г. Санкт-Петербург |
|
15 марта 2022 г. |
Дело N А56-59452/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 марта 2022 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.,
судей Протас Н.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Кроликовой Д.С.,
при участии:
от заявителя: Зарванская И.И. по доверенности от 10.01.2022;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: Усачев А.В. по доверенности от 22.11.2021;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2809/2022) ООО "АудитЭнергоМодуль" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.12.2021 по делу N А56-59452/2021, принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АудитЭнергоМодуль" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "Транснефть-Балтика"
об оспаривании заключения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АудитЭнергоМодуль" (далее - заявитель, Общество, ООО "АЭМодуль") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, Управление, УФАС) N Т02-367/21 от 29.04.2021 и обязании исключить реестровую запись N Р2 109409, содержащую информацию о недобросовестном поставщике ООО "АудитЭнергоМодуль".
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Транснефть-Балтика".
Решением суда от 14.12.2021 в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, у Общества отсутствовал прямой умысел уклонения от подписания контракта. При этом указанным действиям Общества способствовали причины, связанные с отказом заводом-изготовителем в предоставлении необходимой документации, что в свою очередь не позволило победителю торгов предоставь документы Заказчику и, соответственно, подписать контракт.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель третьего лица представил письменный отзыв, в котором выразил несогласие с доводами жалобы.
Управление извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 28.01.2021 ПАО "Транснефть" на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 32109934853 по проведению конкурса в электронной форме на право заключения договора на поставку электротехнической продукции (АПС) (далее - Извещение).
Максимальное значение цены договора: 62 852 400 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 12.03.2021 N 0001-202-К-05-03861-2021/И, размещенному в ЕИС 15.03.2021, победителем конкурса признано ООО "АЭМодуль".
16.03.2021 ООО "Транснефть-Балтика" направило в адрес Участника закупки письменное уведомление о необходимости подписания договора электронной подписью.
26.03.2021 посредством функционала ЭТП Заказчиком был направлен в адрес ООО "АЭМодуль" заполненный проект договора для подписания. Срок подписания договора в соответствии с Инструкцией Документации и Положением о закупках - не позднее 29.03.2021.
По состоянию на 30.03.2021 договор ООО "АЭМодуль" подписан не был, а также не были предоставлены документы, предусмотренные пунктом 15.4 Инструкции Документации.
15.04.2021 Заказчиком в ЕИС размещен протокол признания ООО "АЭМодуль", уклонившимся от заключения договора.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от ООО "Транснефть-Балтика" поступили сведения (вх. N 12511/21 от 12.04.2021) в отношении ООО "АЭМодуль" для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения договора по результатам конкурса.
Комиссия УФАС, рассмотрев сведения, представленные ООО "Транснефть-Балтика" для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения договора, вынесла заключение N Т02-367/21 о направлении в Федеральную антимонопольную службу сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "АЭМодуль".
В реестре недобросовестных поставщиков 11.06.2021 была опубликована запись N Р2 109409, содержащая информацию о недобросовестном поставщике - ООО "АЭМодуль".
Не согласившись с заключением УФАС, а также с внесением соответствующей записи в реестр недобросовестных поставщиков, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона о закупках, в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков) в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цен, качества и надёжности, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции других злоупотреблений, данным законом установлены общие принципы и требования, предъявляемые к закупке товаров, работ, услуг.
В силу части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в единой информационной системе (часть 3 статьи 5 Закона).
В целях контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и осуществления полномочий по ведению реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Законом о закупках, Федеральной антимонопольной службой принят приказ от 18.03.2013 N 164/13 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Приказ N 164/13).
В соответствии с пунктом 1 Приказа N 164/13 на комиссию ФАС России и соответствующие комиссии территориальных органов ФАС России возложена обязанность по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, полномочия по проверке сведений, предоставляемых в ФАС России в соответствии с Правилами направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Сведения).
Сведения рассматриваются соответствующими территориальными органами ФАС России по месту нахождения заказчика (пункт 2.4 Приказа N 164/13).
Согласно пункту 2.1 Приказа N 164/13 соответствующая комиссия антимонопольного органа проводит проверку сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в течение 10 дней с даты их поступления. По результатам проверки сведений комиссия дает соответствующее заключение, которое не позднее двух рабочих дней должно быть представлено руководителю ФАС для принятия им решения о включении либо об отсутствии оснований для включения сведений в реестр, которое оформляется приказом ФАС России.
Вместе с тем, включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта участвовать в торгах.
В соответствии с требованиями Закона о закупках, протоколом заседания Совета директоров ПАО "Транснефть" от 05.04.2019 г. N 5 утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть" (далее - Положение, Положение о закупке), которое размещено на официальном сайте единой информационной системы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В разделе 15 Документации содержится Инструкция для участников Закупки (далее - Инструкция), где указаны сроки и порядок заключения договора.
В соответствии с пунктом 15.1 Инструкции Документации договор заключается заказчиком с победителем закупки, выбранным по результатам проведенной закупки в порядке, предусмотренном Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть" и настоящей Инструкцией, при условии предоставления со стороны победителя закупки документов, указанных в пунктах 15.4 -15.7 настоящей Инструкции.
На основании пункта 15.2 Инструкции договор по результатам закупки заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, заказчика.
В силу пункта 15.3 Инструкции победитель закупки обязан подписать договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не позднее 13 (тринадцати) календарных дней с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. Если победитель закупки не подписывает договор в указанный срок, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке товаров, работ, услуг ПАО "Транснефть".
Как следует из пункта 15.4 Инструкции, победитель закупки обязан (в случае если указанное требование установлено в извещении об осуществлении закупки) не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки, предоставить посредством функционала электронной площадки (при отсутствии такого функционала - на адрес электронной почты организатора закупки, указанный в извещении об осуществлении закупки) документы, подтверждающие возможность поставки товаров по закупке, раскрывающие полную цепочку лиц, начиная от производителя товара и заканчивая победителем закупки, по позициям, по которым в столбце "Подтверждение возможности исполнения договора" Формы 2 "Расчет цены договора (цены лота)" или Формы 2.2 "Расчет попозиционных цен единичных расценок" установлено требование о предоставлении данного подтверждения.
Согласно пункту 15.9 Инструкции Заказчик подписывает договор по результатам закупки не ранее чем через 10 календарных дней и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам закупки. Договор по результатам закупки заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки и заявкой участника закупки, с которым заключается договор.
Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 30.03.2021 договор по результатам конкурса ООО "АЭМодуль" подписан не был, документы, предусмотренные пунктом 15.4 Инструкции Документации не предоставлены.
В обоснование своих доводов Общество указало, что является официальным дилером ООО "ЭТМ" на основании дилерского договора N 10/21 ДД от 01.01.2021. После подведения итогов Закупки ООО "АЭМодуль" обратилось к ООО "ЭТМ" с запросом в предоставлении документов, предусмотренных пунктом 15.4 Инструкции.
В ответ на запрос от ООО "ЭТМ" поступило письмо с отказом в подтверждении полномочий и возможности поставки оборудования по предмету Закупки. Таким образом, ООО "АЭМодуль" не смогло предоставить Заказчику необходимые в соответствии с пунктом 15.4 Инструкции документы, о чем Заказчику было сообщено в письме N 1704 от 29.03.2021, и вследствие этого не подписало направленный проект договора. Вместе с тем, Общество полагает, что указанные обстоятельства для ООО "АЭМодуль" являлись непредвиденными и участник закупки не имел намерения уклониться от заключения договора.
Суд первой инстанции, рассмотрев указанные доводы Общества, правомерно признал их недостаточно обоснованными.
В рассматриваемом случае, подав заявку на участие в конкурсе, участник принял все условия Документации, в том числе условия заключения договора, указанные в разделе 15 Инструкции. Кроме того, ООО "АЭМодуль", являясь профессиональным участником рынка электротехнической продукции, обязано было осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения договора в дальнейшем. При этом, действуя разумно и осмотрительно, Общество должно было заблаговременно изучить документацию о Закупке и понимать необходимость своевременного совершения определенных действий в случае признания его победителем конкурса, в том числе представить в установленный Документацией срок требуемые документы и подписать договор.
Также следует учесть, что Документацией о закупке не предусмотрена поставка продукции конкретного завода-изготовителя. В связи с чем Общество не лишено было возможности обратиться к иному заводу-изготовителю или поставщикам в целях предоставления необходимых документов и в последующем поставки оборудования по договору.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с выводами Управления и суда первой инстанции о наличии безусловных признаков недобросовестного поведения в действиях Общества.
В связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в признании недействительным оспариваемого заключения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доводам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, в связи с чем апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлине в размере 1 500 руб. подлежат оставлению на подателе жалобы, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1 500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета РФ на основании платежного поручения N 1716 от 29.12.2021.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14 декабря 2021 года по делу N А56-59452/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АудитЭнергоМодуль" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "АудитЭнергоМодуль" из федерального бюджета РФ 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59452/2021
Истец: ООО "АУДИТЭНЕРГОМОДУЛЬ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "ТРАНСНЕФТЬ - БАЛТИКА"