20 февраля 2024 г. |
Дело N А84-2907/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.02.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2024.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Яковлева А.С.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Марусина В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каримовым А.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2023 по делу N А84-2907/2023, принятое по заявлению Государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" к Межрегиональному управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" (далее - ГУП "Севастопольгаз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу об административном правонарушении от 01.03.2023 N 082/04/9.21-250/2023, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 рублей.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2023 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Не согласившись с указанным решением, ГУП "Севастопольгаз" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции изменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель считает, что административным органом не доказана вина заявителя.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 18.01.2023 в Крымское УФАС поступило обращение публичного акционерного общества по газоснабжению и газификации "Севастопольгаз" (далее - ПАО "Севастопольгаз") о нарушении ГУП "Севастопольгаз" антимонопольного законодательства при подключении (технологическом присоединении) к сетям газораспределения в рамках догазификации жилого дома гр. Каишевой И.В., расположенного по адресу: г. Севастополь, шоссе Крепостное, 23/326.
Крымским УФАС установлено, что 07.04.2022 Каишева И.В. подала заявку на подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования жилого дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, Крепостное шоссе, д. 23/32б, к сети газораспределения в рамках догазификации, которая была принята в работу ПАО "Севастопольгаз". Пунктом 1.3 Договора установлен срок осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) домовладения и пуску газа - 135 дней со дня заключения договора.
ПАО "Севастопольгаз" на основании документов и сведений, представленных в заявке, составило проект трехстороннего договора с Каишевой И.В. N ДГ/553-22 и в порядке пункта 11 Правил взаимодействия единого оператора газификации, регионального оператора газификации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий и газораспределительных организаций, привлекаемых единым оператором газификации или региональным оператором газификации, при реализации мероприятий межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций (далее - Правила N1550), утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 N 1550, сопроводительным письмом от 13.04.2022 за исх.N 33-4777 направило указанный проект договора и приложенный к нему акт приема-передачи документов от 13.04.2022 N 10 в составе иных проектов договоров в общем количестве 25 шт., в адрес ГУП "Севастопольгаз".
Письмом от 15.04.2022 за исх. N 2831 ГУП "Севастопольгаз" подтвердило факт поступления проектов договоров по сопроводительному письму от 22.03.2022 за исх. N 33-3675 и акту приема-передачи документов от 22.03.2022 N 7, также указано, что об итогах рассмотрения поступивших проектов договоров о технологическом присоединении будет сообщено дополнительно, после согласования уполномоченным органом вопроса о финансировании мероприятий по подключению к сети газораспределения в рамках догазификации. Вместе с тем, в установленные сроки (25.04.2022) в адрес ПАО "Севастопольгаз" подписанный со стороны ГУП "Севастопольгаз" договор N ДГ/553-22 не поступил.
21.02.2023 должностным лицом Крымского УФАС России в отношении ГУП "Севастопольгаз", в присутствии представителя предприятия, был составлен протокол об административном правонарушении по делу N 082/04/9.21-250/2023 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
02.03.2023 должностным лицом Крымского УФАС России, в присутствии представителя предприятия, было вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 082/04/9.21-250/2023, которым ГУП "Севастопольгаз" признано виновным в совершении административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП "Севастопольгаз" обратилось с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, влечет ответственность, установленную частью 2 указанной статьи.
Субъектами указанного административного правонарушения являются, в том числе, юридические лица - субъекты естественных монополий.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N147- ФЗ) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 12.08.2020 N 740/20 в отношении ГУП "Севастопольгаз" введено государственное регулирование деятельности в сфере транспортировки газа по трубопроводам на территории города Севастополя и заявитель включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел 2 "Транспортировка газа по трубопроводам", под регистрационным номером 92.2.2. Таким образом, антимонопольный орган обоснованно отнес ГУП "Севастопольгаз" к субъектам естественных монополий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 1547 (далее - Правила N 1547).
Исходя из пункта 2 Правила N 1547, под догазификацией понимается осуществление подключения (технологического присоединения), в том числе фактического присоединения к газораспределительным сетям газоиспользующего оборудования, расположенного в домовладениях, принадлежащих физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, намеревающимся использовать газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, с учетом выполнения мероприятий в рамках такого подключения (технологического присоединения) до границ земельных участков, принадлежащих указанным физическим лицам на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве, без взимания платы с физических лиц при условии, что в населенном пункте, в котором располагаются домовладения физических лиц, проложены газораспределительные сети и осуществляется транспортировка газа.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил N 1547 подключение (технологическое присоединение) газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в соответствии с заявкой, направленной на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сети газораспределения по типовой форме.
Пунктами 5 и 6 Правил N 1547 установлено, что подключение газоиспользующего оборудования или объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении, который заключается между заявителем, исполнителем и единым оператором газификации или региональным оператором газификации.
Таким образом, в соответствии с пунктом 6 Правил N 1547 договор о подключении заключается между заявителем, исполнителем (ПАО "Севастопольгаз") и региональным оператором газификации (ГУП "Севастопольгаз").
По общему правилу, установленному пунктом 10 Правил N 1547, для заключения договора о подключении заявитель направляет на имя единого оператора газификации или регионального оператора газификации заявку о подключении с описью вложения.
Указом Губернатора Севастополя N 99-УГ от 20.12.2021 региональным оператором газификации на территории города Севастополя определено Государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз".
Пунктом 1.1 Указа Губернатора города Севастополя от 02.06.2022 N 30-УГ "Об установлении дополнительных критериев и сроков осуществления мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения на территории города Севастополя" установлено, что исполнителем по договорам о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации на территории города Севастополя является региональный оператор газификации - Государственное унитарное предприятие города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз".
Приказом Департамента городского хозяйства г. Севастополя от 15.06.2022 N 183-ОД был утвержден Порядок взаимодействия исполнителя по договорам о подключении с газораспределительными организациями города Севастополя при осуществлении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации (далее - Порядок взаимодействия).
Пунктом 2.2. указанного порядка предусмотрено, что заявки, которые заявители подают в адрес газораспределительной организации города Севастополя, газораспределительная организация города Севастополя передает с комплектом приложенных документов, в соответствии с пунктом 16 Правил N 1547, нарочно исполнителю в течение двух рабочих дней с даты поступления.
В соответствии с пунктом 4.1. Порядка взаимодействия (в редакции на момент спорных правоотношений) заявки, соответствующие критериям догазификации, с комплектом документов, предусмотренным пунктом 16 Правил N 1547, поступившие в адрес ПАО "Севастопольгаз" в период с 21.04.2021 по 14.06.2022, но по которым не заключены договоры о подключении (технологическом присоединении) в рамках догазификации, ПАО "Севастопольгаз" передает в адрес ГУП "Севастопольгаз" в течение 5 рабочих дней с даты утверждения настоящего Приказа N 183-ОД.
Таким образом, заявки, поступившие в ПАО "Севастопольгаз" до вступления в силу Приказа N 183-ОД (по которым не заключены трёхсторонние договоры), должны были быть переданы в адрес ГУП "Севастопольгаз" с полным комплектом документов.
В силу пункта 11 Правил N 1550, газораспределительная организация направляет единому оператору газификации или региональному оператору газификации подписанный со своей стороны договор, выбранный газораспределительной организацией из предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.
Единый оператор газификации или региональный оператор газификации направляет подписанный со своей стороны договор в адрес газораспределительной организации не позднее 10 дней с даты получения договора.
При несогласии с условиями договора единый оператор газификации или региональный оператор газификации направляет в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, в адрес газораспределительной организации протокол разногласий. Газораспределительная организация направляет подписанный ею протокол разногласий единому оператору газификации или региональному оператору газификации не позднее 5 рабочих дней со дня получения протокола разногласий.
Как следует из материалов дела, сопроводительным письмом от 13.04.2022 за исх. N 33-4777 и актом приема-передачи документов от 13.04.2022 N 10 ПАО "Севастопольгаз" передало в ГУП "Севастопольгаз" трехсторонние договоры в количестве 25 шт., подписанные со своей стороны, среди которых был также направлен договор N ДГ/553-22 о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации, оформленный с Каишевой И.В.
На основании изложенного ГУП "Севастопольгаз" должно было подписать и направить договор с Каишевой И.В. в ПАО "Севастопольгаз" в срок до 25.04.2022, или при необходимости внести корректировки в указанные договоры, направить в адрес ПАО "Севастопольгаз" протоколы разногласий, однако данный порядок предприятием выполнен не был. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно письму от 04.05.2022 N 3015 ГУП "Севастопольгаз" сообщило ПАО "Севастопольгаз" о том, что договоры о подключении (технологическом присоединении) газоиспользующего оборудования к сети газораспределения в рамках догазификации получены и находятся на рассмотрении в ГУП "Севастопольгаз".
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП "Севастопольгаз" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу статьи 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В статье 2.1. КоАП РФ указано, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у предприятия реальной возможности соблюсти требования действующего законодательства, а также принять все меры, направленные на предупреждение совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
При указанных обстоятельствах в действиях ГУП "Севастопольгаз" имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Факт совершения заявителем вменяемого административного правонарушения установлен судом, подтвержден материалами дела и ГУП "Севастопольгаз" надлежащим образом не оспорен.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II этого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 этого Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, помимо прочих условий, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная ст. 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Данная правовая позиция изложена в п. 43 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018).
Из общедоступной информации, размещенной в Картотеке арбитражных дел, усматривается, что заявитель до момента совершения правонарушения и на момент вынесения оспариваемого постановления был привлечен к административной ответственности, что исключает возможность применения ст. 4.1.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Постановлением от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (пункты 18, 18.1).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Исключительных обстоятельств для признания совершенного ГУП "Севастопольгаз" административного правонарушения малозначительным судом не установлено.
Также судом не установлено оснований для применения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ в связи с вступлением в силу с 06.04.2022 Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", поскольку сведений о том, что должностное лицо предприятия привлекалось к административной ответственности за совершение данного правонарушения и имеются основания для освобождения юридического лица от ответственности в силу положений части 4 статьи 2.1 КоАП РФ в материалы дела не представлено.
Оснований для применения ст. 4.1.2 КоАП РФ судом не установлено, так как заявитель не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Санкция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей. Вместе с тем, учитывая наличие оснований, предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание назначено ГУП "Севастопольгаз" в размере половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а именно в размере 300 000,00 руб.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена, заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судом рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, а сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов по данному делу судом не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 18.09.2023 по делу N А84-2907/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия города Севастополя по газораспределению и газоснабжению "Севастопольгаз" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 АПК РФ.
Председательствующий |
А.С. Яковлев |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-2907/2023
Истец: ГУП ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ ПО ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЮ И ГАЗОСНАБЖЕНИЮ СЕВАСТОПОЛЬГАЗ
Третье лицо: Управление федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю