.
Факт нарушения предпринимателем положений пункта 9 Правил, установлен апелляционной коллегией, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами и предпринимателем не оспаривается.
Доводы заявителя апелляционной жалобы об отсутствии вины предпринимателя в совершении административного правонарушения, в связи с отсутствием у предпринимателя умысла на не предоставление статистической отчетности, а также о незнании необходимости ее представления, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заключив сделку, в соответствии с которой товары вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Союза, предприниматель должен был знать о необходимости соблюдения предусмотренных вышеназванными нормативными актами обязательных требований по своевременному представлению в таможенный орган содержащих достоверные сведения статистических форм учета.
В материалы дела заявителем не представлены доказательства, позволяющие сделать вывод о том, что им были приняты все необходимые и достаточные меры, направленные на недопущение выявленных нарушений.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения, указанный в части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного, как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Предприниматель не проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, не предпринял всех необходимых мер для соблюдения Правил ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза.
Довод заявителя апелляционной жалобы о несоблюдении административным органом срока составления протокола об административном правонарушении также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку само по себе нарушение требования о немедленном составлении протокола об административном правонарушении, содержащегося в части 1 статьи 28.5 КоАП РФ, не может являться основанием для признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении. Срок составления административного протокола, установленный КоАП РФ, не является пресекательным. Нарушение срока составления протокола об административном правонарушении не исключает производства по делу об административном правонарушении, если этим протоколом подтверждается факт правонарушения и он составлен в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье.
Вопреки доводам заявителя апелляционной жалобы суд первой инстанции пришел к верному выводу о соблюдении таможенным органом срока давности привлечения ИП Главы КФХ Прелова А.А. к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение требований таможенного законодательства Российской Федерации, выразившееся в непредставлении или несвоевременном представлении в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Соответственно, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения (статья 19.7.13 КоАП РФ), не является длящимся правонарушением.
Правонарушения совершены и окончены по истечении срока представления такой отчетности.
Поскольку соответствующая статистическая форма должна была быть представлена в срок не позднее 12.02.2021 (то есть к определенному сроку), невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Так как форма статистической отчетности должна была быть представлена в срок до 12.02.2021, к административной ответственности заявитель мог быть привлечен в срок до 12.02.2022.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от в отношении ИП Главы КФХ Прелова А.А. вынесено 28.09.2021, то есть в пределах предусмотренного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ годичного срока.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении срока давности привлечения ИП Главы КФХ Прелова А.А. к административной ответственности.
При решении вопроса о назначении административного наказания административным органом были учтены все обстоятельства совершения административного правонарушения. Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. соответствует минимальному размеру штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о необоснованном вынесении в отношении предпринимателя 18 однородных постановлений о привлечении к административной ответственности, вынесенных в рамках проверки одной таможенной декларации, в один временной период отклоняются судебной коллегией апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 6 Правил, статистическая форма представляется за отчетный месяц по нескольким отгрузкам (получениям) товаров, отгруженных (полученных) на одних и тех же условиях в ходе исполнения одного контракта (договора) (при наличии) в одном направлении (ввоз либо вывоз) одному и тому же покупателю (продавцу) из одной страны отправления (получения), или отдельно по каждой отгрузке (получению) товаров.
Поскольку предпринимателем было заполнено и представлено в Астраханскую таможню через личный кабинет 18 статистических форм учета перемещения товаров в Республику Казахстан за период с ноября 2020 по февраль 2021, соответственно, представление каждого отчета образует самостоятельное событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.7.13 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения ИП Главы КФХ Прелова А.А. к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Предприниматель привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.13 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно отказано ИП Главе КФХ Прелову А.А. в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 января 2022 года по делу N А06-9926/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-9926/2021
Истец: ИП ГКФХ Прелов Александр Анатольевич
Ответчик: Астраханская таможня, Главный Таможенный инспектор отделения таможенного контроля Н.А.Хупова, Заместитель начальника Астраханской Таможни Кухаренко В.В.