г. Красноярск |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А33-19544/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" марта 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен "15" марта 2022 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бутиной И.Н.,
судей: Белоглазовой Е.В., Яковенко И.В.,
секретаря судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от третьего лица - Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: Беляева Н.А., представителя по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Теплосервис"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "03" декабря 2021 года по делу N А33-19544/2021,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис" (ИНН 2407007437, ОГРН 1162468096120, далее - ООО "Теплосервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к администрации Богучанского района (ИНН 2407006610, ОГРН 1022400592510, далее - ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения N 4 от 26.05.2021 в следующем порядке:
- пункт 1.1 соглашения изложить в следующей редакции: "1.1. В соответствии с настоящим соглашением уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2021 году в размере 66 001 211 (шестьдесят шесть миллионов одна тысяча двести одиннадцать) рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию";
- пункт 4.1 соглашения изложить в следующей редакции: "Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств"
- график финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, составленный в соответствии с пунктом 2.2 приложения 5 к Постановлению Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п уполномоченный орган: администрация Богучанского района/исполнитель коммунальных услуг: OOО "ТеплоСервис".
Объем субсидии всего руб.
|
в том числе: |
|||||||||||||||
1 квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
|||||||||||||
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
|||||||||
|
январь |
февраль |
март |
|
апрель |
май |
июнь |
|
июль |
август |
сентябрь |
|
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
|
66001211,00 |
11000200,00 |
0,00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
16500300,00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
16500300,00 |
5500100,00 |
5500100,0 0 |
5500100,00 |
22000411, 00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
11000211,0 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены: Министерство тарифной политики Красноярского края (ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383) и Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099).
Решением от 03.12.2021 суд урегулировал разногласия, возникшие при заключении соглашения N 4 о предоставлении субсидии на компенсации части платы граждан за коммунальные услуги от 26.05.2021.
1. Пункт 1.1 соглашения N 4 от 26.05.2021 изложен в следующей редакции:
"1.1. В соответствии с настоящим соглашением уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2021 году в размере 37 859 847 (тридцать семь миллионов восемьсот пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок семь) рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию";
2. Пункт 4.1 соглашения N 4 от 26.05.2021 изложить в следующей редакции:
"Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 27.05.2021 года, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств";
3. График финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, составленный в соответствии с пунктом 2.2 приложения 5 к Постановлению Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п уполномоченный орган: администрация Богучанского района/исполнитель коммунальных услуг: OOО "ТеплоСервис" изложить в следующей редакции:
Объем субсидии всего руб.
|
в том числе: |
|||||||||||||||
1 квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
|||||||||||||
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
|||||||||
|
январь |
февраль |
март |
|
апрель |
май |
июнь |
|
июль |
август |
сентябрь |
|
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
|
37859847,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
13087256,00 |
0,00 |
7206430,00 |
5880826,00 |
12386295,00 |
4128765,00 |
4128765,0 0 |
4128765,90 |
12386296, 00 |
4128765,00 |
4128765,00 |
4128766,00 |
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что истец неоднократно обращался как к ответчику, так и к третьим лицам за разъяснением порядка использования тарифа предыдущей ресурсоснабжающей организации, Министерством тарифной политики даны ответы, что OOО "ТеплоСервис" возможно использование тарифа до установления тарифа конкретно для истца. Истец своевременно обратился за предоставлением тарифа, что подтверждается материалами дела, а также устными пояснениями Министерства тарифной политики, данными в ходе судебного разбирательства, что подтверждается аудио протоколами судебных заседаний.
Кроме того, ни третье лицо, ни ответчик не уведомили истца о том, что в декабре 2020 года будет отменен тариф предыдущей ресурсоснабжающей организации и истец не сможет им воспользоваться для запроса компенсации части оплаты за предоставленный тепловой ресурс гражданам.
Руководствуясь направленными в адрес истца письмами, последний полагал, что до момента установления тарифа для него он может пользоваться тарифом предыдущей ресурсоснабжающей организации.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.01.2022 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 09.03.2022.
Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края представило в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразило против удовлетворения жалобы.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, изложенные отзыве на жалобе, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При изложенных обстоятельствах в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
ООО "Теплосервис" осуществляет деятельность по теплоснабжению в Богучанском районе Красноярского края в п. Артюгино, п. Манзя, п. Нижнетерянск, п. Хребтовый, п. Шиверский и является производителем теплоэнергии на данной территории.
Истец является исполнителем коммунальных услуг на территории Богучанского района Красноярского края.
01.02.2021 истец обратился к ответчику с заявлением на предоставление компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг (письмо исх. N 30 от 01.02.2021) с приложением расчета субсидии, использовав тариф на коммунальные услуги АО "Красноярская региональная энергетическая компания", для которой был утвержден тариф с 01.01.2020 в размере 8732 рублей 57 копеек, с 01.07.2020 в размере 9134 рублей 27 копеек приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2019 N 482-п. Пунктом 3 приказа установлено, что тарифы действуют по 31.12.2024. Однако ответчик на данное заявление ответил отказом (исх. N 01/31-1120 от 31.03.2021).
19.05.2021 истец повторно направил в адрес ответчика заявление о подписании соглашения на предоставлении компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в форме субсидий исполнителям коммунальных услуг (письмо исх. N 150 от 01.02.2021) с приложением расчета субсидии. 26.05.2021 в адрес истца поступило соглашение, подписанное со стороны ответчика.
Как указывает истец, ответчик не отреагировал на требование истца, не направил в адрес истца соглашение, с подписанным протоколом разногласий, лишь передал соглашение с протоколом разногласий 2 экземпляр, без подписи на протоколе разногласий.
Предметом заключения соглашения N 4 от 26.05.2021 является предоставление субсидии истцу на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, возникшей вследствие приведения ее в соответствие с предельными (максимальными) индексами изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее - предельные индексы).
Как указано в иске, у истца возникли разногласия при заключении указанного соглашения о предоставлении компенсации части платы граждан за коммунальные услуги с ответчиком, а именно по пунктам 1.1, 4.1 соглашения и графику финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, являющегося приложением к вышеназванному соглашению.
Истец настаивает на изложении пунктов 1.1, 4.1 соглашения и графика финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, являющегося приложением к соглашению, в следующей редакции:
- пункт 1.1 соглашения изложить в следующей редакции: "1.1. В соответствии с настоящим соглашением уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - субсидия) в 2021 году в размере 66 001 211 (шестьдесят шесть миллионов одна тысяча двести одиннадцать) рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию";
- пункт 4.1 соглашения изложить в следующей редакции: "Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств";
- график финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, составленный в соответствии с пунктом 2.2 приложения 5 к Постановлению Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п уполномоченный орган: администрация Богучанского района/исполнитель коммунальных услуг: OOО "ТеплоСервис" изложить в следующей редакции:
Объем субсидии всего руб.
|
в том числе: |
|||||||||||||||
1 квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
|||||||||||||
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
|||||||||
|
январь |
февраль |
март |
|
апрель |
май |
июнь |
|
июль |
август |
сентябрь |
|
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
|
66001211,00 |
11000200,00 |
0,00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
16500300,00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
16500300,00 |
5500100,00 |
5500100,0 0 |
5500100,00 |
22000411, 00 |
5500100,00 |
5500100,00 |
11000211,00 |
Ответчик настаивает на изложении пунктов 1.1, 4.1 соглашения и графика финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, являющегося приложением к соглашению, в следующей редакции:
"пункт 1.1. В соответствии с настоящим соглашением уполномоченный орган обязуется предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году в размере 37 859 847 (тридцать семь миллионов восемьсот пятьдесят девять тысяч восемьсот сорок семь) рублей, а исполнитель коммунальных услуг обязуется принять указанную субсидию";
пункт 4.1 "Настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания, распространяется на правоотношения, возникшие с 27.05.2021, и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств";
график финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, составленный в соответствии с пунктом 2.2 приложения 5 к Постановлению Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п уполномоченный орган: администрация Богучанского района/исполнитель коммунальных услуг: OOО "ТеплоСервис" изложить в следующей редакции:
Объем субсидии всего руб.
|
в том числе: |
|||||||||||||||
1 квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
|||||||||||||
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
Всего |
в том числе: |
|||||||||
|
январь |
февраль |
март |
|
апрель |
май |
июнь |
|
июль |
август |
сентябрь |
|
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
|
37859847,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
13087256,00 |
0,00 |
7206430,00 |
5880826,00 |
12386295,00 |
4128765,00 |
4128765,0 0 |
4128765,90 |
12386296, 00 |
4128765,00 |
4128765,00 |
4128766,00 |
При этом истец в обоснование исковых требований ссылается на возможность применения в расчетах субсидии с января по май 2021 года ООО "ТеплоСервис" - тарифа АО "КрасЭко", утратившего силу в конце декабря 2020 года (Приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2019 N 482-п).
При указанных обстоятельствах истец обратился в арбитражный суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении соглашения N 4 от 26.05.2021.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (пункт 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (статья 446 Гражданского кодекса Российской Федерации), при этом в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении к заключению договора указываются условия, на которых стороны обязаны заключить договор (статья 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора" при принятии решения об обязании заключить договор или об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора, суд в резолютивной части решения указывает условия этого договора, который считается заключенным на этих условиях с момента вступления в законную силу решения суда (пункт 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении преддоговорных споров обязанностью суда является обеспечение защиты прав лица, обратившегося с требованием о понуждении к заключению договора. Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора при уклонении от заключения договора и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 11657/11).
Суд не может отказать истцу в иске и в том случае, когда предложенные им редакции условий договора не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае при урегулировании спорного условия суд исходит из императивной либо диспозитивной нормы законодательства, регулирующего правоотношения сторон (статьи 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с исковым заявлением у истца возникли разногласия при заключении указанного соглашения о предоставлении компенсации части платы граждан за коммунальные услуги с ответчиком, а именно по пунктам 1.1, 4.1 соглашения и графику финансирования средств субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году, являющегося приложением к соглашению.
В ходе рассмотрения спора истец и ответчик настаивали на урегулировании разногласий при заключении спорного соглашения каждый в своей редакции.
Как установлено судом, предметом заключения соглашения N 4 от 26.05.2021 является предоставление субсидии истцу на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги, возникшей вследствие приведения ее в соответствие с предельными (максимальными) индексами изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее - предельные индексы).
Действие предельных индексов предусмотрено статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пунктом 2 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).
Предоставление компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее - компенсация) определено Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Предоставление компенсации исполнителям коммунальных услуг осуществляется органами местного самоуправления в рамках исполнения переданных отдельных государственных полномочий Красноярского края, что предусмотрено Законом края от 01.12.2014 N 7-2839 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Для выполнения переданных государственных полномочий ежегодно в краевом бюджете предусматриваются средства субвенции бюджетам муниципальных образований края.
Порядок расчета размера компенсации, условия предоставления компенсации, перечень предоставляемых документов, порядок и сроки перечисления средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг, порядок возврата средств компенсации утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка указанного порядка установлено, что перечисление средств субсидий осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления на основании принятого ими решения о предоставлении субсидии и заключённого соглашения.
На основании пункта "г" статьи 3 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" администрацией Богучанского района принято постановление от 17.04.2015 N 431-п "Об утверждении Порядка предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги на территории Богучанского района, контроля за соблюдением условий предоставления компенсации и возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления" (в ред. от 30.03.2020 N 352-п).
В соответствии с пунктом 1.3 раздела 1 Постановления Правительства Красноярского края от 17.03.2015 N 95-п (в ред. от 05.02.2018 N 39-п) "Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на осуществление органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Красноярского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
Уполномоченным органом исполнительной власти Красноярского края по предоставлению субвенций органам местного самоуправления Красноярского края на исполнение государственных полномочий по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги является Министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Законом Красноярского края от 10.12.2020 N 10-4538 "О краевом бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов" Богучанскому району предусмотрены субвенции по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году в объеме 197 202 600 рублей.
Согласно Постановлению Правительства края от 17.03.2015 N 95-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на осуществление органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" министерством сформирован уточненный расчет общего объема субвенций на 2021 год на основании данных, представленных уполномоченными органами местного самоуправления (далее - уточненный расчет).
В соответствии с уточнённым расчетом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (ИНН 2466213777, ОГРН 1082468046099), сумма субвенции Богучанскому району составила 157 033,80 тыс. рублей.
Администрацией Богучанского района принято постановление N 97-п от 15.02.2021 о предоставлении исполнителям коммунальных услуг субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги в 2021 году.
Как указывает третье лицо, ответчик предоставил в Министерство уточнённый расчет средств субвенции по истцу на сумму 37 859,85 тыс. руб. Данный расчет предусматривает предоставление компенсации только за период с 27.05.2021 по 31.12.2021.
Администрацией Богучанского района принято решение и заключено вышеуказанное соглашение N 4 от 26.05.2021 с ООО "Теплосервис" на сумму 37 859 847 рублей. При этом из расчёта, предоставленного предприятием ООО "ТеплоСервис" на сумму 6 001 000 рублей, администрацией района были исключены периоды (январь-май 2021) в которых отсутствовал утверждённый тариф для ООО "Теполосервис", что и привело к уменьшению суммы субсидии до 37,859 млн. рублей.
Как указывает третье лицо, период с 27.05.2021 по 31.12.2021 принят в расчет Министерством по следующим причинам.
По информации уполномоченного органа местного самоуправления Богучанского района, с 2020 года часть объектов теплоснабжения в Богучанском районе (котельные и тепловые сети), расположенных в п. Артюгино, п. Манзя, п. Нижнетерянск, п. Шиверский, п. Хребтовый от акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания (далее - АО "КрасЭко"), были переданы в эксплуатацию организации истцу.
При отсутствии тарифа на тепловую энергию истец для расчета с потребителями в вышеуказанных населенных пунктах Богучанского района применяло тариф АО "КрасЭКо", утвержденный приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2019 N 482-п, который с 28.12.2020 утратил силу (приказ Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.12.2020 N 358-п).
При этом для ООО "Теплосервис" тариф на тепловую энергию для потребителей данных поселков был установлен только в мае 2021 года приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 14.05.21 N 13-п, который вступил в силу с 27.05.2021.
Принципы применения предельных индексов определены Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 (далее - Основы N 400).
Согласно Основам N 400, применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, утвержденном на федеральном уровне.
Данные требования указаны также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, согласно которым размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из тарифа (цены) на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета размера компенсации, условия предоставления компенсации, перечень предоставляемых документов, порядок и сроки перечисления средств компенсации части платы граждан за коммунальные услуги исполнителям коммунальных услуг, порядок возврата средств компенсации утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, утв. Постановлением Правительства Краснянского края N 165-п от 19.04.2015, размер субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги (далее - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанной по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на текущий год (далее - плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и платой граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанной с учетом предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании края (далее - предельные индексы) (в ред. Постановления Правительства Красноярского края от 16.09.2019 N 472-п).
Согласно пункту 1.4 указанного порядка, а также пункту 2.2 Порядка, утв. Постановлением администрации Богучанского района N 352-п от 31.03.2020, расчет размера компенсации для исполнителя коммунальных услуг осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Красноярского края по формам, разработанным Министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, в соответствии с формулами, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, на основании следующей информации:
общей площади жилых помещений, отапливаемых центральным и (или) печным отоплением;
объемов потребления коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (за исключением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами);
объемов потребления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов;
размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года);
цен (тарифов) ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами для группы потребителей "население", установленных в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
численности граждан, постоянно и временно проживающих в жилых помещениях.
Судом установлено, что в период с 01.01.2021 по 27.05.2021 тариф на тепловую энергию для потребителей поселков Артюгино, Манзя, Нижнетерянск, Шиверский, Хребтовый не был установлен ни для АО "Красэко", ни для ООО "Теплосервис".
При этом ООО "Теплосервис", получив объекты теплоснабжения летом 2020 года, обратилось за установлением тарифа на тепловую энергию по спорным объектам теплоснабжения только в марте 2021 года. Доказательств, препятствующих ООО "Теплосервис" обратиться в Министерство за установлением тарифа ранее указанной даты, ООО "Теплосервис" в материалы дела не представило.
Ссылка апеллянта на то, что ответчик и Министерство тарифной политики Красноярского края не уведомили ООО "Теплосервис" о том, что будет отменен тариф, не принимается судом во внимание, поскольку обязанность органа тарифного регулирования по уведомлению ресурсоснабжающей организации об отмене тарифов для предыдущей ресурсоснабжающей организации действующее законодательство не предусматривает.
Истец полгал, что может пользоваться тарифом, установленным для предыдущей ресурсоснабжающей организации, между тем действующие нормативные правовые акты в спорный период предусматривали возможность применения тарифа предыдущей ресурсоснабжающей организации только для организаций - правопреемников (пункт 21 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения").
Учитывая изложенное, коллегия судей согласилась с выводом суда о том, что при отсутствии установленных тарифов в период с 01.01.2021 по 27.05.2021, в том числе тарифов для исполнителей коммунальных услуг, ранее оказывавших услуги на территории данных населенных пунктов, оснований для предоставления компенсации в период с 01.01.2021 по 27.05.2021 не имеется, в связи с чем требования истца о включении в соглашение периода, в котором тариф у истца отсутствовал, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно согласился с редакцией соглашения, предложенной ответчиком.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, при этом не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "03" декабря 2021 года по делу N А33-19544/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
Е.В. Белоглазова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-19544/2021
Истец: ООО "ТЕПЛОСЕРВИС"
Ответчик: Администрация Богучанского района
Третье лицо: Министерство промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края, Министрство тарифной политики Красноярского края