14 марта 2022 г. |
дело N А40-184874/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Кузнецовой Е.Е.
Судей Новиковой Е.М., Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Истца
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2021 г. (резолютивная часть от 20.12.2021 г.) по делу N А40-184874/21
по иску Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284) к АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (ОГРН: 1097746390224) о взыскании,
при участии в судебном заседании:
от истца: Гасанов М.М. по доверенности от 23.04.2021,
от ответчика: Агаренков С.В. по доверенности от 20.12.2021
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации (далее - истец, заказчик) предъявило АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК" (далее - ответчик, подрядчик) иск о взыскании неустойки по контракту от 04.05.2018 N 1819187376272554164000000 в размере 19 393 659 руб. 25 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы, объявленным в порядке ч. 2 ст. 176 АПК РФ 20.12.2021 г., изготовленным в полном объеме 28.12.2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением, Истец подал апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Истец требования и доводы своей жалобы поддержал, Ответчик по ним возражал.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, полагает его подлежащим оставлению без изменения.
Установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (далее - Государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (далее - Генподрядчик) заключен государственный контракт от 04.05.2018 N 1819187376272554164000000 (далее - Контракт) на корректировку проектной документации, разработку рабочей документации и выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции внутриплощадочных инженерных сетей и реконструкции автоматизированной газовой котельной по объекту.
Согласно п. 2.1 Контракта Генподрядчик выполняет работы по инженерным изысканиям для корректировки проектной документации, корректировку проектной и разработку рабочей документации, строительно- монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе, раздела 23 Контракта, ведение Авторского надзора и работы (услуги), необходимые для ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с условиями Контракта (Возведение объекта "под ключ") (далее - работы).
Пунктом 5.2 Контракта предусмотрены сроки выполнения работ: инженерные изыскания - 25 июля 2018 г.;
корректировка проектной документации, разработка (корректировка) градостроительной документации - 30 июля 2018 г.;
получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации - 25 сентября 2018 г.;
разработка рабочей документации - 1 октября 2018 г.; выполнение строительно-монтажных работ - 20 ноября 2018 г.
дата подписания итогового акта приемки выполненных работ- 20 февраля 2019 г.
По настоящее время указанные работы Генподрядчиком не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пеня) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения данного обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты неустойки (пени) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Генподрядчиком.
Расчет неустойки за просрочку выполнения этапов работ по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной ЦБ РФ на дату уплаты пени, определенной с улетом коэффициента х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения этапа работ (инженерные изыскания) с 26.07.2018 по 30.07.2018 составляет 5 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (инженерные изыскания) составляет:
(600 268 019,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,25% х 5 дней (с 26.07.2018 по 30.07.2018) = 725 323,86 руб.
Просрочка исполнения этапа работ корректировка проектной документации, разработка (корректировка) градостроительной документации) с 31.07.2018 по 25.09.2018 составляет 57 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (корректировка проектной документации, разработка (корректировка) градостроительной документации) составляет:
(600 268 019,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,25% х 48 дней (с 31.07.2018 по 16.09.2018) = 6 963 109,02 руб.
(600 268 019,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 9 дней (с 17.09.2018 по 25.09.2018) = 1 350 603,04 руб.
Сумма неустойки за просрочку исполнения этапа работ (корректировка проектной документации, разработка (корректировка) градостроительной документации) составляет: 6 963 109,02 руб. + 1 350 603,04 руб. = 8 313 712,06 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) с 26.09.2018 по 01.10.2018 составляет 6 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (получение положительного заключения государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) составляет:
(600 268 019,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 6 дней (с 26.09.2018 по 01.10.2018) = 900 402,03 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) с 02.10.2018 по 20.11.2018 составляет 50 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) составляет:
(600 268 019,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 50 дней (с 02.10.2018 по 20.11.2018) = 7 503 350,24 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 21.11.2018 по 03.12.2018 составляет 13 дней.
Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) составляет:
(600 268 019,00 руб. - 0) х 1/300 х 7,5% х 13 дней (с 21.11.2018 по 03.12.2018) = 1 950 871,06 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 04.05.2018 N 1819187376272554164000000 составляет: 725 323,86 + 8 313 712,06 + 900 402,03 + 7 503 350,24 + 1 950 871,06 = 19 393 659,25 руб.
В соответствии с разделом 21 Контракта Государственным заказчиком в адрес Генподрядчика направлена претензия от 13.12.2018 N 207/8/62, однако претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований заказчика.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства сторон по договору должны исполняться надлежащим образом.
Исходя из положений ст. 310 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Соглашением сторон в соответствии со ст. ст. 421, 431 ГК РФ стороны вправе предусмотреть размер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора.
В соответствии с п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса РФ, неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и др. (Информационное письмо президиума ВАС РФ от 14.07.1997 г. N 17).
Кроме того, суд приходит к выводу, что у Истца отсутствуют правовые основания для привлечения Ответчика к имущественной ответственности за просрочку этапа работ получение положительного заключения Государственной экспертизы.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право направлять проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу.
В силу п. 10 ст. 49 ГрК РФ только заказчик или технический заказчик имеет право оспаривать отрицательное заключение экспертизы.
Согласно условий п. 2 Административного регламента предоставления Минобороны России государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 г. N 1700, заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является Заказчик, обратившийся с заявлением.
Обязательство по прохождению государственной эксперта возложено на Заказчика (п. 1 ст. 49 ГрК РФ).
Вопросы передачи Заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции Ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства.
Более того, условиями Контракта не предусмотрена ответственность за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы, поскольку пунктом 18.4 Контракта (на который ссылается Истец в обоснование исковых требований) предусмотрена ответственность лишь за невыполнение обязательств по срокам выполнения Работ.
Пункт 2.1 Контракта содержит понятие Работ: к ним относятся работы по инженерным изысканиям, обследованиям и обмерам для подготовки проектной документации, разработка проектной и рабочей документации, строительно- монтажные работы.
Получение положительного заключения государственной экспертизы к Работам не относится (что логично и обоснованно, поскольку Ответчик может лишь устранять замечания экспертизы по разработанной документации, которые находятся в его компетенции, а не компетенции Заказчика), следовательно, п. 18.4 Контракта не предусматривает ответственности за несвоевременное получение положительного заключения.
Таким образом, направлять документацию на государственную экспертизу, обжаловать заключение экспертизы, а, следовательно, получать положительное заключение государственной экспертизы может исключительно Заказчик или технический заказчик.
Доверенности, предусматривающей полномочий Генподрядчика действовать от имени Государственного заказчика в качестве заявителя при обращении в экспертное учреждение с заявлением о проведении государственной экспертизы проектной документации по объекту с правом заключения, изменения, исполнения, расторжения от собственного имени договора на проведение государственной экспертизы выдано не было.
На основании изложенного, усматривается, что факт приемки выполненных работ поставлен в зависимости от действий Заказчика и третьих лиц и обусловлен наличием обстоятельства, не обладающего признаками неизбежности наступления, что противоречит положениям ст.ст. 190, 762 ГК РФ.
Таким образом, указанное действие не может быть совершено Ответчиком, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки неправомерно.
Таким образом, требование истца о взыскании штрафных санкций за нарушение срока получения положительного заключения государственной экспертизы в сумме 900 402,03 руб. является неправомерным.
Так же у Истца отсутствуют правовые основания для привлечения Ответчика к имущественной ответственности за просрочку исполнения обязательств по Контракту срок исполнения, которых был перенесен до 30.11.2021 г. (дополнительное соглашение от 29.12.2020 г. N 1 к дополнительному соглашению от 23.06.2020 N 3 к Контракту).
Пунктом 8.2.20 Контракта за Генподрядчиком закреплена обязанность выполнить работы без превышения лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты работ по Контракту на соответствующий год.
Согласно п. 4.1 Контракта, оплата по Контракту осуществляется в рублях за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных для оплаты Работ по Контракту.
В силу п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с п. 1 ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренной сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Пунктом 3.2 Контракта предусмотрено, что принятие Государственным заказчиком денежных обязательств в соответствии с условиями Контракта и обеспечение их оплаты за счет средств федерального бюджета осуществляется в пределах обязательств в соответствии с ведомственной, функциональной и экономической структурами расходов бюджетов Российской Федерации, установленными федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Однако к Контракту заключены ряд дополнительных соглашений (от 29.12.2020 N 1, от 23.06.2020 N3), которыми изменены установленные Разделом 4 Контракта сроки и объемы оплаты, а также предусмотрено увеличение периода финансирования исполнения Заказчиком обязательств по оплате выполненных работ, перенесено на 2021 год.
29.12.2020 стороны подписали дополнительное соглашение N 1, в пункте 1 которого предусмотрели, что обязательства по Контракту подлежат исполнению сторонами не позднее 30 ноября 2021, при этом обязательства по финансированию будут исполнены после доведения до Государственного заказчика лимитов бюджетных обязательств, т.е. требование о взыскании неустойки за заявленный в исковом заявлении период неправомерно.
Продление срока действия Контракта фактически свидетельствует о соответствующем продлении срока выполнения работ. Данный вывод основан на правовой позиции Арбитражного суда Московского округа, изложенной в постановлении от 06.07.2016 по делу N А40-58294/2015.
Согласно п. 22.1 Контракта Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Контракту в случаях, установленных действующим законодательством.
Учитывая изложенное, усматривается, что Акт сдачи-приемки выполненных работ и Итоговый акт не могут быть подписаны в 2018-2021 годах, поскольку закон и Государственный контракт связывают возникновение обязательственного правоотношения по оплате работ с фактом подписания данных актов.
Таким образом, Ответчик в соответствии с условиями Контракта не должен был выполнять работы и предъявлять их к приемке в 2018-2021 годах, поскольку лимиты бюджетных обязательств на указанные годы Истцом не предусмотрены.
Учитывая вышеизложенное, усматривается, что Истец не вправе предъявлять требование о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ, поскольку данный срок еще не наступил.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции о неправомерности заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления, изложенные выше, признанные судами необоснованными, в связи с чем оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.12.2021 г. (резолютивная часть от 20.12.2021 г.) по делу N А40-184874/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Е. Кузнецова |
Судьи |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184874/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"