г. Санкт-Петербург |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А42-5792/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Лебедева Г.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Кроликовой Д.С.,
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-44584/2021, 13АП-44225/2021) Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казенного учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2021 по делу N А42-5792/2021, принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 3 (г. Мончегорск) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного флота
Федерального государственного казенного учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений"
к муниципальному учреждению Администрации Терского района
3-е лицо: Министерство обороны Российской Федерации
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице жилищно-коммунальной службы N 3 (г. Мончегорск) филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищнокоммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации по ОСК Северного флота (далее - заявитель, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) и Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" (далее - Федерального государственного казенного учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений"
) обратились в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (уточненным) о признании незаконным бездействия муниципального учреждения Администрация Терского района (далее - ответчик, Администрация), выразившегося в не проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 22 в с. Кашкаранцы, не определении временной управляющей организации для управления указанным многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, и обязании ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом N 22 в с. Кашкаранцы, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.12.2018 N 1616, определить временную управляющую организацию для управления указанным многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений не выбран способ управления домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация.
К участию в дело в качестве третьего лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ссылается на то, что Администрация муниципального образования Терский муниципальный район является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Мурманской области. 03.09.2021 Администрацией объявлен открытый конкурс по выбору управляющей организации для многоквартирного дома, расположенного по адресу: Мурманская область. Терский район, с. Кашкаранцы, д. N 22. На участие в конкурсе по отбору управляющей организации в отношении указанного многоквартирного дома не было подано ни одной заявки управляющими организациями, то есть данный конкурс не состоялся и был признан организаторами несостоявшимся. Следовательно, в силу положений статей 161, 163 ЖК РФ, пунктом 3 Правил N 75 у Администрации возникла обязанность по назначению "временной" (на срок не более одного года) управляющей организации.
По мнению подателя жалобы, проведение открытого конкурса, с учетом того, что на конкурс не было подано ни одной заявки, не является основанием для бездействия органа местного самоуправления и не определения управляющей организации. В настоящее время ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не имеет оснований для продолжения управления спорным многоквартирным домом в порядке статьи 200 ЖК РФ и в любое время может прекратить предоставлять соответствующие услуги по отношению к данному дому, что приведет к нарушению прав жителей многоквартирного дома на надлежащее обеспечения управления МКД и получению услуг при необоснованном бездействии Администрации.
В апелляционной жалобе ФГКУ "СЗТУИО" ссылается на то, что доказательств подтверждающих, что Администрация предпринимала какие-либо активные действия в целях формирования перечня, указанного в пункте 5 Правил не представлено. Отсутствие утвержденного перечня, не является основанием невозможности определения управляющей компании. Проведение открытого конкурса, тем более, что на конкурс не было подано ни одной заявки, не является основанием для бездействия органа местного самоуправления и не определения управляющей организации.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направили, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
ак следует из материалов дела, на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами Российской Федерации, заключенного с Минобороны России, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляло управление МКД N 22, расположенном в с. Кашкаранцы, с.п. Варзуга, Терский район Мурманской области. Доля Российской Федерации в объеме переданного договором жилищного фонда составляет 100%.
12.02.2020 между Министерством обороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключено дополнительное соглашение к указанному договору, из которого следует, что спорный МКД исключен из перечня объектов жилищного фонда, закрепленного за Вооруженными силами РФ, передаваемого в управление управляющей организации.
При этом, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России до настоящего момента продолжает оказывать услуги по управлению МКД до выбора новой управляющей компании по результатам открытых конкурсов либо реализации выбранного собственниками жилых помещений способа управления МКД.
На основании приказа Государственной жилищной инспекцией Мурманской области от 27.02.2020 N 107 сведения в отношении МКД N 22 в с. Кашкаранцы в отношении, которого деятельность по управлению осуществляет ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, о чем ответчик уведомлен.
Посчитав, что Администрация бездействует, не назначая управляющую компанию, заявители от имени собственника имущества обратились в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Статья 163 ЖК РФ определяет правовые основы управления многоквартирным домом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ (в редакции, действующей с 08.02.2020) управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, или многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится органом местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в части 13 настоящей статьи и части 5 статьи 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, Администрация в соответствии с частью 2 статьи 163 ЖК РФ систематично организует и проводит открытее конкурсы по отбору управляющих организаций для заключения договора управления в МКД.
03.09.2021 Администрацией объявлен открытый конкурс по выбору управляющей организации для многоквартирного дома, расположенного по адресу: Мурманская область, Терский район, с. Кашкаранцы, д. N 22.
В силу части 17 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 N 1616 утверждены Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - Правила N 1616).
Согласно пункту 2 Правил N 1616 определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления.
В силу пункта 5 названных Правил в качестве управляющей организации решением об определении управляющей организации может быть определена управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее - перечень организаций).
Перечень организаций формируется уполномоченным органом и размещается в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В перечень организаций включаются управляющие организации, представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" (далее - протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе), одним из условий участия в котором является согласие управляющей организации на включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в адрес Администрации не поступало обращений от управляющих компаний с заявлением о включении в перечень организаций, также отсутствуют управляющие организации, которые ранее подавали заявку на участие открытом конкурсе и дали согласие на включение в перечень организаций.
Таким образом, у Администрации в настоящее время отсутствует возможность по определению управляющей организации, которая будет осуществлять управление жилищным фондом Министерства обороны РФ на период проведения открытого конкурса.
Доказательств обратного в нарушение статьи 65 АПК РФ заявителями в материалы дела не представлено.
Таким образом, в данном случае отсутствует нарушающее право заявителя бездействие со стороны Администрации, предусмотренное положениями статьи 198 АПК РФ в качестве основания для обращения участника хозяйственного оборота в суд в порядке главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не установил предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ оснований для признания незаконным оспариваемого бездействия Администрации, в связи, с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции от 01.12.2021 и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 01.12.2021 по делу N А42-5792/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Г.В. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5792/2021
Истец: ГБУ "ЦЖКУ" по ОСК СФ, ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" по ОСК СФ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ТЕРСКОГО РАЙОНА