г. Самара |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А55-16222/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2022 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Боня Л.А.,
с участием:
от истца - директор Роккет В.Н., паспорт, выписка из ЕГРЮЛ,
от ответчика - представитель Лебедева А.В., доверенность от 10.02.2020,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2022 года в зале N 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор-С" на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2021 года по делу NА55- 16222/2021 (судья Лукин А.Г.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Вектор-С" к публичному акционерному обществу "Сбербанк России" о признании незаконным решения, выразившееся в уведомлении от 29.03.2021, об обязании возвратить 16 966,53 руб.
третье лицо: Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Вектор-С" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Публичному акционерному обществу "Сбербанк России" (далее - ответчик) о признании незаконным и отмене решения ПАО "Сбербанк России", выразившееся в уведомлении от 29.03.2021, о переводе кредитного договора от 15.06.2020 N 6991B4ZLLRERGQ0QQ0QZ3F, заключенного с ООО "Вектор-С", с 01.04.2021 на период погашения со ставкой 15 % годовых, об обязании ПАО "Сбербанк России" возвратить денежные средства в размере 16 966, 53 руб. (с учетом уточнений), удержанные с расчетного счета ООО "Вектор-С" в счет погашения задолженности по договору от 15.06.2020 N 6991B4ZLLRERGQ0QQ0QZ3F.
Определением от 15.07.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2021 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2021 года по делу N А55-16222/2021 по иску ООО "Вектор-С" к ПАО "Сбербанк России" в лице филиала ПАО "Сбербанк России" - Самарское отделение N 6991 о признании незаконным решение ПАО "Сбербанк России" о переводе кредитного договора N 6991B4ZLLRERGQ0QQ0QZ3F с 01.04.2021 г. на период погашения со ставкой 15% годовых и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением и недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, поскольку согласно Порядку направления ПФР информации в ФНС, установленному Дополнительным соглашением от 28.04.2020 N 5 к Соглашению об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федераций от 30.11.2016 N ММВ-23-11/26@/АД-09-31/СОГ779, данные из Информационного сервиса ФНС, откуда берёт сведения банк, запаздывают, поэтому согласно отчету СЗВ-М за апрель 2020 г. (в котором отразились уволенный и принятый сотрудники), численность сотрудников в ООО "Вектор-С" увеличилась формально и составила 5 человек. Банк выдал кредит исходя из численности 5 человек. Истец считает, что, численность увеличена формально, снижение фактической численности отсутствовало. Фактическая численность в ООО "Вектор-С" за весь 2020год составляет 4 человека, что подтверждается письмом ФНС от 21.04.2021 г., имеющимся в деле. По мнению заявителя, главное условие кредита "Господдержка 2%" - сохранение численности сотрудников, им соблюдено. Сложившаяся ситуация вызвана особенностями формирования информационной системы ФНС России и процедурой запроса банком сведений о численности работников, за которую ООО "Вектор-С" ответственности нести не может. В Обществе сохранились рабочие места в количестве 4 человек. Сохранить численность в количестве 5 человек, как того требует Банк, не предоставляется возможным, так как по штату в организации 4 единицы.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме по основаниям, в ней изложенным и настаивал на отмене обжалуемого решения.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее, и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом, что позволяет суду в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Вектор-С" обратилось в Банк с заявлением на получение кредита в соответствии с Правилами предоставления субсидий 25.05.2020.
09.06.2020 были поданы необходимые для заключения договора документы. Ответчиком принято решение о выдаче кредита, и 15 июня 2020 года был заключен кредитный договор N 6991B4ZLLRERGQ0QQ0QZ3F с лимитом кредитной линии 473 070,00 рублей (основание - заявление о присоединении к Общим условиям кредитования (открытию кредитной линии) юридического лица и индивидуального предпринимателя).
Во исполнение принятых на себя обязательств, ответчик перечислил Заемщику в установленный договором срок денежные средства, что подтверждается выпиской по счету представленной ответчиком.
Согласно п. 3 договора на базовый период договора и период наблюдения по договору устанавливается процентная ставка за пользование выданным траншем в размере 2 процента годовых.
29.03.2021 ответчик направляет уведомление о том, что ООО "Вектор-С" выполнили условия Постановления о сохранности численности работников на уровне, который позволит списать за счет субсидии только 50% задолженности по договору. Кредитный договор переведен на период погашения с 01.04.2021.
На период погашения, начиная с 01.04.2021, устанавливается стандартная процентная ставка в размере 15%.
В обоснование уведомления указано, что истец не выполнил условие по сохранению численности предприятия, предусмотренные правилами предоставления субсидии.
Дополнительно сотрудники банка разъяснили истцу по телефону (как следует из иска), что численность работников истца по данным сервиса ФНС по состоянию на 01 марта 2021 составила 5 человек.
Отношение численности работников по состоянию на 1 марта 2021 по данным сервиса ФНС (5 человек) к численности работников по итогам апреля 2020 составило 80%
Перечисление субсидии по списанию в размере 100% задолженности возможно только в случае, если указанное отношение составляет не менее 0,9 (т.е. сохранение 90% численности работников).
Согласно п.28 Постановления, перечисление субсидии по списанию осуществляется в размере задолженности по кредитному договору по состоянию на 01.04.2021, умноженной на коэффициент 0,5 (50%), если отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора в соответствии с п.24 Постановления, составляет не менее 0,8 (т.е. сохранение 80% численности работников).
По мнению истца, фактическая численность его за весь 2020 год не превышала 4 человек, из чего следует, что отношение численности работников заемщика по состоянию на 01.03.2021 к численности работников заемщика, определенной при расчете максимальной суммы кредитного договора (01.06.2021) составляла 100%, и действия ответчика не законны.
В связи с незаконными действиями, ответчик необоснованно списал с истца 16 966,53 руб. которые истец также просит взыскать с ответчика в судебном порядке.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за пользование ею, а также предусмотренные кредитным договором иные платежи, в том числе связанные с предоставлением кредита (пункт 1 статьи 819 ГК РФ).
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности.
Правила устанавливают цель, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности (пункт 1).
В пункте 9 Правил N 696 перечислены условия предоставления субсидии, в частности, заемщик получателя субсидии должен быть включен в соответствующие реестры организаций, осуществлять деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (подпункт "а"); получателем субсидии с заемщиком должен быть заключен кредитный договор (соглашение) с конечной ставкой для заемщика не более двух процентов годовых на базовый период кредитного договора (соглашения), а также на период наблюдения по кредитному договору (соглашению) и со стандартной процентной ставкой на период погашения по кредитному договору (соглашению) (подпункт "в").
В абзацах 3 - 5 пункта 24 Постановления N 696 установлено, что (1) численность работников заемщика определяется получателем субсидии на основании сведений по состоянию на 01 июня 2020, размещенных в информационном сервисе Федеральной налоговой службы и (2) в информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
Источником данных для Платформы выступают официальные ресурсы, оператором или владельцем которых является ФНС России, - Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, автоматизированная информационная система "Налог-3", которая содержит информацию из налоговой отчетности налогоплательщиков по расчетам страховых взносов и среднесписочной численности работников, о поступлениях налогов и сборов, а также оперативные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, полученные по официальным каналам от Пенсионного фонда Российской Федерации.
Первоисточником информации о численности сотрудников является отчетность по форме СЗВ-М, передаваемая заемщиком ежемесячно в Пенсионный фонд Российской Федерации в порядке и сроки, установленные Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01 февраля 2016 года N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России (письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474) с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 01 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России по состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
Для заемщиков, обратившихся к получателю субсидии до 25 июня 2020 г. для определения максимальной суммы кредитного договора (соглашения), допустимо определение численности работников исходя из сведений о застрахованных лицах, поданных заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по итогам апреля 2020 г.
В информационном сервисе Федеральной налоговой службы размещаются сведения о застрахованных лицах, подаваемые заемщиком в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и передаваемые Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральную налоговую службу для целей реализации настоящих Правил не реже одного раза в месяц.
В соответствии с письмом ФНС России от 20.11.2020 N АБ-4-19/19051@ в целях повышения эффективности мер государственной поддержки, оказываемых субъектам малого и среднего предпринимательства, наиболее пострадавшим от коронавирусной инфекции, ФНС России спроектировала и реализовала новую цифровую платформу (далее - Платформа) на базе технологии распределенного реестра (блокчейн).
Необходимо также учитывать разъяснения, содержащиеся в Письме ФНС России от 20.08.2020 N ВД-2-19/1542@, согласно которым информационные сервисы Платформы доступны для уполномоченных Министерством экономического развития Российской Федерации кредитных организаций и органов государственной власти. Применяемая в информационном сервисе методология определяется Министерством экономического развития Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России (письмо от 17.07.2020 N Д13и-22474), с учетом сроков предоставления указанной отчетности по состоянию на 1 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года, при этом сведения о численности работников по итогам мая 2020 года страхователи вправе предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации до 15 июня 2020 года. Для целей определения максимального размера кредита в соответствии с пунктом 24 Правил, а также для оценки соблюдения заемщиком требований по сохранению занятости, предусмотренных пунктом 12 Правил, используются данные, размещенные в информационном сервисе ФНС России но состоянию на дату обращения заемщика в кредитную организацию.
При этом датой обращения заемщика является дата внесения кредитной организацией заявки заемщика в информационный сервис ФНС России.
Истец обратился в банк с заявлением о выделении кредитных средств 15.06.2020.
Кредитный лимит был рассчитан Банком исходя из численности работников истца в 5 человек.
По данным ФНС России, у истца по состоянию на 01.06.2020 составила 5 чел.. а по состоянию на 01.03.2021 - 4 чел. соответственно, отношение численности по состоянию на 01.03.2021 к численности на 01.06.2020 составило 80%, в связи с чем Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора был обязан перевести 50% задолженности по Кредитному договору на период погашения.
При этом для заключения кредитного договора Банк не должен предварительно оценивать изменение численности работников Заемщика. Оснований для отказа истцу в выдаче кредита у Банка не имелось. Само по себе изменение численности работников организации не является основанием для отказа в выдаче кредита. Численность работников на установленную дату используется для определения максимальной суммы кредитного договора.
По результатам проведенной Банком проверки у истца произошло снижение численности сотрудников до четырех человек.
Порядок и сроки направления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах (отчетность СЗВ-М) установлены Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2.2 Постановления).
Таким образом, сведениям информационного сервиса ФНС, численность работников заемщика по данным сервиса ФНС по состоянию на 01.06.2020 составила 5 чел.. а по состоянию на 01.03.2021 - 4 чел. соответственно, отношение численности по состоянию на 01.03.2021 к численности на 01.06.2020 составило 80%, в связи с чем Банк в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями Кредитного договора был обязан перевести 50% задолженности по Кредитному договору на период погашения.
С учетом сроков предоставления отчетности но форме СЗВ-М по состоянию на 01 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам апреля 2020 года. А если заемщик обратился за получением льготного кредита после 15 июня 2020 года в информационном сервисе ФНС России доступны сведения о численности работников по итогам мая 2020 года.
Таким образом, истец не воспользовался правом предоставления уточненных сведений о численности своих сотрудников в ПФР для их размещения на Платформе ФНС в срок до 15.04.2021. а также не оспорил отраженную на Платформе ФНС информацию, при этом Банк согласно Правил предоставления субсидий не вправе получать сведения о численности работников заемщика из иных источников.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, условия о численности работников заемщика в течение базового периода в размере 80% численности работников Заемщика по состоянию на 01.06.2020 истцом не соблюдены.
В статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, раскрывающей существо принципа состязательности участников арбитражного процесса, законодатель закрепил положение, согласно которому каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Учитывая изложенное, в отсутствие доказательств обратного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом нарушены правила о необходимой численности работников в базовом периоде, в связи с чем Банком правомерно был осуществлен перевод кредита по Договору N N 6991B4ZLLRERGQ0QQ0QZ3F от 15.06.2020 в статус погашения.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь главой 42, статьями 151, 819 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 110, 112, 167-169, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", пунктами 2, 4, 9, 11, 24 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2020 году юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на возобновление деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696, суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Оснований для отмены обжалуемого решения не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 3000 руб. за подачу апелляционной жалобы возлагается на ее заявителя и уплачена им при ее подаче.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 декабря 2021 года по делу N А55-16222/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.И. Буртасова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16222/2021
Истец: ООО "Вектор-С"
Ответчик: ПАО "Сбербанк России" в лице Самарского отделения N6991
Третье лицо: Государственая корпорация развития "ВЭБ.РФ"