г. Москва |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А40-100514/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Савенкова О.В.,
судей Левченко Н.И., Александровой Г.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2021
по делу N А40-100514/21, принятое судьей Хорлиной С.С.,
по иску ООО "АПИТЕК" (ИНН 7710216286, ОГРН 1037739531500)
к Департаменту городского имущества города Москвы
(ИНН 7701319704, ОГРН 1037739510423)
третье лицо: Правительство Москвы
о признании права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы и об обязании произвести перерасчет по договору аренды
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Полещук С.С. по доверенности от 13.12.2021, диплом 107704 0131085 от 09.07.2018;
от третьего лица: Полещук С.С. по доверенности от 10.12.2021, диплом 107704 0131085 от 09.07.2018;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АПИТЕК" (далее - истец, ООО "АПИТЕК") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы (далее - ответчик, Департамент) о признании за истцом права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. по договору аренды от 05.01.2004 г. N 07-00004/04 в отношении нежилого помещения, общей площадью 169,60 кв.м., расположенного по адресу: г.Москва, ул. Академика Арцимовича, дом 8; обязании Департамента произвести перерасчет арендной платы, исходя из ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. в отношении указанного нежилого помещения.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2021 по делу N А40-100514/21 исковые требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал за истцом право на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Москвы и Департамент подали апелляционную жалобу, в которой, указывая на то, что решение принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права, просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Правительства Москвы и Департамента требования апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней мотивам, просил решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Представитель истца в судебном заседании просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 05.01.2004 г. между истцом (арендатором) и Департаментом имущества города Москвы (правопредшественником Департамента, арендодателем) был заключен Договор аренды N 07-00004/04 (далее - Договор) в отношении нежилого помещения по адресу: г.Москва, ул. Академика Арцимовича, дом 8, общей площадью 169,60 кв.м. (далее - Помещение).
Договор заключен без проведения торгов и зарегистрирован в органе по регистрации прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п. 2.1. срок действия Договора устанавливается с 01 сентября 2003 г. по 31 августа 2008 г.
Так как истец после 31.08.2008 г. продолжил пользоваться помещением, оплачивал Департаменту арендные платежи, и возражения со стороны Арендодателя в отношении продления срока аренды не поступили, то по истечении указанного срока с 31.08.2008 г. Договор был продлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 621 ГК РФ, и действует по настоящее время.
Согласно Сведений из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 11.05.2021 г. N ЮЭ9965-21-12338531 истец с 01.08.2016 г. является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием) города Москвы.
08.02.2021 г. в адрес истца поступили два уведомления о ставке арендной платы на 2021 г. от 29.12.2020 г. N 33-6-742503/20-(0)-1 и N 33-6-742503/20-(0)-2. В уведомлениях Департамент сообщил, что по Договору с 01.01.2021 действует ставка арендной платы в соответствии со следующим расчетом: "Предыдущая ставка арендной платы (руб. за 1 кв.м. в года): 4750,00 руб. Рыночная ставка арендной платы с учетом коэффициента-дефлятора в 2021 году (руб. за 1 кв.м. в года): 12713,33 руб. Тип расчета -рыночная ставка. К перечислению в год - арендная плата, без НДС - 2156 180,77 руб.".
Не согласившись с установленной на 2021 г. ставкой арендной платы, истец 20.02.2021 направил Департаменту обращение (претензию) от 20.02.2021 г. N 02/20.02-2020, потребовав представить отчет о рыночной ставке арендной платы, отменить ранее направленные уведомления от 29.12.2020 г. N 33-6-742503/20-(0)-1 и N 33-6-742503/20-(0)-2 о ставке арендной платы на 2021 год, а также установить для истца льготную ставку арендной платы по Договору аренды в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год.
В претензии истец сообщил, что отвечает критериям, установленным для применения льготной ставки в соответствии с п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" (далее - постановление Правительства Москвы N 800-ПП), и имеет право на вышеуказанную льготную арендную ставку, так как относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (микропредприятие); арендует нежилое помещение менее 300 кв.м.; у истца отсутствуют нарушения договорных условий, в том числе отсутствует задолженность по арендной плате; Договор является действующим, так как возобновлен на неопределенный срок.
Претензия истца получена Департаментом 24.02.2021 г., о чем свидетельствует отчет об отслеживании отправления.
В ответ на претензию истца от 20.02.2021 г. N 02/20.02-2020, Департамент письмом от 15.03.2021 N ДГИ-1-15174/21-1 отказал истцу в удовлетворении его требований, сообщив, что правовые основания для установления льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год по Договору у Департамента отсутствуют, мотивировав решение тем, что срок действия Договора истек 31.08.2008 г., в связи с чем, с 01.01.2021 для истца установлена рыночная ставка арендной платы, определенная в установленном законом порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы в размере 12713,33 руб. за кв.м. в год без учета НДС. Также Департамент отказал в предоставлении отчета, на основании которого определена рыночная ставка арендной платы и предложил Обществу обратиться в Межведомственную комиссию по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства для установления минимальной ставки арендной платы в размере 3500 руб. за 1 кв.м. в год
Арбитражный суд города Москвы пришел к выводу, что Департамент необоснованно отказал истцу в предоставлении права на имущественную поддержку как субъекта малого предпринимательства в виде установления льготной ставки арендной платы за нежилое помещение, предусмотренной п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки указанным субъектам устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно ч. 7 ст. 19 Закона города Москвы от 26.11.2008 N 60 (ред. от 23.04.2015) "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" порядок использования движимого и недвижимого имущества города Москвы, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе на льготных условиях, устанавливается правительством Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП (ред. от 16.04.2019) "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы" утвержден Перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, на льготных условиях, к которым относится осуществление субъектом малого предпринимательства хозяйственной деятельности на условиях, определенных соответствующим нормативным правовым актом Москвы.
В соответствии с п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП с 1 января 2020 г. ставка арендной платы в размере 4750 рублей за 1 кв.м. в год предоставляется субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по договорам аренды, заключенным без проведения торгов, срок которых не истек, за исключением договоров аренды, заключенных в порядке и на условиях, установленных частью 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Согласно п. 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП субъектам малого предпринимательства, арендующим объекты нежилого фонда площадью до 300 кв.м., находящиеся в имущественной казне города Москвы, по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Постановлением N 812-ПП от 02.12.2016 из пункта 1.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП исключен с 1 января 2017 года абзац, предусматривающий необходимость обращения в Межведомственную комиссию арендаторов, претендующих на получение льготы, предусмотренной данным пунктом.
В Постановлении N 800-ПП приведен исчерпывающий перечень оснований, при которых субъекты малого предпринимательства утрачивают право на льготную арендную плату (в случае выявления нецелевого использования помещений, наличия задолженности по арендной плате, передачи без согласия арендодателя помещений в субаренду). В пункте 2.4 постановления Правительства Москвы N 800-ПП предусмотрено, что по действующим договорам, заключенным без проведения торгов, арендная плата подлежит установлению на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой ставки арендной платы за исключением случаев, предусмотренных в пункте 1, в котором приведены основания для применения льготной ставки.
Согласно п. 1(1) постановления Правительства Москвы N 800-ПП в случае если в соответствии с договорами аренды, заключенными без проведения торгов, арендная плата установлена по ставке, определенной в установленном порядке на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы, имущественная поддержка предоставляется с 01.01.2017 в виде установления ставки арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год и в порядке, предусмотренном пунктом 2.1 Постановления.
В соответствии с п. 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП имущественная поддержка в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) этого постановления, оказывается субъектам малого предпринимательства при условии представления в Межведомственную комиссию отраслевым органом исполнительной власти города Москвы заключения о наличии оснований для предоставления данному субъекту имущественной поддержки, а также принятия Комиссией в порядке, установленном Правительством Москвы, решения о предоставлении имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы, указанной в пункте 1(1) данного постановления.
Исходя из буквального содержания пунктов 1.1, 1(1) и 2.1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м, не предусмотрена необходимость обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки в виде установления ставки арендной платы в размере 4 750 руб. за кв. м.; необходимость обращения в названную комиссию предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, претендующих на имущественную поддержку в виде иной льготной ставки в размере 3 500 руб. за кв.м.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к выводу, что истец имеет право на применение к Договору аренды льготной ставки арендной платы в порядке, установленном в п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП, в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год без обращения в Межведомственную комиссию для получения имущественной поддержки, так как является субъектом малого предпринимательства (микропредприятием), арендует помещение до 300 кв.м., и по итогам 2020 г. у истца отсутствовала задолженность по арендной плате по Договору, а, напротив, была переплата 67133,30 руб., что отражено в акте сверки, полученном от Департамента.
Довод Департамента о том, что срок Договора аренды истек 31.08.2008 г., в связи с чем к истцу не может быть применена льготная арендная ставка 4750 руб., противоречит п. 1 постановления Правительства Москвы N 800-ПП и п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ). По истечении указанного срока, а именно, после 31.08.2008 г. договор аренды был возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном ст. 621 ГК РФ, поскольку возражения со стороны Арендодателя в отношении продления срока аренды не поступили. Истец после возобновления действия Договора на неопределенный срок также продолжил пользоваться арендуемым помещением и перечислял Департаменту, а Департамент принимал от истца арендные платежи.
Департаментом в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец не соответствовал критериям, установленным в постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 г. N 800-ПП "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне г. Москвы" в спорный период, а также нецелевого использования помещений.
Согласно п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).
В 2020 г. сторонами Договора арендная плата исчислялась и уплачивалась по ставке 4750 руб. за 1 кв.м. в год. Иные обязательства по Договору исполнялись обоими сторонами в соответствии с его условиями.
Учитывая, что Договор был возобновлен на неопределенный срок и действует по настоящее время, то суд первой инстанции посчитал, что требования истца об установлении льготной ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв. м. в год в период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. по Договору в отношении нежилого помещения, общей площадью 169,60 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Академика Арцимовича, дом 8, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении иска в части обязания Департамента произвести перерасчет арендной платы, исходя из ставки арендной платы в размере 4750 руб. за 1 кв.м. в год за период с 01.01.2021 г. по 31.12.2021 г. в отношении указанного нежилого помещения, суд первой инстанции защита гражданский прав, в силу ст. 12 ГК РФ осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признании недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнении обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
То есть, приведенный в ст. 12 ГК РФ перечень не является исчерпывающим, поскольку законами могут быть предусмотрены и иные способы защиты права.
По условиям Договора на Департамент не возложена обязанность выполнить перерасчет арендной платы, а установлен лишь порядок ее изменения арендодателем.
Арбитражный суд города Москвы посчитал, что ответчиком в части требований об обязании выполнить перерасчет избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, с учетом удовлетворения требования о признании права на имущественную поддержку в виде установления льготной ставки арендной платы, размер арендной платы подлежит определению в случае заявления соответствующих денежных требований.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, дана надлежащая оценка доводам сторон и имеющимся в деле доказательствам.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ, суд -
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 03.12.2021 по делу N А40-100514/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-100514/2021
Истец: ООО "АПИТЕК"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ВЫСШИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ-ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ